Пятница, 17.05.2024, 07:12
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » РАЗВИТИЕ ТРАДИЦИЙ НАСТАВНИЧЕСТВА КАК ОДНОГО ИЗ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ » 5. Роль наставничества в профессиональной адаптации и становлении молодых специалистов.

Внедрение в организации системы наставничества молодых специалистов для улучшения качества на рабочем месте программиста SQL/ETL

Роль наставничества в профессиональной адаптации и становлении

молодых специалистов

 

Научная статья

УДК 658.018

 

Внедрение в организации системы наставничества молодых специалистов для улучшения качества на рабочем месте программиста SQL/ETL

 

Ксения Олеговна Ашихмина1, Никита Владимирович Швецов1,

Владимир Владимирович Марков1*

1Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева, Орёл, Россия,  pms35vm@yandex.ru*

 

Аннотация. Рассмотрен процесс создания баз данных на примере диаграммы физического проектирования баз данных по стандарту IDEF0. Выполнен обзор основных элементов системы разработки баз данных. Представлена роль наставничества в обучении молодых специалистов для улучшения качества на рабочем месте. Рассмотрены преимущества и методы наставничества.

Ключевые слова: базы данных; SQL; наставничество; улучшение качества

 

The role of mentoring in professional adaptation and development

of young professionals

Original article

 

Implementation of a mentoring system for young professionals in the organization to improve the quality of an SQL/ETL programmer's workplace

 

Ksenia Olegovna Ashikhmina1, Nikita Vladimirovich Shvetsov1,

Vladimir Vladimirovich Markov1*

1 Oryol State University named after. I.S. Turgenev, Orel, Russia, pms35vm@yandex.ru*

 

Abstract. The process of creating databases is considered using the example of a diagram of the physical design of databases according to the IDEF0 standard. A review of the main elements of a database development system has been completed. The role of mentoring in training young professionals to improve quality in the workplace is presented. The advantages and methods of mentoring are considered.

Key words: databases; SQL; mentoring; quality improvement

 

Введение

Наставничество все чаще используется главным образом для профессионального развития, чтобы указать на позитивные изменения в личности и поощрить передачу знаний от наставника к молодому специалисту. Организации и компании находят коучинг и наставничество весьма полезными для карьерного роста своих сотрудников, поэтому коучинг и наставничество применяются многими организациями в своей практике. На рабочем месте коучинг и наставничество используются, когда руководство обнаруживает, что есть работающие люди, которым необходимо повысить свой потенциал, чтобы лучше выполнять свою работу и быть более продуктивными. У некоторых сотрудников могут быть навыки, которые необходимо укреплять, недостатки в рабочем поведении и проблемы с производительностью. После оценки эти сотрудники будут рекомендованы для коучинга. Тренеры обычно являются руководителями и менеджерами. Компания может даже иметь делегированного тренера для этого конкретного отдела [1].

Чтобы создать успешную программу наставничества, необходимо обладать отличными организаторскими способностями и иметь надежный план. При запуске программы необходимо учитывать множество факторов.

Основная часть

Первым шагом для любой организации, желающей внедрить программу наставничества, является определение цели и задач самой программы.

На производстве АО «Киви» основной целью наставничества является создание более разнообразной и инклюзивной рабочей силы, а также повышение профессиональных навыков молодых специалистов. При определении целей важно понимать потребности и желания участвующих наставников и подопечных. Необходимо внедрить программу, которая будет выгодна не только организации, но и ее участникам.

В АО «Киви» основным классом наставляемых являются молодые специалисты, т.е. выпускники ВУЗов или студенты последних курсов. Такие специалисты имеют малый опыт работы как в жестких (т.е. профессиональных навыках: программирование, знание иностранного языка, рабочих программ и т.п.), так и в гибких навыках (т.е. непрофессиональных навыках: умение общаться и договариваться с людьми, быть креативным, планировать свой рабочий день и т.п.).

Таким образом, стажеры смогут получать неоценимый опыт в различных сферах своей профессиональной деятельности, а организация сможет получать более квалифицированных специалистов, у которых будет желание продолжать работать в АО «Киви».

Перед началом внедрения системы наставничества необходимо рассмотреть процесс проектирования базы данных. Рассмотрим данный процесс на примере диаграммы физического проектирования баз данных по стандарту IDEF0 (рисунок 1) [2].

На рисунке 1 видно, что основными специалистами, принимающими участие в разработке баз данных, являются аналитик и технический специалист) программист SQL/ETL).

Рисунок 1 – Диаграмма физического проектирования баз данных

 по стандарту IDEF0

 

Ключевыми моментами наставничества на данном этапе разработки баз данных являются:

  1. Изучение и разъяснение должностных инструкций;
  2. Изучение ГОСТ 7.70-96;
  3. Объяснение теоретической части создания баз данных и управления СУБД;
  4. Помощь в практическом программировании БД;
  5. Проверка и тестирование готовых БД.

Благодаря вышеперечисленным пунктам молодой специалист под руководством наставника сможет обучиться физическому проектированию и изучить основную техническую документацию в разы быстрее, чем самостоятельно. Также наставничество дает стажерам следующие преимущества:

  • Повышает уверенность в себе и самооценку;
  • Способствует профессиональному карьерному росту;
  • Повышает навыки;
  • Выявляет слабые места и превращает их в потенциальные успехи;
  • Развивает хорошие отношения с руководителем;
  • Улучшает анализ проблем;
  • Уменьшает чувство низкой самооценки и разочарования.

Но не стоит забывать и о неоспоримых преимуществах также и для компании:

  • Более высокое удержание сотрудников;
  • Конкурентное преимущество за счет более квалифицированных и хорошо работающих сотрудников;
  • Увеличение набора навыков и уровня знаний социалистов;
  • Планирование преемственности;
  • Улучшение коммуникации внутри организации;
  • Укрепление корпоративной культуры и этики [3].

Методы наставнической деятельности отличаются большим разнообразием. Это связано с тем, что в работе наставника, в зависимости от вида наставничества и особенностей конкретной ситуации, могут быть использованы методы, заимствованные из педагогики, андрагогики, социальной работы, профконсультирования, психотерапии и других отраслей практической психологии, коррекционной педагогики (в последних случаях необходимо наличие у наставника специальной подготовки). Среди основных (общеупотребительных) методов наставнической деятельности можно обозначить:

  • методы организации деятельности сопровождаемого (группы сопровождаемых), выступающей фактором его развития и накопления личностно значимого опыта;
  • организация обсуждения (беседа, групповая рефлексия), в процессе которого осуществляются оценка и осмысление опыта, полученного в деятельности;
  • создание специальных ситуаций (развивающих, деятельностных, коммуникативных, проблемных, конфликтных), расширяющих опыт сопровождаемого и активизирующих процессы его развития;
  • создание внешних условий, среды освоения деятельности (в том числе предметно-пространственной среды, оптимальной для развития наставника);
  • методы диагностико-развивающего и контролирующего оценивания (в том числе «включенное наблюдение», беседа, анкетирование, социометрия и т. д.) [4].

Таким образом, можно сделать вывод, что влияние сеансов наставничества на людей, работающих в организации, возрастает благодаря следующим вещам:

    • На рабочем месте царит атмосфера сотрудничества, где профессиональное обучение является продуктивным, а люди имеют желание и стремление развиваться и совершенствоваться.
    • Руководство признает потребность сотрудников в профессиональном обучении, которая должна быть достигнута для повышения организационных стандартов.
    • Существуют стандартные процессы и наборы процедур для программ коучинга и наставничества, основанные на передовом опыте.
    • Рабочие роли сотрудников переопределены и включают в себя сеансы коучинга и наставничества.
    • Назначенные тренеры и наставники обладают соответствующими личными и профессиональными качествами и навыками, необходимыми для проведения эффективного коучинга. Эти эксперты также способны обеспечить непрерывное обучение и развитие, необходимые для прогресса сотрудников.

Заключение

Компания АО «Киви» признает ценность наставничества для улучшения состояния рабочих мест молодых специалистов. В результате внедрения системы наставничества молодых специалистов в организацию для улучшения качества на рабочем месте программиста SQL/ETL, рост качества выпускаемой продукции (баз данных) вырос, что  обусловлено результатами, которые наставничество оказывает на сотрудников. Благодаря системе наставничества, молодой специалист под руководством наставника сможет обучиться физическому проектированию баз данных и изучить основную техническую документацию намного быстрее, чем самостоятельно.

 

 

Список источников

 

1 Why Coaching and Mentoring is Important? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.exforsys.com/career-center/coaching-mentoring/why-coaching-and-mentoring-is-important.html

2 Projectitmo Актуально ли на сегодня моделирование в IDEF0? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://projectimo.ru/biznes-processy/idef0.html

3 Еникеева, Г.С. Наставничество как инструмент синхронизации системы подготовки кадров в СПО и кадровых потребностей экономики региона [Электронный ресурс] / Г. С. Еникеева, Т. М. Соболева // Академический вестник. Вестник СПб АППО. - 2022. - №2. - С.52-55.

4 Мелвилл Лидхем, Эрик Парслоу. Коучинг и наставничество. Практические методы обучения и развития [Электронный ресурс]. – 2022. – 414с.

 

References

 

1 Why Coaching and Mentoring is Important? [Elektronnyj resurs]. – Rezhim dostupa: https://www.exforsys.com/career-center/coaching-mentoring/why-coaching-and-mentoring-is-important.html

2 Projectitmo Aktual'no li na segodnya modelirovanie v IDEF0? [Elektronnyj resurs]. – Rezhim dostupa: http://projectimo.ru/biznes-processy/idef0.html

3 Enikeeva, G.S. Nastavnichestvo kak instrument sinhronizacii sistemy podgotovki kadrov v SPO i kadrovyh potrebnostej ekonomiki regiona [Elektronnyj resurs] / G. S. Enikeeva, T. M. Soboleva // Akademicheskij vestnik. Vestnik SPb APPO. - 2022. - №2. - S.52-55.

4 Melvill Lidhem, Erik Parslou. Kouching i nastavnichestvo. Prakticheskie metody obucheniya i razvitiya [Elektronnyj resurs]. – 2022. – 414s

Категория: 5. Роль наставничества в профессиональной адаптации и становлении молодых специалистов. | Добавил: Kofanov (15.12.2023)
Просмотров: 22 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика