Четверг, 02.05.2024, 12:04
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » РАЗВИТИЕ ТРАДИЦИЙ НАСТАВНИЧЕСТВА КАК ОДНОГО ИЗ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ » 5. Роль наставничества в профессиональной адаптации и становлении молодых специалистов.

Роль наставничества в обучении молодых специалистов улучшению состояния своих рабочих мест по методу 5S

Роль наставничества в профессиональной адаптации и становлении

молодых специалистов

 

Научная статья

УДК 658.018

 

Роль наставничества в обучении молодых специалистов улучшению состояния своих рабочих мест по методу 5S

 

Кристина Валериевна Подлубная1, Владимир Владимирович Марков1*,

Константин Валентинович Подмастерьев1

1Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева, Орёл, Россия, pms35vm@yandex.ru*

 

Аннотация. Рассмотрена структура метода 5S, как системы организации и рационализации рабочего места. Выполнен обзор обязанностей наставника при обучении молодого специалиста методу «5S», показано, на какие ценные свойства этого метода следует обратить внимание молодого специалиста.

Ключевые слова: наставник; наставничество; качество; улучшение рабочего места; метод «5S»; адаптация молодого специалиста

 

 

The role of mentoring in professional adaptation and development

of young professionals

 

Original article

 

The role of mentoring in training young professionals improving the condition of their workplaces using the 5S method

 

Kristina Valerievna Podlubnaya1, Vladimir Vladimirovich Markov1*,

Konstantin Valentinovich Podmasteryev1

1Oryol State University named after. I.S. Turgenev, Orel, Russia, pms35vm@yandex.ru*

 

Abstract. The structure of the 5S method as a system for organizing and rationalizing the workplace is considered. A review of the responsibilities of a mentor when training a young specialist in the “5S” method has been carried out, and it has been shown what valuable properties of this method the young specialist’s attention should be paid to.

Key words: mentor; mentoring; quality; workplace improvement; the "5S" method; adaptation of a young specialist

 

Введение. Наставничество на промышленном предприятии – это система обучения и адаптации новых работников. В рамках этой системы опытные работники передают профессиональные знания и умения своим подопечным. Система наставничества и обучения призвана решить задачу подготовки высококвалифицированных кадров для необходимых целей предприятия или организации. В сфере промышленности всё меняется слишком быстро, а производственные процессы каждого предприятия имеют индивидуальную специфику. Существует множество средств по улучшению рабочего места (пространства) в профессии фрезеровщика. Особое внимание хотелось бы обратить на метод «5S». Специфика метода 5S заключается в  том, что это система организации и рационализации рабочего места (рабочего пространства), так же один из инструментов бережливого производства. Разработана данная система была после Второй Мировой Войны в Японии. В нашем случае этот метод рассматривается для  улучшения рабочих мест рабочих, занятых в металлобработке, например, фрезеровщиков.

Основная часть. В первую очередь, взаимодействие наставника и подопечного (ученика) в начале профессионального пути, основано на передаче знаний, опыта и профессиональных и личностных ценностей.

 Цель наставника в обучении молодых специалистов методам улучшения своего рабочего места – это не только обучение всем тонкостям профессии, основам знаний и умений, но и умение раскрыть свой потенциал в профессии, быстрее достигать поставленных целей, развивать и совершенствовать навыки, а так же умение организовать и рационализировать своё рабочее место. В рамках взаимодействия наставник может предоставлять советы, делиться опытом, улучшать мотивацию, в том числе по организации рабочего места для эффективной работы подопечного (ученика) в его профессии.

Первыми шагами по внедрению метода «Бережливое производство» является составление карты потока технологического процесса производства изделия; работа по организации рабочего пространства на участке по методу 5S (сортировка, самоорганизация, систематическая уборка, стандартизация, совершенствование).

В рамках метода 5S проводится сортировка инструмента и средств контроля, операторам станков выдаются «визитные карточки» для отслеживания движения инструмента по участку, выполнена цветовая маркировка инструмента. Составляется сетевой график выполнения ежемесячного плана работы.

У метода «5S» следующие цели;

- снижение числа несчастных случаев на производстве;

- повышение уровня качества продукции и снижение количества дефектов продукции;

- создание комфортного психологического климата и стимулирование желания работать;

- унификация и стандартизация рабочих мест;

- повышение производительности труда за счет сокращения времени поиска предметов в рамках рабочего пространства.

Концепция самого метода подразумевает то, что абсолютно каждый сотрудник предприятия выполняет пять правил: сортирует предметы на рабочем месте, старается соблюдать порядок на рабочем месте, содержит рабочее место в чистоте, создаёт стандарт состояния своего рабочего места, создаёт предложения по совершенствованию уже построенной системы улучшения своего рабочего места.

Какова роль наставника в обучении молодых специалистов методу улучшения рабочего места? Роль наставника в этом очень велика. Молодые специалисты, только начавшие свою карьеру в профессии, часто сталкиваются с нехваткой опыта  и знаний по организации рабочего места, что приводит к неэффективной работе и потере огромного количества времени. Настоящий наставник не только поможет молодому специалисту освоить этот метод, но также будет всегда следить за его выполнением и отслеживать результаты.

Основная цель метода «5S» создать чистое и хорошо организованное рабочее место, что, во-первых, приводит к повышению эффективности и улучшению качества работы и повышению рабочих показателей, а во-вторых – снижает количество мелких недостатков, на фоне которых могут оказаться незаметными крупные системные ошибки и этим способствует выявлению и устранению опасных, но незаметных проблем. В этом процессе наставник играет роль учителя, контролёра и мотиватора для молодого специалиста.

Обязанности наставника в обучении специалиста методу 5S включают:

- обучение молодого специалиста основам метода 5S и последующее сопровождение в процессе его внедрения на рабочем месте;

- помощь молодому специалисту в проведении процедуры сортировки – отделение необходимых предметов от ненужных, что позволит значительно упорядочить рабочее пространство;

- помощь в процессе систематизации – размещение оставшихся предметов в определенном порядке для повышения удобства и эффективности использования рабочего места;

- обучение молодого специалиста чистоте на рабочем месте – избавление от лишнего мусора, пыли и грязи для обеспечения безопасности и создания благоприятной рабочей атмосферы;

- разработка стандартов и инструкций по поддержанию порядка и чистоты на рабочем месте фрезеровщика;

- поддержание самодисциплины у молодого специалиста, помощь в формировании привычки выполнять элементы метода 5S в повседневной рабочей практике.

Наставник должен не только объяснить основные принципы метода «5S», но и продемонстрировать их на практике. Он должен поделиться всем своим опытом и знаниями, чтобы помочь молодому специалисту применить эти принципы в повседневной работе. Кроме этого, наставник должен помогать ему преодолевать трудности и стимулировать к дальнейшему развитию знаний, умений и навыков в работе.

Роль наставника также включает в себя постоянное обучение и развитие молодого специалиста. Настоящий наставник будет проводить регулярные оценки выполнения метода «5S» на рабочем месте, давать обратную связь и помогать устранять недочеты. Он будет стимулировать молодого специалиста в профессии фрезеровщика стремиться к совершенству и постоянному совершенствованию своих профессиональных знаний, умений и навыков.

В процессе внедрения метода «5S» могут и будут возникать различные сложности и трудности и наставник должен быть готов помочь молодому специалисту и поддержать его. Так же наставнику важно помнить, что процесс обучения профессии – это не только передача знаний, но и создание благоприятной атмосферы для развития и роста молодого специалиста.

Заключение. Роль наставничества в обучении молодого специалиста методу 5S, как улучшения рабочего места в профессии фрезеровщика неоценима. Он не только обучает основным структурным принципам метода, но и активно сопровождает специалиста на протяжении всего процесса обучения и внедрения метода 5S на рабочем месте. Это позволяет не только улучшить условия работы специалиста, но и повысить эффективность производственных процессов в целом.

 

 

Список источников

 

  1. «Актуальные проблемы развития системы наставничества на промышленных предприятиях России»- Экономика промышленности / Russian Journal of Industrial Economics [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ecoprom.misis.ru/jour/article/view/808
  2. Иванов,  А.С. «Оценка эффективности наставничества в обучении молодых фрезеровщиков» / А.С. Иванов, Е.В. Кузнецова // Вестник машиностроения и техносферной безопасности. - 2016. - № 3(25). - С. 58-63.
  3. Макаров, В.В., Зайцев, Д.А. «Эффективность применения метода наставничества в обучении молодых фрезеровщиков» / В.В. Макаров, Д.А. Зайцев // Научный журнал «Молодой ученый». - 2017. - № 11(163). - С. 301-304.

 

 

References

 

1.      «Aktual'nye problemy razvitiya sistemy nastavnichestva na promyshlennyh predpriyatiyah Rossii»- Ekonomika promyshlennosti / Russian Journal of Industrial Economics [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://ecoprom.misis.ru/jour/article/view/808

2.      Ivanov,  A.S. «Ocenka effektivnosti nastavnichestva v obuchenii molodyh frezerovshchikov» / A.S. Ivanov, E.V. Kuznecova // Vestnik mashinostroeniya i tekhnosfernoj bezopasnosti. - 2016. - № 3(25). - S. 58-63.

3.      Makaro,v V.V., Zajcev, D.A. «Effektivnost' primeneniya metoda nastavnichestva v obuchenii molodyh frezerovshchikov» / V.V. Makarov, D.A. Zajcev // Nauchnyj zhurnal «Molodoj uchenyj». - 2017. - № 11(163). - S. 301-304.

Категория: 5. Роль наставничества в профессиональной адаптации и становлении молодых специалистов. | Добавил: Kofanov (15.12.2023)
Просмотров: 35 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика