Четверг, 02.05.2024, 12:36
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » РАЗВИТИЕ ТРАДИЦИЙ НАСТАВНИЧЕСТВА КАК ОДНОГО ИЗ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ » 6. Наставничество как процесс воспитания личности обучающегося профессионального образования.

Роль наставничества в современном образовании

Наставничество как процесс воспитания личности обучающегося профессионального образования

Научная статья

УДК62.5

 

Роль наставничества в современном образовании

 

Наталия Олеговна Акимова

Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева, Орёл, Россия, natashazaitseva99@gmail.com

 

Аннотация. В статье автор размышляет на тему роли наставника в современном образовании. Приведены несколько определений наставничества. Выделены основные понятия, методы и задачи наставничества, которые пытались определить ученые всех времен.

Ключевые слова: наставничество, наставник, профессиональное образование, методы наставничества

 

 

Mentoring as a process of educating the personality of a student of professional education

Original article

 

The role of mentoring in modern education

 

Natalia Olegovna Akimova

Orel state university named after I.S. Turgenev, Orel, Russia, natashazaitseva99@gmail.com

 

Abstract. In the article, the author reflects on the role of a mentor in modern education. Several definitions of mentoring are given. The basic concepts, methods and tasks of mentoring that scientists of all times have tried to define are highlighted.

Keywords: mentoring, mentor, professional education, mentoring methods

 

Введение

Процесс профессионального образования не ограничивается учебными программами и учебными материалами. Он включает в себя гораздо больше – формирование личности обучающегося, развитие навыков и компетенций, а также внедрение в профессиональное сообщество. В этом процессе наставничество играет критическую роль. Оно способствует воспитанию личности обучающегося, делая обучение более глубоким и устойчивым.

Создание гибкой и мобильной системы обучения для профессионального развития позволит молодым педагогам сформировать их мотивации к саморазвитию. Эта система отражает важную потребность в поддержке со стороны опытных преподавателей, готовых оказать практическую и теоретическую поддержку и обеспечить профессиональное развитие на рабочем месте. Поэтому в образовании всё чаще стала использоваться такая форма работы, как наставничество. Именно наставник отвечает за реализацию информационной, организационной, обучающей и других функций, обеспечивает условия для адаптации и непрерывного профессионального образования начинающего педагогического работника.

Основная часть

Существует множество определений понятия наставничества, приведем некоторые из них.

В СССР наставничество являлось формой коммунистического воспитания и профессиональной подготовки молодежи на производстве мастерами, опытными рабочими. В различных формах существовало с 30-х гг. ХХ века, особенно распространилось с 70-х годов [3, с. 26].

В современной теории образования за рубежом наставничеству как методу и способу адаптации и профессионального становления молодого специалиста придается большое значение. Особого внимания заслуживает позиция Г.Льюиса, который рассматривает понятие «наставничество» как систему отношений и ряд процессов, когда один человек предлагает помощь, руководство, совет и поддержку другому. Наставник - человек, обладающий определенным опытом и знаниями, высоким уровнем коммуникации, стремящийся помочь своему подопечному приобрести опыт, необходимый и достаточный для овладения профессией.

В современном мире наставник – это опытный профессионал, готовый делиться своими знаниями, опытом и мудростью с новыми поколениями. В профессиональном образовании наставничество не только передает конкретные навыки, но и помогает студентам лучше понимать ценности и нормы своей будущей профессии.

Наставник помогает обучающимся освоить не только технические аспекты своей области, но и этические и социокультурные аспекты, важные для успешной карьеры. Он помогает сформировать профессиональную и личную идентичность студента.

Основные задачи деятельности наставника пытались определить ученые и философы всех времен.

Например, Сократ считал, что главной задачей наставника является пробуждение мощной духовной силы ученика. Исходя из главного положения Сократа «Я знаю только то, что ничего не знаю», ученик и учитель находятся на одном уровне, в их учении рождается истина.

Платон говорил, что учителя становятся правителями, так как они имеют власть над умами учеников.

Жан-Жак Руссо полагал, что наставник должен обладать искусством уметь ничего не делать с учеником.

