Пятница, 17.05.2024, 08:16
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » РАЗВИТИЕ ТРАДИЦИЙ НАСТАВНИЧЕСТВА КАК ОДНОГО ИЗ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ » 5. Роль наставничества в профессиональной адаптации и становлении молодых специалистов.

Роль наставничества в обучении молодых специалистов на производственных предприятиях

Роль наставничества в профессиональной адаптации и становлении

молодых специалистов

 

Научная статья

УДК 658.018

 

Роль наставничества в обучении молодых специалистов на производственных предприятиях

 

Ирина Владимировна Бугакина1*, Владимир Владимирович Марков1

1 Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева, Орёл, Россия,  ozhigova83@mail.ru*

 

Аннотация. Рассмотрены роль, цели и задачи наставничества на производственных предприятиях, обучающая модель наставничества.

Ключевые слова: наставничество, наставник, обучение, метод, система

 

The role of mentoring in professional adaptation and development

of young professionals

 

Original article

 

 

The role of mentoring in the training of young professionals in manufacturing enterprises

 

Irina Vladimirovna Bugakina1, Vladimir Vladimirovich Markov2

1Oryol State University named after. I.S. Turgenev, Orel, Russia, ozhigova83@mail.ru*

 

Abstract. The role, goals and objectives of mentoring at manufacturing enterprises, and the training model of mentoring are considered.

Keywords: mentoring, mentor, training, method, system

 

Введение

Адаптация работников проходит значительно быстрее и успешнее под руководством опытного сотрудника, в процессе совместной деятельности передающего молодому кадру необходимые ему навыки и опыт, при этом предостерегающего от серьезных промахов.

Основная часть

Сегодня уже эффективные организации рассматривают наставничество как стратегически значимый элемент системы развития предприятий, выдвигая на первый план задачи формирования уникальных знаний, навыков и компетенций трудового коллектива, развития его потенциала, формирования духовно-нравственных поведенческих моделей, соответствующих целям развития организаций, а также для повышения вовлеченности и инновационной активности человека.

Практика наставничества как работа с начинающими/новыми сотрудниками отражает давнюю традицию и сейчас является наиболее распространенной. Однако в современных динамичных организациях развивается и такая практика наставничества, которая охватывает не только новых сотрудников, но в идеале – всех. Интересен опыт организаций, в которых наставничество развернуто как широкая практика подготовки и развития кадров, которая охватывает школьников, студентов и сотрудников компании.

Современное обучение, организованное на производстве, становится одной из самых востребованных систем профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала.

Наставник не делает за учеников их работу. Его миссия научить мыслить самостоятельно и уметь разбираться в любой производственной ситуации, поэтому он не предлагает готовых решений, а формулирует наводящие вопросы и рассказывает, как бы сам действовал в подобных случаях.

Целями наставничества различны и определяются либо общей стратегией организации, либо тактическими задачами [1]:

- адаптация новых сотрудников на рабочем месте, ознакомление их с корпоративной культурой;

- передача необходимого практического опыта, в том числе с целью повышения квалификации, освоения смежных специальностей или переквалификации сотрудников;

- профессиональная стажировка, в том числе и целью получения профессионального образования;

- активизация скрытого потенциала сотрудников с целью повышения их эффективности;

- снижение текучести кадров, поощрение обучения, в том числе и без отрыва от производства;

- улучшение межличностных отношений в коллективе (как вспомогательный метод).

Наставничество как метод обучения персонала востребовано во многих российских компаниях. Такое обучение оказывает благоприятное влияние не только на стажера, но и на самого наставника, а также и всю организацию в целом. Наставник получает положительный управленческий опыт, подопечный легче адаптируется в новом коллективе, а компания в итоге получает квалифицированные лояльные кадры и снижение их текучести [2].

Одна из важных задач наставника – не только передать профессиональные знания и научить работе с оборудованием, но и показать личный пример стойкости и выдержки при выполнении поставленных задач.

Наставничество на производстве [3]: это мощный инструмент развития не только персонала, но и всего предприятия в целом, так как правильно и быстро выполненная работа – ключевая потребность заказчика; это способ создать сильную команду профессионалов.

Деятельность наставников не ограничивается подготовкой рабочих, она необходима для техников, технологов, инженеров. Обучать нужно не только определенным действиям, операциям на рабочем месте, но и исследовательской, проектной, конструкторской деятельности.

Чаще всего в современной практике применяется обучающая модель «Расскажи, покажи, сделай». Алгоритм действий здесь довольно простой. Наставник объясняет новичку цели и задачи. Затем показывает, как необходимо выполнить то или иное задание, после чего сотрудник выполняет задание самостоятельно и получает обратную связь.

В профессиональной сфере система наставничества отлично зарекомендовала себя в нашей стране ещё с советских времён, сейчас она широко применяется в общемировой производственной практике. Однако, чтобы стать полноценным наставником, необходимо и самому обучиться ряду приёмов. У обучения взрослых есть свои особенности. В отличие от детей, у них есть жизненный опыт, и надо через этот опыт пробиться, опереться на него и вложить дополнительные знания.

Заключение

Итак, наставничество это процесс передачи знаний от более опытного сотрудника менее опытному. В отличие от коучинга наставничество это более практически ориентированный процесс, который при необходимости может происходить непрерывно и более продолжительное время. Главный плюс наставничества, как элемента системы воспитания персонала это отсутствие отрыва от производства, за счет чего достигается экономия ресурсов. Этот плюс является наиболее весомым для руководителя при выборе приоритетной формы обучения и развития работников.

 

 

Список источников

 

1 Есина, Е.Ю. Наставничество на производстве: «Забытое старое» и «Желаемое новое»./ Е.Ю. Есина // Профессиональное образование и рынок труда, -2015.-№7.- С.22-25

2 Наставничество как метод обучения персонала  [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://dzen.ru/a/ZEaCtP2eQCYjSE-J?sid=5497360061048611.

3 Наставничество на производстве [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://dzen.ru/a/YPAD_J6DdC8N5FG4.

 

References

 

1 Esina, E.YU. Nastavnichestvo na proizvodstve: «Zabytoe staroe» i «ZHelaemoe novoe»./ E.YU. Esina // Professional'noe obrazovanie i rynok truda, -2015.-№7.- S.22-25

2 Nastavnichestvo kak metod obucheniya personala  [Elektronnyj resurs]. – Rezhim dostupa: https://dzen.ru/a/ZEaCtP2eQCYjSE-J?sid=5497360061048611.

3 Nastavnichestvo na proizvodstve [Elektronnyj resurs]. – Rezhim dostupa: https://dzen.ru/a/YPAD_J6DdC8N5FG4.

Категория: 5. Роль наставничества в профессиональной адаптации и становлении молодых специалистов. | Добавил: Kofanov (15.12.2023)
Просмотров: 31 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика