Наставничество как процесс воспитания личности обучающегося профессионального образования
Научная статья
УДК62.5
Роль педагога-организатора в формировании студенческого коллектива
Оксана Александровна Люблинцева
Ливенский филиал ОГУ им. И.С. Тургенева, Россия, Ливны, oxana.lyblinzeva@yandex.ru
Аннотация. В данной статье рассматривается педагог-организатор как одна из ключевых фигур по формированию студенческого коллектива. В ходе формирования студенческого коллектива взаимодействие между педагогом-организатором и студентом осуществляется субъект-субъектное, т.е. отношения строятся на принципах доверия, диалога, партнерства и взаимного обогащения, передачи личного и практического опыта студенту.
Ключевые слова: педагог-организатор, студенческий коллектив, практическая деятельность, направления воспитательной работы
Mentoring as a process of educating the personality of a
student of professional education
Original article
The role of the teacher-organizer in the formation of the student team
Oksana Alexandrovna Lyublintseva
Livensky Branch of the OSU named after I.S. Turgenev, Livny, Russia, oxana.lyblinzeva@yandex.ru
Annotation. This article examines the teacher-organizer as one of the key figures in the formation of the student team. During the formation of the student team, the interaction between the teacher-organizer and the student is subject-to-subject, i.e. the relationship is based on the principles of trust, dialogue, partnership and mutual enrichment, transfer of personal and practical experience to the student.
Keywords: teacher-organizer, student body, practical activity, areas of educational work
Введение
Если жить только для себя, мелкими заботами о благополучии, то от прожитого не останется и следа.
Если же жить для других, то другие сберегут то, чему служил, чему отдавал силы.
Дмитрий Лихачев
Основная часть
Педагог-организатор – это одна из ключевых фигур в филиале. Областью деятельности педагога-организатора является организационно-педагогическое обеспечение воспитательного процесса в филиале путем предоставления обучающимся возможности участия в творческой деятельности, которая соответствует их интересам, склонностям, способностям, направленной на их развитие и самореализацию. Таким образом, именно педагог-организатор находится ближе всех к студенческому коллективу и именно от него в большей степени зависит формирование студенческого коллектива - станут ли студенты полноценными гражданами или же останутся неприспособленными к жизни в обществе. В соответствии с этим работа педагога-организатора по формированию студенческого коллектива в филиале осуществляется по следующим направлениям:
1) поддержка и консультация обучающихся. Педагог-организатор является наставником и психологом для студентов. Он готов прослушать и помочь студентам в решении различных проблем, связанных как с учебным процессом, так и с личными вопросами;
2) организация воспитательных мероприятий. Педагог-организатор отвечает за организацию и проведение, участие в различных воспитательных мероприятиях в филиале, таких как: спортивно-развлекательные соревнования «Студенческие баталии», посвященные Дню российского студенчества, праздник «Широкая масленица!»; традиционные творческие конкурсы «Идеальная пара», «Мисс филиала», «Мистер филиала»; выступление агитбригады «СПИД – актуальные вопросы! Выбираем жизнь!», акция «СТОПВИЧ!»; конкурс патриотической песни «За тебя, Родина-мать!», посвящённый защитникам Отечества, городской фестиваль «Мы - семья», городской спортивный фестиваль «Zа Россию!» и т.д.. Эти мероприятия не только помогают студентам раскрыть свой потенциал в различных сферах, но и способствуют формированию коллективного духа и сплоченности студенческого сообщества;
3) помощь в самоорганизации. Педагог-организатор помогает студентам развивать навыки самоорганизации, планирования своего времени и управления учебными задачами. Он проводит часы общения, беседы, которые помогают студентам стать более самостоятельными и ответственными в своих действиях;
4) создание условий для развития талантов. Педагог-организатор активно ищет и поддерживает талантливых студентов. Он помогает им находить своё место в филиале, организовывает выступления, создает условия для развития и раскрытия творческих способностей студентов. В филиале проводится традиционный творческий конкурсы «Алло, мы ищем таланты!», патриотический конкурс «Победа ради жизни», литературные конкурсы и т.д. Эти мероприятия позволяют студентам показать свои лучшие навыки и добиться признания со стороны преподавателей и соучастников;
5) помощь в трудоустройстве. Педагог-организатор оказывает студентам помощь в трудоустройстве: помогает разработать резюме, организовывает встречи с работодателями, органами местного Центра занятости, которые консультируют студентов по теме карьерного роста. Таким образом, педагог-организатор помогает студентам успешно стартовать на рынке труда и достичь профессионального успеха.
Все эти направления работы педагога-организатора содействуют формированию сплоченного студенческого коллектива, так как они помогают студентам развивать личностные качества, приобретать новые знания и навыки, но и построить коммуникацию и укрепить свои социальные связи, а также находить свое место в филиале и обществе в целом.
В ходе формирования студенческого коллектива взаимодействие между педагогом-организатором и студентом осуществляется субъект-субъектное, т.е. отношения строятся на принципах доверия, диалога, партнерства и взаимного обогащения, передачи личного и практического опыта студенту.
Заключение
Таким образом, современный педагог-организатор - это личность, способная к созиданию вместе со своими учениками, отличающаяся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающая развитым чувством ответственности, коммуникативными навыками, способностью к сотрудничеству, самостоятельностью в принятии решений в трудных жизненных ситуациях. |