К. Д. Ушинский вовсе считал, что гордиться своим опытом наставничества нельзя. Это приводит к тому, что педагог только задает уроки и спрашивает их. Теоретические и практические знания должны дополнять друг друга.

В понятии наставничества выделяются следующие формы:

— индивидуальная (предполагает персонализированное сопровождение наставляемого);

— групповая (сопровождение одним наставником группы наставляемых, обладающих одним образовательным направлением);

— коллективная (организация наставничества в работе с коллективом, обладающим различными образовательными направлениями);

— взаимная (организация взаимной поддержки наставляемых, обладающих различными образовательными направлениями);

— онлайн (поддержка наставляемых, находящихся в удаленном доступе).

Наставничество в профессиональном образовании приносит множество преимуществ. Оно способствует более глубокому и практическому пониманию предметной области, укрепляет моральные и этические ценности, и учит студентов, как быть успешными в профессиональной среде. Также наставник помогает студентам развивать навыки, которые сложно передать в рамках учебной программы, укрепляет связи между обучающимися и профессиональным сообществом, поддерживает студентов в процессе принятия решений о карьере и профессиональном развитии, содействует формированию профессиональной и личной     идентичности.

Наставничество активно изучалось в 70-80-е гг. XX века в рамках адаптации молодых специалистов на производстве. В начале 90-х годов произошла смена профессиональных приоритетов, начался переход к рыночным отношениям, ценности и жизненные приоритеты изменились. Все это привело к тому, что наставничество как введение молодых работников в профессию перестало быть актуальным и прекратило свое существование. В результате сейчас мы имеем, отрыв одного поколения от другого и «старение» профессионалов в ряде отраслей: инженерия, приборо и машиностроение, педагогика. Более того, педагогика перешла в разряд непрестижных наук и непопулярных профессий. В студенческой среде произошла существенная деформация профессиональной и миграционной мотивации, гражданских позиций и нравственных ценностей [3].        

Наставничество - в наши дни - тип подготовки к работе, обеспечивающей занятость работника с поддержкой опытного наставника, что способствует изучению работы на практике и в широком диапазоне деятельности [4].

Задача высшего и среднего образования в России заключается в подготовке высококвалифицированных специалистов, которые будут развивать производство, двигать науку, передавать знания и умения следующим поколениям. В настоящее же время суть обучения молодежи в вузах и колледжах свелась, по сути, только к передаче знаний и формированию умений эти знания применять на практике, т.е. только к учебному процессу; о формировании и становлении личности студента как профессионала и гражданина речь, к сожалению, не идет [1].

Наставничество выходит за рамки традиционных методов обучения, создавая уникальную среду, в которой ученик может не только учиться, но и развиваться как личность.

1. Индивидуальный подход: Наставничество в современном образовании позволяет перейти от массового обучения к индивидуальному подходу. Наставник, зная своего ученика, может адаптировать материал к его особенностям, тем самым стимулируя более эффективное усвоение информации.

2. Развитие ключевых навыков: Основной задачей наставника становится не только передача фактических знаний, но и развитие у учеников ключевых навыков, таких как критическое мышление, коммуникация, решение проблем. Эти навыки необходимы для успешной адаптации в обществе и на рынке труда.

3. Стимулирование творчества: Наставничество способствует развитию творческого мышления и самовыражения. Вместо того чтобы просто запоминать факты, ученик может экспериментировать, искать решения, что развивает его творческий потенциал.

4. Психологическая поддержка: Наставничество включает в себя не только обучение, но и психологическую поддержку. Учитель-наставник может быть для ученика не только источником знаний, но и надежным советчиком, готовым помочь в решении трудностей.

5. Подготовка к будущей карьере: Современное образование должно готовить учащихся не только к сдаче экзаменов, но и к успешной карьере. Наставничество вводит элементы практического опыта в учебный процесс, что помогает выпускникам быть готовыми к вызовам современного рынка труд.

Также можно обозначить такие методы как:

— методы организации деятельности сопровождаемого, выступающей фактором его развития и накопления личностно значимого опыта;

 — организация обсуждения (беседа, групповая рефлексия), в процессе которого осуществляются оценка и осмысление опыта, полученного в деятельности;

— создание специальных ситуаций (развивающих, деятельностных, коммуникативных, проблемных, конфликтных), расширяющих опыт наставляемого и активизирующих процессы его развития;

 — создание внешних условий среды освоения деятельности (в том числе предметно-пространственной среды, оптимальной для развития наставника);

— методы диагностико-развивающего и контролирующего оценивания;

— методы управления межличностными отношениями в группе наставляемых;

— нетворкинг — метод организации контактов и взаимодействия сопровождаемых с актуально и перспективно значимыми социальными;

— личный пример (наставник как носитель образа «успешной взрослости», эффективных стратегий самообразования и саморазвития, демонстрирующий определенные образцы деятельности);

— консультирование.

Заключение

Таким образом, наставничество является трудным процессом для успешной адаптации молодых педагогов. По мере углубления профессионального участия положительная оценка наставника становится более важной, чем когда-либо.

Наставничество в профессиональном образовании – это процесс, который приносит множество пользы как студентам, так и наставникам. Оно углубляет обучение, помогает студентам лучше подготовиться к будущей карьере и формирует понимание профессиональных ценностей и этических норм. Важно поддерживать и поощрять наставничество, так как оно способствует качественному образованию и успешному внедрению студентов в профессиональное сообщество. Роль наставничества в современном образовании трудно переоценить. Она не только дополняет традиционные методы обучения, но и создает условия для полноценного развития личности ученика. Наставничество становится мостом между теорией и практикой, подготавливая новое поколение к вызовам будущего.

 

Список источников

 

  1. Зеленцова Е.В., Масич Е.В., Никитина В.В. Исследование способностей и мотивации молодежи к деятельности в области ITтехнологий как одна из задач управления в сфере образования / Е.В. Зеленцова, Е.В.Масич, В.В. Никитина // technomag.edu.ru: Наука и Образование: электронный научно-технический журнал. – 2013. – Вып. 4. – URL http://technomag.edu.ru/doc/565163.html. (дата обращения 25.07.2013)
  2. Исторический словарь // enc-dic.com: URL: http://enc-dic.com/history/ Nastavnichestvo-27565.html.
  3. Льюис Г. Менеджер-наставник / Г.Льюис. – М.: изд-во Баланс-клуб, 2002. – 192 с.
  4. Наставничество // school-429.ru: URL: http://school-429.ru/uploads/ files/doc/Kadry/Наставничество.doc.
  5. Никитина В.В. Корпоративная культура. Электронное учебное издание. Учебное пособие по дисциплине «Управление персоналом» / В.В. Никитина. – М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2012. – 52 с.

 

References

 

1.   Zelencova E.V., Masich E.V., Nikitina V.V. Issledovanie sposobnostej i motivacii molodezhi k deyatel'nosti v oblasti ITtekhnologij kak odna iz zadach upravleniya v sfere obrazovaniya / E.V. Zelencova, E.V.Masich, V.V. Nikitina // technomag.edu.ru: Nauka i Obrazovanie: elektronnyj nauchno-tekhnicheskij zhurnal. – 2013. – Vyp. 4. – URL http://technomag.edu.ru/doc/565163.html. (data obrashcheniya 25.07.2013)

2.   Istoricheskij slovar' // enc-dic.com: URL: http://enc-dic.com/history/ Nastavnichestvo-27565.html.

3.   L'yuis G. Menedzher-nastavnik / G.L'yuis. – M.: izd-vo Balans-klub, 2002. – 192 s.

4.   Nastavnichestvo // school-429.ru: URL: http://school-429.ru/uploads/ files/doc/Kadry/Nastavnichestvo.doc.

5.   Nikitina V.V. Korporativnaya kul'tura. Elektronnoe uchebnoe izdanie. Uchebnoe posobie po discipline «Upravlenie personalom» / V.V. Nikitina. – M.: MGTU im. N.E. Baumana, 2012. – 52 s.

 

Категория: 6. Наставничество как процесс воспитания личности обучающегося профессионального образования. | Добавил: Kofanov (15.12.2023)
Просмотров: 41 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика