Четверг, 02.05.2024, 11:49
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » РАЗВИТИЕ ТРАДИЦИЙ НАСТАВНИЧЕСТВА КАК ОДНОГО ИЗ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ » 5. Роль наставничества в профессиональной адаптации и становлении молодых специалистов.

Наставничество при изучении спецдисциплин инженерной направленности

Роль наставничества в профессиональной адаптации и становлении

молодых специалистов

Научная статья

УДК 658.018

 

Наставничество при изучении спецдисциплин инженерной направленности

 

Тупикин Дмитрий Александрович1, Елена Александровна Звягина1*

1Ливенский филиал ОГУ им. И.С. Тургенева, Ливны, Россия, nioliv@mail.ru*

 

Аннотация. В данной статье мы рассмотрим важность наставничества при освоении инженерных специальностей и его основные преимущества для студентов.

Ключевые слова: наставничество, инженерное образование, качество, опыт, знания

 

The role of mentoring in professional adaptation and development

of young professionals

Original article

 

Mentoring in the study of special disciplines of engineering orientation

 

Tupikin Dmitry Alexandrovich1, Elena Aleksandrovna Zvyagina1*

Livensky branch of I.S. Turgenev OSU, Livny, Russia, nioliv@mail.ru*

 

Abstract. In this article, we look at the importance of mentoring in the development of engineering specialties and its main advantages for students.

Keywords: mentoring, engineering education, quality, experience, knowledge

 

Введение

Наставничество в обучении играет ключевую роль в освоении специальных дисциплин инженерной направленности. Этот подход к обучению предполагает наличие опытного специалиста, или наставника, который помогает обучающимся развивать свои навыки и знания, а также применять их на практике. В данной статье мы рассмотрим важность наставничества при освоении инженерных специальностей и его основные преимущества для студентов.

Основная часть

Во-первых, наставничество обеспечивает более глубокое понимание предмета, так как опытные инженеры могут поделиться своим опытом и знаниями, которые трудно найти в книгах или онлайн-ресурсах. Это позволяет студентам быстрее и эффективнее осваивать сложные темы, а также развивает их критическое мышление и аналитические навыки.

Наставничество в инженерной области предполагает индивидуальное сопровождение студентов опытными специалистами, которые передают им свой опыт и знания. Они помогают студентам освоить сложные дисциплины, такие как физика, математика, химия и другие, которые являются основой для понимания принципов работы инженерных систем.

Наставники часто являются представителями научных сообществ или опытными инженерами, которые имеют богатый опыт работы и глубокие знания в своей области. Они работают с каждым студентом индивидуально, применяя различные методы обучения в зависимости от потребностей и способностей каждого студента.

Кроме того, наставничество позволяет студентам получить обратную связь от опытных специалистов. Наставники помогают студентам улучшить свои навыки и развить критическое мышление. Они также обучают студентов методам решения сложных задач, анализу данных и принятию решений.

Наконец, наставничество способствует созданию профессиональных связей между студентами и опытными инженерами, что может стать отправной точкой для дальнейшего трудоустройства или развития карьеры. Наставник может предложить студентам рекомендации, советы по развитию навыков и даже помочь в поиске стажировок или работы после окончания обучения.

Второе преимущество наставничества заключается в том, что оно стимулирует активное участие студентов в процессе обучения. Наставничество способствует развитию у студентов самостоятельности, уверенности и профессиональной компетентности. Оно помогает студентам применить учебный материал на практике, что способствует их успешной интеграции в профессиональную среду после окончания обучения. Наставники помогают обучающимся определить свои цели и разработать стратегии для их достижения, что повышает мотивацию и ответственность студентов. Более того, наставники могут помочь студентам преодолеть трудности и проблемы, которые могут возникнуть при изучении сложных дисциплин [1].

Третье и немаловажное преимущество наставничества – это возможность практиковаться в реальных ситуациях, что позволяет студентам приобрести опыт работы с различными инструментами, технологиями и методами, используемыми в инженерной деятельности. Студенты могут применить свои знания на практике, решая реальные задачи и сталкиваясь с реальными вызовами. Это позволяет им лучше понять принципы работы инженерных систем и их применение в реальной жизни [2].

Практические занятия под руководством наставника помогают студентам развить навыки решения проблем, коммуникации и работы в команде, которые являются ключевыми для успешной инженерной карьеры.

Примером наставничества может служить работа опытного инженера-технолога со студентами, обучающимися по направлению 15.03.05 «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств». Наставник проводит практические занятия, где студенты под его руководством осваивают работу на различных металлорежущих станках, учатся составлять управляющие программы для станков с числовым программным управлением, изучают особенности обработки различных материалов. Наставник помогает студентам анализировать производственные ситуации, учит их находить оптимальные решения возникающих задач, что способствует развитию у студентов аналитического мышления и навыков решения проблем.

При выполнении контрольных и расчетно-графических работ, курсовых проектов по спецдисциплинам педагог-наставник обеспечивает студентам условия для развития способности к самообразованию, самостоятельности и самореализации. Студенты развивают и закрепляют навык поиска и использования информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач; использования информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. Проводимые при самостоятельном выполнении расчетов и последующее обобщение результатов не только  углубляют знания и повышают интерес к изучаемой дисциплине, но и развивают у обучающихся логическое мышление, умения интегрировать знания и применять их для решения технических задач и в целом улучшать качество профессиональной подготовки будущих специалистов [3].

Немаловажную роль в становлении будущих специалистов является кураторство выпускников ведущими специалиста предприятий города в частности АО «ГМС Ливгидромаш» при  выполнении курсовых проектов (КП) и выпускных квалификационных работ (ВКР) по направлению 15.03.05 «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств». В ходе руководства КП и ВКР при разработке технологических процессов изготовления изделий инженеры предприятий ориентируют студентов на реальное производство, применение передовых технологий, оборудования, приспособлений, режущего и контрольно-измерительных инструментов. Все это позволяет получить комплексную, глубоко проработанную и  обстоятельно выполненную проектную работу, повысить эффективность курсового и дипломного проектирования, сохранить их качество, мотивировать студентов на постоянное улучшение своей подготовки [1].

Заключение

В целом, наставничество при изучении спецдисциплин инженерной направленности является эффективным методом обучения, который помогает студентам освоить теоретические знания и развить практические навыки. Он способствует успешной подготовке студентов к будущей профессиональной деятельности и формированию компетентности в инженерной области.

 

 

Список источников

 

  1. Тупикин Д.А. Опыт и перспективы профориентационной деятельности в инженерном образовании на опыте Ливенского филиала ОГУ им. И.С. Тургенева / Тупикин Д.А., Звягина Е.А. Профессиональное образование : актуальные проблемы и пути их решения : материалы IV региональной науч. – прак. интернет-конференции (г. Ливны, 17 декабря 2021 г) / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, ОГУ имени И. С. Тургенева ; редкол. : Г. Д. Дорохова [и др.]. – Орёл : ОГУ имени И. С. Тургенева, 2022. – 245 с. : ил.
  2. Козлова Л.Д. Инновационные технологии организации курсового проектирования при подготовке бакалавров / Л. Д.Козлова, Ж. А.Секаева, В. Н.Сковпень, В. В. Марков Профессиональное образование : актуальные проблемы и пути их решения : материалы IV региональной науч. – прак. интернет-конференции (г. Ливны, 17 декабря 2021 г) / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, ОГУ имени И. С. Тургенева ; редкол. : Г. Д. Дорохова [и др.]. – Орёл : ОГУ имени И. С. Тургенева, 2022. – 245 с. : ил.
  3. Хазиева И.М. Применение технологии наставничества в развитии исследовательских навыков студентов и реализации их проектной деятельности. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: ttps://урок.рф/library/statya_primenenie_tehnologii_nastavnichestva_v_razv_071444.html

 

References

 

1.      Tupikin D.A. Opyt i perspektivy proforientacionnoj deyatel'nosti v inzhenernom obrazovanii na opyte Livenskogo filiala OGU im. I.S. Turgeneva / Tupikin D.A., Zvyagina E.A. Professional'noe obrazovanie : aktual'nye problemy i puti ih resheniya : materialy IV regional'noj nauch. – prak. internet-konferencii (g. Livny, 17 dekabrya 2021 g) / Ministerstvo nauki i vysshego obrazovaniya Rossijskoj Federacii, OGU imeni I. S. Turgeneva ; redkol. : G. D. Dorohova [i dr.]. – Oryol : OGU imeni I. S. Turgeneva, 2022. – 245 s. : il.

2.      Kozlova L.D. Innovacionnye tekhnologii organizacii kursovogo proektirovaniya pri podgotovke bakalavrov / L. D.Kozlova, ZH. A.Sekaeva, V. N.Skovpen', V. V. Markov Professional'noe obrazovanie : aktual'nye problemy i puti ih resheniya : materialy IV regional'noj nauch. – prak. internet-konferencii (g. Livny, 17 dekabrya 2021 g) / Ministerstvo nauki i vysshego obrazovaniya Rossijskoj Federacii, OGU imeni I. S. Turgeneva ; redkol. : G. D. Dorohova [i dr.]. – Oryol : OGU imeni I. S. Turgeneva, 2022. – 245 s. : il.

3.      Hazieva I.M. Primenenie tekhnologii nastavnichestva v razvitii issledovatel'skih navykov studentov i realizacii ih proektnoj deyatel'nosti. [Elektronnyj resurs]. – Rezhim dostupa: ttps://urok.rf/library/statya_primenenie_tehnologii_nastavnichestva_v_razv_071444.html

Категория: 5. Роль наставничества в профессиональной адаптации и становлении молодых специалистов. | Добавил: Kofanov (15.12.2023)
Просмотров: 49 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика