Четверг, 02.05.2024, 06:27
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » РАЗВИТИЕ ТРАДИЦИЙ НАСТАВНИЧЕСТВА КАК ОДНОГО ИЗ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ » 5. Роль наставничества в профессиональной адаптации и становлении молодых специалистов.

Профессиональное становление молодых специалистов: наставничество – педагогическая технология

Роль наставничества в профессиональной адаптации и становлении молодых специалистов

Научная статья

УДК 378.147.34.01

 

Профессиональное становление молодых специалистов: наставничество – педагогическая технология

 

Коннова Марина Владимировна

Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева, Орёл, Россия,

marina_konnova_2020@mail.ru

 

Аннотация. В системе профессионального обучения за последнее десятилетие произошли существенные изменения. Особое значение начало уделяться компетентностному становлению личности педагога, внедрению педагогических технологий в образовательный процесс. В статье рассмотрено историческое появление термина «наставничество», а также представлено теоретическое обоснование роли наставника в адаптации и профессиональном становлении молодого специалиста.

Ключевые слова: наставничество, молодой специалист, адаптация, профессиональное становление, педагогическая технология

 

 

The role of mentoring in the professional adaptation and development of young professionals

Original article

 

Professional development of young specialists: mentoring – pedagogical technology

 

Konnova Marina Vladimirovna

Orel state university named after I.S. Turgenev, Orel, Russia, marina_konnova_2020@mail.ru

 

Abstract. There have been significant changes in the vocational training system over the past decade. Special importance began to be paid to the competence formation of the teacher's personality, the introduction of pedagogical technologies into the educational process. The article examines the historical appearance of the term "mentoring", and also presents a theoretical justification for the role of a mentor in the adaptation and professional development of a young specialist.

Keywords: mentoring, young specialist, adaptation, professional development, pedagogical technology

 

Введение

«Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем»

Конфуций, древний мыслитель и

философ Китая (около 551 года до н.э.).

Ежедневно система непрерывного профессионального становления молодых специалистов претерпевает изменения. Внедрение новых технологий требует от молодёжи профессиональных знаний и умений, не только в системе профессионального обучения, но и требует решения профессиональных задач «нетрадиционными» методами педагогики. Для выполнения поставленной задачи молодые специалисты должны изменить свою квалификацию. Именно в этот момент перед молодым педагогом встают определенного рода противоречия и проблемные ситуации, которые являются «естественными» механизмом и обязательным условием становления личности современного педагога.

Причиной возникновения «кризисного взгляда» является несовпадение профессиональных знаний молодого педагога с реальными проявлениями и ожиданиями. Именно в этой стези очень важен опыт наставника – мастера, пробуждающего истины в сознании молодого специалиста.

Основная часть

Термин «наставничество» появился еще в мифологии Древней Греции от имени наставника для сына Одиссея – Ментора. «Ментор» иными словами «наставник» – это есть мудрый человек, доверие к которому рождает глубокие душевные силы и влечение к познанию [3].

Основываясь на учениях древнегреческих мыслителей в отечественной педагогике понятие «наставничество» определили как «зарождение самостоятельной единицы, способной войти в жизнь общества». Иными словами, «наставничество» – это значит «воспитать такого человека, который будет готов к самостоятельной жизни в обществе» [3, 5].

Единой современной трактовки понятия «наставничество» нет, поэтому данная категория определяется как способ передачи знаний и навыков от опытного специалиста молодому. От того какие механизмы и способы воздействия на молодого специалиста использует наставник, какие реализует функции, зависит профессиональное становление его личности в обществе в целом. В научной литературе российские авторы:

- рассматривают факторы, влияющие на процесс профессиональной адаптации как одной из ступеней профессионального самоопределения и дальнейшего развития, показано влияние социальной среды и наставника на изменение профессиональных качеств его подопечного [1];

- описывают то, как система наставничества упрощает деятельность молодого педагога, как она влияет на эффективность его работы. Наставничество объясняется как социальный институт, помогающий молодому специалисту приспособиться к профессиональной педагогической деятельности. Приводится перечень условий для успешной адаптации педагога, анализируются навыки и качества, которыми должен обладать наставник, рассказывается об организации зоны коворкинга в университете [2].

Стоит отметить, что современная наставническая деятельность выступает необходимым механизмом адаптации молодого педагога. С другой стороны, наставничество – сложный психологический процесс, требующий специфических условий. Напомним, что именно межличностному отношению отводиться огромная роль, как основному механизму социализации. Одним из сложных видов социализации является профессиональная адаптация специалиста – процесс передачи специальных знаний, а зачастую и индивидуально личностных умений наставника своему ученику. Процесс длительный, сопровождающийся внешними и внутренними изменениями и требующий специальной психологической подготовки. Иными словами, профессиональная адаптация – последовательный процесс вступления и социализации молодого специалиста в жизнь общества. На каждом этапе могут быть использованы различные методы и педагогические технологии. Стоит учитывать и тот факт, что выполняя поставленные задачи, молодой педагог должен использовать весь свой внутренний потенциал. В противном случае, возможно проявление понятия «профессиональное выгорание», или потеря интереса, разочарование в профессиональной деятельности. Поэтому, наставник – это, в первую очередь, мастер, способный поддержать, правильно психологически и профессионально направить.

Результат наставнической деятельности сводится, в первую очередь, к созданию комфортных педагогических и психологических условий для активации и реализации профессионального и творческого потенциала специалиста. Что в свою очередь, в процессе взаимодействия педагога и группы приводит к раскрытию потенциала, не только молодого специалиста, но и обучающихся, а также к повышению эффективности работы группы обучающихся, предоставлению возможности каждому члену студенческой группы проявить себя. Цель наставничества для молодого педагога – активация практической деятельности обучающихся, развитие общих и профессиональных компетенций, закрепление и усовершенствование навыков межличностного общения.

Ярким примером технологии наставничества выступает применение метода проектного обучения, в рамках которого над заданной проблемой работает опытный педагог-наставник, молодой специалист и группа обучающихся. Использование данного метода позволяет реализовать систему межличностных связей, возможность к самовыражению, принимать решения и выдвигать «нестандартные» идеи, направленные на достижение эффективного результата совместной деятельности [5].

Заключение

Таким образом, наставничество играет важную роль в профессиональной адаптации, самореализации, самоопределению и становлении молодых педагогов. Наставничество как педагогическая технология раскрывает потенциал молодого специалиста, приумножая его, способствует кадровому обновлению, а также развитию и совершенствованию набора компетенций, социализации и устранению неблагоприятных факторов, тормозящих развитие личности. Профессиональное становление личности закрепляет ценности организационной культуры.

 

Список источников

 

1. Базарнова, Д.Н. Роль среды ВУЗа и педагогического наставничества студентов педагогических направлений подготовки в их профессиональном становлении / Д.Н. Базарнова, О.А. Катушенко, А.С. Родичева // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - №71-1. С. 22-25.

2. Алиева, С.В. Роль наставничества в профессиональном становлении молодого специалиста/ Алиева, С.В., Мардахаев, Р.А.// Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - №3 (26). - С. 17-23.

3. Дружинина, С.А. Сущность и содержание понятия «наставничество». Наставничество в современной образовательной практике / С.А. Дружинина, О.А. Сморгович. – Текст : электронный // Образовательная социальная сеть: nsportal.ru : [сайт]. – URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/10/20/sushchnost-i-soderzhanie-ponyatiya-nastavnichestvo-nastavnichestvo-v (дата обращения: 30.10.2023).

4. Поздеева, С.И. Наставничество как деятельностное сопровождение молодого специалиста: модели и типы наставничества / С.И. Поздеева // Научно-педагогическое обозрение. - 2017. - № 2 (16). - С. 87-91.

5. Яшкина, К.Ю. Теоретические подходы к определению сущности понятия «наставничество» / К.Ю.  Яшкина // Исследования молодых ученых: материалы XXIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2021 г.). — Казань: Молодой ученый, 2021. — С. 10-13.

 

 

References

 

1. Bazarnova, D.N. Rol' sredy VUZa i pedagogicheskogo nastavnichestva studentov pedagogicheskih napravlenij podgotovki v ih professional'nom stanovlenii / D.N. Bazarnova, O.A. Katushenko, A.S. Rodicheva // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. - 2021. - №71-1. S. 22-25.

2. Alieva, S.V. Rol' nastavnichestva v professional'nom stanovlenii molodogo specialista/ Alieva, S.V., Mardahaev, R.A.// Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. - 2021. - №3 (26). - S. 17-23.

3. Druzhinina, S.A. Sushchnost' i soderzhanie ponyatiya «nastavnichestvo». Nastavnichestvo v sovremennoj obrazovatel'noj praktike / S.A. Druzhinina, O.A. Smorgovich. – Tekst : elektronnyj // Obrazovatel'naya social'naya set': nsportal.ru : [sajt]. – URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/10/20/sushchnost-i-soderzhanie-ponyatiya-nastavnichestvo-nastavnichestvo-v (data obrashcheniya: 30.10.2023).

4. Pozdeeva, S.I. Nastavnichestvo kak deyatel'nostnoe soprovozhdenie molodogo specialista: modeli i tipy nastavnichestva / S.I. Pozdeeva // Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie. - 2017. - № 2 (16). - S. 87-91.

5. YAshkina, K.YU. Teoreticheskie podhody k opredeleniyu sushchnosti ponyatiya «nastavnichestvo» / K.YU.  YAshkina // Issledovaniya molodyh uchenyh: materialy XXIII Mezhdunar. nauch. konf. (g. Kazan', oktyabr' 2021 g.). — Kazan': Molodoj uchenyj, 2021. — S. 10-13.

Категория: 5. Роль наставничества в профессиональной адаптации и становлении молодых специалистов. | Добавил: Kofanov (15.12.2023)
Просмотров: 37 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика