Пятница, 17.05.2024, 08:16
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » РАЗВИТИЕ ТРАДИЦИЙ НАСТАВНИЧЕСТВА КАК ОДНОГО ИЗ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ » 5. Роль наставничества в профессиональной адаптации и становлении молодых специалистов.

Наставничество как инструмент повышения качества будущего выпускника СПО

Роль наставничества в профессиональной адаптации и становлении молодых специалистов

Научная статья

УДК 377

 

Наставничество как инструмент повышения качества будущего выпускника СПО

 

Ирина Михайловна Бобровникова

Ливенский филиал ОГУ им. И.С. Тургенева, Ливны, Россия, irinaangel555@gmail.com

 

Аннотация. Проанализированы основные направления наставничества, реализуемые в Ливенском филиале ОГУ имени И.С. Тургенева. Рассмотрен основный перечень локальных актов, регулирующий процесс наставничества. Представлена структура наставничества.

Ключевые слова: наставничество, взаимодействие между наставником и обучающимся, взаимодействие между работодателем и студентом, структура наставничества, среднее профессиональное образование

 

 

Role of mentoring in professional adaptation and formation of young specialists

Original article

 

Mentoring as a tool to improve the quality of future SPE graduates

 

Irina Mikhaylovna Bobrovnikova

Livensky branch of I.S. Turgenev OSU, Livny, Russia, irinaangel555@gmail.com

Abstract. The article analyzes the main directions of mentoring implemented in the I.S. Turgenev Branch of the OGU in Livensk. The main list of local acts regulating the process of mentoring is considered. The structure of mentoring is presented.

Keywords: mentoring, interaction between mentor and student, interaction between employer and student, mentoring structure, secondary vocational education

 

Введение

Совершенствование системы образования обеспечит подготовку квалифицированных кадров для экономики. Сегодня учреждениям среднего профессионального образования необходимо учитывать направления и перспективы научно-технического развития современного производства. В данных условиях особенное значение приобретает правильно организованная система наставничества, которая дает возможность сосредоточить профессиональный опыт, знания, умения и передавать их наставляемым.

Наставничество представляется универсальной моделью построения отношений внутри любой образовательной организации как технология интенсивного развития личности, передачи опыта и знаний, формирования навыков, компетенций и ценностей. Наставник способен стать для наставляемого человеком, который окажет комплексную поддержку на пути социализации, взросления, поиске индивидуальных жизненных целей и путей их достижения, в раскрытии потенциала и возможностей саморазвития и профориентации.

Основная часть

В Ливенском филиале наставничество реализуется по следующим направлениям: «студент-студент», «педагог-педагог», «педагог-студент», «работодатель-студент».

Наставник восполняет тот или иной образовательный дефицит наставляемого, поэтому его деятельность подобна педагогической помощи в преодолении ряда внешних барьеров.

По мнению О. Г. Кондратьевой, внешним барьером может стать отсутствие ресурсов для реализации собственных инициатив, организационно-технические сложности на этапе становления студенческого самоуправления, реализации проектов и т. д. [1]

Отечественные ученые (О. С. Газман, С. С.Гиль, Н. Б. Крылова, Н. Н. Михайлова,С. М. Юсфин и др.) разработали научно-практические и теоретико-методологические основы наставничества [2].

Система наставничества обучающихся в учреждении среднего профессионального образования разрабатывается и реализуется в соответствии с рядом документов федерального и регионального уровней:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 24.04.2020 № 147-ФЗ).

2. Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

3. Паспорт национального проекта «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16).

4. Паспорт федерального проекта «Молодые профессионалы» (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16).

5. Методические рекомендации по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися (приложение к распоряжению Министерства просвещения Российской Федерации от 25 декабря 2019 г. № Р-145).

Примерный перечень локальных актов, регулирующих процесс наставничества организации, которые сама образовательная организация разрабатывает и утверждает: локальные акты (Приказ о внедрении целевой модели наставничества; Приказ о назначении наставников; Приказ об утверждении Положения о наставничестве; Приказ о формировании наставнических пар); информационно-методическое сопровождение работы наставника (диагностический инструментарий; индивидуальные планы работы; индивидуальные планы пар «студент – студент», «работодатель – студент»; заключение по итогам работы пар); методическое сопровождение: ведение журнала наставника, в котором отражается ряд позиций (формат и форма встречи; цель встречи, содержание, результат и другие важные для наставника моменты).

Используя структуру системы наставничества, предложенную С.С. Беляевой, мы предлагаем следующие этапы ее реализации в профессиональных образовательных организациях (рисунок 1) [3, с. 65–66].

Рисунок 1 – Этапы наставничества

 

На первом этапе определяются эффект от внедрения системы наставничества в деятельность учреждения среднего профессионального образования; формулируются цели и задачи, которые будут реализованы в рамках системы; определяются критерии успешности.

На втором этапе разрабатываются и утверждаются документы: Положение о наставничестве, приказ «О назначении наставника», «О назначении наставников лицам, в отношении которых осуществляется наставничество», план мероприятий по наставничеству, порядок отбора наставников, инструкции для наставника и наставляемых, отчеты наставника и наставляемого. Создание комиссий по наставничеству.

На третьем этапе необходимо определить наставляемых и назначить для них наставников. Отбор наставников включает определение лиц, согласных ими стать, а также наличие у них тех профессиональных знаний и навыков, которые потребуются для передачи их наставляемому. Необходимо также учитывать психологическую совместимость наставника и обучающегося, их мотивацию и формы взаимодействия.

На четвертом этапе определяются мероприятия, которые необходимы для осуществления наставничества. Для эффективной реализации этих мероприятий нужны инструменты: памятки, инструкции, проведение индивидуальных занятий и другие.

На пятом этапе определятся эффективность реализации и развития системы наставничества: осуществляется контроль за реализацией программы, обобщается, анализируется и дается оценка результатов наставничества.

Форма наставничества «Студент-студент» реализуется в филиале через взаимодействие студентов в системе студенческого самоуправления. В качестве наставников привлекаются студенты старших курсов, способные создать условия для самореализации первокурсников и вовлечь их в  различные сферы  деятельности в филиале. Это различные мероприятия, проводимые в филиале: «Посвящение в студенты», «Алло, мы ищем таланты», и другие. Это активные ребята, обладающие лидерскими и организаторскими качествами, демонстрирующие высокие образовательные результаты, готовые поделиться опытом и навыками, необходимыми для развития процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого. Для развития у наставников необходимых качеств организована система мероприятий: тренинги, семинары, круглые столы.

Наиболее долговременной и результативной в колледже является форма наставничества «педагог-педагог». Особенностью реализации данной модели наставничества является то, что наставнические пары в филиале формируются самостоятельно, без какого-либо влияния со стороны администрации. В качестве наставников выступают опытные педагоги, имеющие квалификационную категорию, профессиональные успехи, склонные к активной общественной работе. Среди наставников выделяются наставники-консультанты и наставники-предметники. Наставник-консультант контролирует самостоятельную работу молодого специалиста, создает условия для реализации профессиональных качеств, помогает с организацией образовательного процесса и решением конкретных психолого-педагогических и коммуникативных проблем. Наставник-предметник как опытный педагог того же предметного направления, что и молодой/начинающий преподаватель, осуществляет всестороннюю методическую поддержку преподавания отдельных дисциплин. Среди наставляемых могут быть не только молодые специалисты, имеющие небольшой  опыт работы (до 3 лет), испытывающие трудности с организацией учебного процесса, с взаимодействием с обучающимися, другими педагогами, администрацией или родителями. В филиале большой процент составляют специалисты предприятий, которые приходят работать в организацию в качестве педагогов, не имея педагогического образования и опыта работы с подростками. Как показывает практика, такие преподаватели требуют особого внимания со стороны педагога-наставника, поскольку педагогическая деятельность требует от человека постоянной творческой готовности, поиска оптимальных решений в нестандартных профессиональных ситуациях. Начинающим специалистам необходимо получить представление об особенностях, регламенте и принципах работы профессиональной образовательной организации. Иногда в наставниках нуждаются и педагоги со стажем, находящиеся в состоянии эмоционального выгорания, хронической усталости, педагоги – консерваторы, неспособные позитивно воспринимать необходимость работы в новых, постоянно меняющихся условиях. В этом случае формируется наставническая группа, в которую включается педагог-психолог. Таким образом, в рамках данной формы реализуется три ролевых модели: «опытный педагог – молодой специалист», «опытный предметник – неопытный предметник», «педагог-новатор – консервативный педагог». Наставнические пары, как правило создаются на один учебный год, но, в зависимости от задач, которые решаются в ходе сотрудничества, продолжительность совместной деятельности может быть увеличена. Наставником совместно с наставляемым разрабатывается индивидуальный план развития.

В качестве основных задач программы наставничества по форме «педагог - студент» мы выделяем развитие инициативы участия в конкурсном движении на разных уровнях; формирование практических навыков в рамках определенных компетенций; ознакомление с организацией и производственными технологиями современного производства в рамках определенной компетенции и ознакомление с требованиями, правилами, условиями и основными понятиями чемпионатного движения, а также участие студентов в научно-исследовательской деятельности. В данной форме реализуется одна ролевая модель «Опытный преподаватель – одаренный студент», в процессе которой осуществляется психологическая поддержка, совместная работа над проектом, а также создаются условия для развития творческого потенциала наставляемого. Взаимодействие наставника и наставляемого ведется в режиме внеурочной деятельности, в том числе как совместное участие в конкурсах профессионального мастерства. Результаты оцениваются для данной формы наставничества количеством призовых мест по компетенциям чемпионата, по результатам конференций.

Форма наставничества «работодатель – студент» предполагает создание эффективной системы взаимодействия филиала с предприятиями с целью получения обучающимися актуальных знаний и навыков, необходимых для дальнейшей самореализации, профессиональной реализации и трудоустройства, а предприятием (организацией) - подготовленных и мотивированных кадров, в будущем способных стать ключевым элементом обновления производственной и экономической систем. В рамках данной формы реализуется ролевая модель «работодатель - будущий сотрудник», направленная на развитие конкретных навыков и профессиональных компетенций, успешную адаптацию на рабочем месте и последующее трудоустройство. В качестве наставляемых мы привлекаем студентов групп, которые выходят на производственную практику. В основе своей наставляемые, это мотивированные обучающиеся, определившиеся с выбором места и формы работы, готовые к самосовершенствованию, расширению круга общения, развитию конкретных профессиональных навыков и умений. Но среди наставляемых могут быть и дезориентированные студенты, у которых отсутствует желание продолжать свой путь по выбранному профессиональному пути, не проявляется интерес к производственным процессам. В этом случае важно подобрать мотивированных наставников. С предприятием предварительно проводится организационная работа, в том числе по привлечению наставников. В качестве наставников мы стараемся привлечь неравнодушных профессионалов с большим (от 7 лет) опытом работы, активной жизненной позицией, высокой квалификацией. Наставник должен иметь стабильно высокие показатели в работе, обладать развитыми коммуникативными навыками, гибкостью в общении, умением отнестись к студенту как к равному в диалоге и потенциально будущему коллеге. Очень важным является лояльность наставника и готовность делиться опытом с практикантом. Практика показывает, что с опытным наставником студент быстрее адаптируется к новым производственным условиям, быстрее усваивает правила и требования, существующие на предприятии. В результате грамотно выстроенной системы наставничества наблюдается повышение уровня мотивированности и осознанности студентов в вопросах саморазвития и профессионального образования, получения конкретных профессиональных навыков, необходимых для вступления в полноценную трудовую деятельность. Наставничество позволяет существенно сократить адаптационный период при прохождении производственной практики и при дальнейшем трудоустройстве за счет того, что студентам передаются технологии, навыки, организационные привычки и стили поведения. В результате продуктивной реализации данной формы наставничества, существенно повышается процент трудоустройства, и, что особенно важно, процент закрепляемости выпускников на рабочем месте. А трудоустройство выпускников, это основной показатель качества работы профессиональных образовательных организаций.

Заключение

В основе наставнических отношений лежат принципы доверия, диалога и конструктивного партнерства и взаимообогащения, а также непосредственная передача личностного и практического опыта от человека к человеку. Взаимодействие осуществляется через неформальное общение и эмоциональную связь участников. Гибкая и мобильная система наставничества в учреждениях среднего профессионального образования дает возможность приумножить профессиональный уровень всех участников системы, предоставляя дополнительные возможности для качественной подготовки квалифицированных кадров.

 

 

Список источников

 

1. Кондратьева, О.Г. Региональная система поддержки самоуправления обучающихся в учреждениях профессионального образования: Специальность 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования» : диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук / О. Г. Кондратьева;. – М.: Институт развития профессионального образования, 2012. – 500 с.

2. Михайлов, Н.Н. Педагогическая поддержка ребенка в образовании : учебное пособие / Н. Н. Михайлова, В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. – М.: Academia, 2006. – 282 с.: ил., табл. – (Профессионализм педагога). - ISBN 5-7695-2169-4. - Текст : непосредственный.

3. Беляева, С. С. Роль и значение наставничества в профессиональной деятельности педагога/ С. С. Беляева // Наставничество для профессионалов будущего : сб. матер I всерос. науч-практ. конф. (Томск, 21–22 авг. 2020 г.). – Томск : ООО «Интегральный переплет», 2020. – С. 64–67.

 

 

References

 

1. Kondrat'eva, O.G. Regional'naya sistema podderzhki samoupravleniya obuchayushchihsya v uchrezhdeniyah professional'nogo obrazovaniya: Special'nost' 13.00.08 «Teoriya i metodika professional'nogo obrazovaniya» : dissertaciya na soiskanie uchenoj stepeni doktora pedagogicheskih nauk / O. G. Kondrat'eva;. – M.: Institut razvitiya professional'nogo obrazovaniya, 2012. – 500 s.

2. Mihajlov, N.N. Pedagogicheskaya podderzhka rebenka v obrazovanii : uchebnoe posobie / N. N. Mihajlova, V. A. Slastenina, I. A. Kolesnikovoj. – M.: Academia, 2006. – 282 s.: il., tabl. – (Professionalizm pedagoga). - ISBN 5-7695-2169-4. - Tekst : neposredstvennyj.

3. Belyaeva, S. S. Rol' i znachenie nastavnichestva v professional'noj deyatel'nosti pedagoga/ S. S. Belyaeva // Nastavnichestvo dlya professionalov budushchego : sb. mater I vseros. nauch-prakt. konf. (Tomsk, 21–22 avg. 2020 g.). – Tomsk : OOO «Integral'nyj pereplet», 2020. – S. 64–67.

Категория: 5. Роль наставничества в профессиональной адаптации и становлении молодых специалистов. | Добавил: Kofanov (15.12.2023)
Просмотров: 77 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика