Пятница, 17.05.2024, 04:40
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » РАЗВИТИЕ ТРАДИЦИЙ НАСТАВНИЧЕСТВА КАК ОДНОГО ИЗ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ » 5. Роль наставничества в профессиональной адаптации и становлении молодых специалистов.

Роль педагога – наставника в процессе становления будущего специалиста

Роль наставничества в профессиональной адаптации и становлении молодых специалистов

Научная статья

УДК 37.013:377

 

Роль педагога – наставника в процессе становления

будущего специалиста

 

Наталия Владимировна Воробьёва1*, Оксана Николаевна Смирнова1

1Мценский филиал ОГУ имени И.С. Тургенева, Мценск, Россия, vora.domashniy2015@yandex.ru*

 

Аннотация. Статья посвящена анализу профессионального наставничества, как необходимого процесса в формировании личности обучающихся. Основное содержание исследования раскрывает и анализирует цели и задачи педагога-наставника при взаимодействии с обучающимися для раскрытия профессионального потенциала будущего молодого специалиста и возможности формировать у него способности к осваиванию навыков профессионального мастерства.  Выводом данной работы является обоснование необходимости применения и внедрения системы наставничества.

Ключевые слова: наставничество, формирование личности, взаимодействие педагога - наставника с обучающимися.

 

 

The role of mentoring in the professional adaptation and formation of young professionals

Scientific article

 

The role of a teacher – mentor in the process of becoming a

future specialist

 

Natalia Vladimirovna Vorobyova1*, Oksana Nikolaevna Smirnova1 MTSENSK Branch of I.S. Turgenev OSU, Mtsensk, Russia, vora.domashniy2015@yandex.ru*

 

Abstract. The article is devoted to the analysis of professional mentoring as a necessary process in the formation of the personality of students. The main content of the study reveals and analyzes the goals and objectives of the teacher-mentor when interacting with students to reveal the professional potential of the future young specialist and the opportunity to form his abilities to master the skills of professional skill. The conclusion of this work is the justification of the need to apply and implement a mentoring system.

Keywords: mentoring, personality formation, teacher-mentor interaction with students.

 

 

Введение

Важнейшими направлениями обеспечения национальной безопасности и устойчивости развития Российской Федерации являются её стратегические национальные приоритеты, утвержденные приказом Президента РФ от 2 июля 2021 года. Одним из таких приоритетов является научно – технологическое развитие страны, как комплекса внешних и внутренних (по отношению к областям науки и технологий) факторов.

Особенности формирования государственной политики в области научно-технологического развития РФ определяют новую роль науки и технологий, как основополагающих элементов решения многих национальных и глобальных проблем. Они базируются на решении двух основных вопросов первый - это подготовка кадров и как следствие, рассмотрение вектора развития науки и знаний, второй – это производственный процесс и как следствие – вектор развития техники и технологии.

Эти вопросы подняли не только уровень конкурентно способного спроса на квалифицированные молодые кадры в различных областях производств, но и привели к ужесточению требований к уровню подготовки студента, обучающегося или молодого специалиста. На передний план для современного специалиста вышли креативностью, целеустремленность, высокий уровень образованности и возможность грамотно и быстро ориентироваться в постоянно изменяющемся потоке информации и инноваций.

Подготовка такого конкурентно способного специалиста и есть основная из задач современного наставника - преподавателя, поэтому образование в целом и профессиональное образование, в том числе меняет свои приоритеты к более адаптированному современными требованиями развивающему образовательному процессу.

Компетентность преподавателя и его профессионализм определяют качество образования и во многом являются фундаментом и базовой основой приобретения теоретических знаний, практических навыков и умений его студентов в области выбранной практической деятельности. Исходя из целей получения профессионального образования основной задачей преподавателя является организация учебно-воспитательной среды и решить эту проблему поможет создание системы наставничества в области профессионального образования.

Сфера педагогической деятельности – одна из немногих, где наставничество гармонично вписывается в культуру профессии, так как процесс получения обучающими профессиональных навыков неразрывно связан с долгим и трудоемким воспитательным процессом, направленным на развитие и укрепление заинтересованности к профессиональной деятельности, получения и повышения уровня профессиональных компетенций, приобретения и роста профессионального мастерства и культурного уровня у обучающихся. Педагог – наставник должен способствовать раскрытию профессионального потенциала будущего молодого специалиста, формировать у него способности и помогать осваивать навыки профессионального мастерства. Он должен воспитывать в обучающем потребность в самообразовании и самоорганизации в процессе получения профессионального образования.

Основная часть

Основным этапом в подготовке молодого специалиста в области профессиональной деятельности является прохождение учебных и производственных практик. Это звено связывает несколько основных направлений подготовки - теоретическое обучение и получение первоначальных профессиональных навыков и умений в практической деятельности. Чем выше качества образовательного, учебно-воспитательного процесса и выше профессиональный уровень педагога – наставника, как руководителя учебной и производственной практики, тем выше в будущем возможность выпускников стать конкурентно-способными молодыми специалистами на современном рынке труда.

Для формирования организационно-методической основы внедрения и последующего развития механизмов наставничества на кафедре промышленного и гражданского строительства Мценского филиала ОГУ имени И.С. Тургенева была разработана программа документационного сопровождения процесса прохождения практической подготовки обучающихся, в которую вошли:

- договор о практической подготовки обучающихся;

- система гарантийного трудоустройства на время прохождения практики;

- согласие на обработку персональных данных;

- соглашение о сотрудничестве между руководителем практики от предприятия (наставником) и обучающимся (наставляемым);

- индивидуальный план прохождения практики и индивидуальное задание на время прохождения практики под руководством наставника.

После распределения обучающихся по базам предприятий (работодателям) для прохождения производственной практики издается приказ о закреплении обучающихся в профильные организации по реализации программы наставничества.

В городе Мценск к таким организациям и предприятиям, ведущим реализацию программы наставничества и сотрудничества с обучающимися кафедры ПГС Мценского филиала относятся: ООО «Агентство Недвижимости «Чистый Дом», ООО МСУ№1, АО «Мценский завод коммунального машиностроения», АО «Межгосметиз», ООО «Центральная крупяная компания», ООО "РСУ - 57".

За последние несколько учебных лет начиная с сентября 2020 года в программу подготовки будущих специалистов кафедры в форме наставничество по прохождению учебных и производственных практик входили: за 2020-2021 г. – 25 обучающихся кафедры; за 2021–2022 г. – 28 обучающихся; за 2022-2023 г. – 31 обучающийся (рис. 1).

 

 

Рисунок 1 – Диаграмма количества студентов кафедры промышленное и гражданское строительство, задействованных в реализации программы по форме наставничества за 2020-2021, 2021-2022, 2022-2023 учебные годы

 

Таким образом, количество студентов кафедры промышленное и гражданское строительство, задействованных в реализации программы по форме наставничества за 2020-2021, 2021-2022, 2022-2023 учебные годы составило 84 человека.

Заключение

Важнейшей задачей в подготовке конкурентно способного молодого специалиста и развитие механизмов наставничества является не только получение необходимых профессиональных навыков и умений, но и закрепление выпускников на рабочих местах в профильных предприятиях и организациях. Поэтому формирование опыта наставничества по прохождению учебных и производственных практик становится одной из основных форм наставничества способная дать основные показатели для решения этих задач.

 

 

Список источников

 

  1. Актуальные  вопросы  развития  среднего  профессионального образования :  практическое  пособие  [Текст] /В.  И.  Блинов,  Е. Ю. Есенина  [и др.];  под  общ.  ред.  А.Н.  Лейбовича. – М.: Федеральный  институт  развития образования, 2016. – 256, - с. 2.
  2. Ломакина Т.Н., Решетникова Е.Ю. Наставничество на производстве как  условие  профессионального  становления  обучающихся  // Профессиональное образование и рынок труда. – 2018. – № 3. – С. 25-30.
  3. Программа «Школа молодого учителя» статья https://infourok.ru/programma-shkola-molodogo-uchitelya-1128403.html

 

References

 

1.      Aktual'nye  voprosy  razvitiya  srednego  professional'nogo obrazovaniyaprakticheskoe  posobie  [Tekst] /VI.  Blinov,  E. YU. Esenina  [i dr.];  pod  obshch.  red.  A.N.  Lejbovicha. – M.: Federal'nyj  institut  razvitiya obrazovaniya, 2016. – 256, - s. 2.

2.      Lomakina T.N., Reshetnikova E.YU. Nastavnichestvo na proizvodstve kak  uslovie  professional'nogo  stanovleniya  obuchayushchihsya  // Professional'noe obrazovanie i rynok truda. – 2018. – № 3. – S. 25-30.

3.      Programma «SHkola molodogo uchitelya» stat'ya https://infourok.ru/programma-shkola-molodogo-uchitelya-1128403.html

Категория: 5. Роль наставничества в профессиональной адаптации и становлении молодых специалистов. | Добавил: Kofanov (15.12.2023)
Просмотров: 28 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика