Пятница, 17.05.2024, 04:40
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » РАЗВИТИЕ ТРАДИЦИЙ НАСТАВНИЧЕСТВА КАК ОДНОГО ИЗ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ » 5. Роль наставничества в профессиональной адаптации и становлении молодых специалистов.

Проблемы и перспективы трудоустройства выпускников образова-тельных организаций в условиях малого города

Роль наставничества в профессиональной адаптации и становлении молодых специалистов

Обзорная статья

УДК 331.538.2

 

Проблемы и перспективы трудоустройства выпускников образовательных организаций в условиях малого города

 

Миронова Ирина Владимировна1*, Козичева Марина Александровна1, 1Карачевский филиал ОГУ им. И.С. Тургенева, Карачев, Россия, mironova.irina79@yandex.ru*;

 

Аннотация. Рассмотрены актуальные проблемы и перспективы трудоустройства молодых специалистов, механизмы взаимодействия и сотрудничества образовательной организации и организаций-работодателей, способствующие трудоустройству выпускников.

Ключевые слова: трудоустройство, рынок труда, молодые специалисты, проблемы и перспективы трудоустройства

 

The role of mentoring in the professional adaptation and formation of young professionals

Review article

 

Problems and prospects of employment of graduates of educational organizations in a small city

 

Mironova Irina Vladimirovna1*, Kozicheva Marina Aleksandrovna1, 1Karachev Branch of Orel State University, Karachev, Russia, mironova.irina79@yandex.ru*

 

Abstract. The current problems and prospects of employment of young specialists, mechanisms of interaction and cooperation of educational organizations and employers' organizations that contribute to the employment of graduates are considered.

Keywords: employment, labor market, young professionals, problems and prospects of employment

 

Введение

Проблема трудоустройства выпускников учреждений среднего профессионального образования достаточно остро стоит в условиях современных тенденций развития рыночной экономики. Каждый выпускник рассчитывает найти работу по профилю полученной специальности, получать достойную заработную плату (которая сегодня, к сожалению, зачастую ниже уровня обеспечения нужд и потребностей молодых специалистов) и видеть перспективу карьерного роста.

Основная часть

Трудоустройство, интерес к которому хорошо объясним и понятен каждому работающему человеку, является важным направлением социологии молодежи и образования. С давних времен человечество желает быть сытым и здоровым. Так повелось, что существует прямая зависимость между общественно-полезной деятельностью, и получением социальных благ[3]. Барьером между устройством на работу и окончанием учебного процесса служат эмоциональная растерянность, высокая конкуренция, слабое желание работодателя иметь начинающего специалиста [1]. Многие социологи-ученые рассматривают студенчество, как перспективную группу для преобразования общества. Данные исследования сайта «Работа. ру» сообщают, что только 36% россиян работают по специальности полученной после вуза или среднего специального учебного заведения.

Сегодня работодателей в качестве образования интересует только конечный результат обучения, как уровень подготовки потенциального работника. Современная законодательная база профессионального  образования предполагает сотрудничество работодателей с профессиональными образовательными организациями в процессе подготовки востребованных категорий сотрудников предприятий – рабочих  специалистов среднего звена.

С целью укрепления связи с рынком труда, в Карачевском филиале Орловского государственного университета им. И.С. Тургенева функционирует Служба содействия трудоустройству выпускников, а также активно проводится работа по формированию тесного партнерского сотрудничества с градообразующим и основными крупными предприятиями  г. Карачева и района.

К основным направлениям работы с индустриальными партнерами относится:

- заключение договоров на прохождение производственной практики на предприятиях,

- наставничество,

- участие в подготовке и защите курсовых работ (проектов),

- руководство и рецензирование дипломных работ (проектов),

- формирование ГАК с привлечением работодателей,

- организация стажировки преподавателей специальных дисциплин на предприятиях,

- совместное укрепление материально технической базы по специальности,

- предоставление технологической документации,

-экскурсии на производство,

- мониторинг рынка труда,

- предоставление информации о вакансиях предприятий,

- участие представителей работодателей в разработке образовательных программ и т.д.

Так же имеется опыт проведения конкурсов профессионального мастерства с привлечением ведущих специалистов предприятий.

Более тесному сотрудничеству с предприятиями – стратегическими партнерами способствует, на наш взгляд, введение новой формы проведения государственой итоговой аттестации с использованием процедуры демонстрационного экзамена и защиты выпускной квалификационной работы, что мотивирует и дисциплинирует обучающихся к более ответственному отношению к обучению. Ведь студенты на практике демонстрируют профессиональное мастерство, а оценивают его – компетентные специалисты - представители предприятий индустриальных партнеров Карачевского филиала ОГУ им. И.С. Тургенева. Демонстрационный экзамен чрезвычайно эффективен при наличии заинтересованного работодателя, принимающего участие в оценивании. Поэтому очень важно, чтобы подготовка к такому виду экзамена была серьёзной и поэтапной, начиная со 2 курса, когда студенты приступают к прохождению производственной практики на производственных площадках предприятий, ведь происходит практически самостоятельное обучение на рабочем месте, под руководством квалифицированных наставников. Важно то, что сотрудничество помогает предприятию и самой образовательной организации в целом более точно представлять себе требования, предъявляемые к программе обучения и как к результату обучения – компетенциям которыми будет владеть на выходе выпускники и тем самым насколько быстрее будет проходить их адаптация после трудоустройства.

У эксперта - сотрудника предприятия - появилась реальная возможность в процессе проведения демонстрационного экзамена выбрать лучших выпускников, лично убедившись в их знаниях и навыках по требуемым на производстве вакансиям с конкретными компетенциями. И тогда вчерашний студент сразу встанет к станку.

Далее, через увиденный уровень подготовки студентов, специалисты предприятия получают возможность составить собственный ТОП образовательных организаций – не только «поставщиков» молодых специалистов, но и базовых центров переподготовки и повышения квалификации для своих сотрудников.

В настоящее время, Карачевский филиал ОГУ им. И.С. Тургенева осуществляет подготовку 515 студентов. 216 студентов по двум направлениям подготовки высшего образования (15.03.05 Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств;  38.03.01 Экономика) и 299 студентов по пяти специальностям среднего профессионального образования в рамках подготовки специалистов среднего звена (09.02.01 Компьютерные системы и комплексы; 15.02.16 Технология машиностроения; 18.02.12 Технология аналитического контроля химических соединений; 18.02.13 Технология производства изделий из полимерных композитов; 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)).

Ежемесячно производится мониторинг трудоустройства выпускников. Данные по трудоустройству выпускников подаются в Центр развития компетенций и карьеры ОГУ им. И.С. Тургенева и департамент образования Брянской области. Данные по трудоустройству представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 – График распределения выпускников 2022-2023гг.

 

В данной ситуации Карачевский филиал ОГУ им. И.С. Тургенева сам принимает на себя ответственность за подготовку кадров для предприятий среднего и малого бизнеса, функционирующих в городе. Поэтому выигрышной стратегией сотрудничества образовательного учреждения и работодателей становится стратегия сохранения традиций. Суть данной стратегии заключается в поддержании традиционных связей, обозначенных в договоре о социальном партнерстве. Договорные формы сотрудничества в филиале заключены более чем с 20 предприятиями и организациями региона различных форм собственности. Основные социальные партнеры филиала университета: АО «Карачевский завод «Электродеталь», АО «Метаклэй», ЗАО «КарачевМолпром», ОАО «Силуэт», Центры химизации и сельскохозяйственной радиологии «Брянский» и «Орловский»,  Центр занятости населения Карачевского района,  ЗАО «Брянский арсенал», ПАО «Ростелеком», АО «Брянский автомобильный завод», Администрация Карачевского района.

В рамках договорных отношений образовательная организация осуществляет экспертных подготовку по традиционно сложившимся направлениям профессий и специальностей, а предприятие участвует в согласовании учебных программ, предоставляет места практики, участвуют в процедуре промежуточной и итоговой аттестации. Данная стратегия включает риски, как для образования, так и для предприятия. Например, отсутствие или варианты снижения количества заявок на подготовку кадров со стороны предприятия приведёт к снижению цифр государственного задания, что негативно отразится на финансировании образовательного учреждения; подготовленные кадры не будут востребованы на рынке труда и пополнят ряды безработных.

Другая категория предприятий – предприятия малого и среднего бизнеса. Эти предприятия существенно ограничены в средствах, которые могли бы вложить в развитие материально-технической базы образовательной организации [1]. Однако, чаще всего, взаимодействие предприятий малого и среднего бизнеса проявляется в предоставлении рабочих мест для производственной практики. Для малых предприятий студенты-практиканты – это дополнительные рабочие руки. Хотя есть ещё один плюс: выступая в роли наставника, работник предприятия повышает свой уровень мастерства. Организация производственной практики в условиях предприятий малого и среднего бизнеса имеет существенные ограничения, которые связаны с узкой специализацией предприятия, а значит и с невозможностью отработки всей программы практики на одном рабочем месте [2]. Для получения полной картины и выбора стратегии взаимодействия с предприятиями малого и среднего бизнеса необходимо учесть потребности в кадрах индивидуальных предпринимателей, которые в экономике города занимают значительную нишу.

По информации, предоставленной нашими индустриальными партнерами по состоянию на 23.11.2023г. на АО «Карачевский завод «Электродеталь» трудоустроены более 500 чел наших выпускников, порядка 40% сотрудников предприятия имеют диплом Карачевского филиала ОГУ им. И.С. Тургенева. Так же стоит отметить, что 57 чел. студентов старших курсов также являются сотрудниками АО «Карачевский завод «Электродеталь».

          На АО «Метаклэй» трудоустроены 60 чел наших выпускников (порядка 30% сотрудников предприятия) 23 чел. студенты старших курсов, так же являются сотрудниками АО «Метаклэй».

         Благодаря тесному сотрудничеству и заинтересованности работаделей в ранней профориентации студентов и знакомством с рабочими местами в ходе дней без турникетов, проведении экскурсий для студентов, производственных практик студенты имеют возможность трудоустраиваться на предприятия на неполный рабочий дань и совмещать обучение в филиале университета с трудовой деятельностью по профилю получаемой специальности.

Заключение

Таким образом, проблема взаимодействия образовательного учреждения и работодателей в оценке качества подготовки квалифицированных кадров является многоаспектной и требует развертывания более широкого исследования. Поэтому в условиях малого города образовательная организация, как ресурс подготовки кадров для экономики города, должна выстраивать отношения со всеми категориями работодателей. Учебное заведение должно знать потребность в кадрах своего города, а для этого оно должно тесно взаимодействовать со службой занятости, быстро реагировать на потребности в кадрах, предлагая основные и дополнительные профессиональные программы, организовывать профориентацию и вовлекать в этот процесс работодателей, школы и администрацию города.

 

 

Список источников

 

1. Дильман Ю. В. Социально-правовые аспекты трудоустройства выпускников вузов./ Ю.В.  Дильман // Сборник материалов IV Международной научнопрактической конференции. - 2017.- С. 114–118.

2. Жаденова С. В. Практика привлечения работодателей и студентов к оценке качества профессионального образования / С.В. Жаденова // Науковедение. - 2013. - № 3. - С. 43 – 45.

3. Залесский М. Л. Влияние студенческого самоуправления на успешность последующего трудоустройства выпускников вуза / М.Л. Залесский // Образовательные технологии (г. Москва). -2016. - № 3. - С. 36–42.

4. Клюева Г. А. Вариативность стратегий взаимодействия техникума с работодателями в условиях моногорода / Г. А .Клюева, О.В.  Русакова // Среднее профессиональное образование. - 2015. - № 10. - С.15.

 5. Чупина И. П. Государственная кадровая политика в агропромышленном комплексе / И. П. Чупина, В. Д. Мингалев, Н. В. Каменских // Аграрный вестник Урала. - 2016. - № 6 (148). - С. 111 – 116.

6. Чупина И. П. Актуальные проблемы образования в России. В сборнике: Педагогика и психология в контексте современных исследований проблем развития личности. Сборник материалов XI Международная научно-практическая конференция, 2016. - С. 16-18.

 

 

References

 

1. Dil'man YU. V. Social'no-pravovye aspekty trudoustrojstva vypusknikov vuzov./ YU.V.  Dil'man // Sbornik materialov IV Mezhdunarodnoj nauchnoprakticheskoj konferencii. - 2017.- S. 114–118.

2. ZHadenova S. V. Praktika privlecheniya rabotodatelej i studentov k ocenke kachestva professional'nogo obrazovaniya / S.V. ZHadenova // Naukovedenie. - 2013. - № 3. - S. 43 – 45.

3. Zalesskij M. L. Vliyanie studencheskogo samoupravleniya na uspesh-nost' posleduyushchego trudoustrojstva vypusknikov vuza / M.L. Zalesskij // Obrazovatel'nye tekhnologii (g. Moskva). -2016. - № 3. - S. 36–42.

4. Klyueva G. A. Variativnost' strategij vzaimodejstviya tekhnikuma s rabotodatelyami v usloviyah monogoroda / G. A .Klyueva, O.V.  Rusakova // Srednee professional'noe obrazovanie. - 2015. - № 10. - S.15.

 5. CHupina I. P. Gosudarstvennaya kadrovaya politika v agropromyshlennom komplekse / I. P. CHupina, V. D. Mingalev, N. V. Kamenskih // Agrarnyj vestnik Urala. - 2016. - № 6 (148). - S. 111 – 116.

6. CHupina I. P. Aktual'nye problemy obrazovaniya v Rossii. V sbor-nike: Pedagogika i psihologiya v kontekste sovremennyh issledovanij problem razvitiya lichnosti. Sbornik materialov XI Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferenciya, 2016. - S. 16-18.

Категория: 5. Роль наставничества в профессиональной адаптации и становлении молодых специалистов. | Добавил: Kofanov (15.12.2023)
Просмотров: 27 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика