Роль педагога-наставника в исследовательской деятельности студентов
Научная статья
УДК 37.013:377
Роль педагога-наставника в процессе руководства
научно-исследовательской деятельностью студентов
Марина Вячеславовна Ковалева
Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева, Орёл, Россия, lenhorlens@mail.ru
Аннотация. В статье даётся определение термина «педагог-наставник», раскрываются его функции в области руководства исследовательской работой студентов, перечисляются формы организации научно-исследовательской работы среди обучающихся.
Ключевые слова: педагог-наставник, функции педагога-наставника в области руководства исследовательской работой студентов, формы организации научно-исследовательской работы студентов
The role of the teacher-mentor in student research activities
Original article
Teacher-mentor and his role in the leadership process research
activities of students
Marina Vyacheslavovna Kovaleva
Oryol State University named after I.S. Turgeneva, Orel, Russia, lenhorlens@mail.ru
Abstract. The article defines the term “teacher-mentor”, reveals its functions in the field of guiding students’ research work, and lists the forms of organizing research work among students.
Key words: teacher-mentor, functions of a teacher-mentor in the field of guiding students’ research work, forms of organizing students’ research work
Введение
Научно-исследовательская работа студентов обеспечивает целостность учебной, научной и воспитательной деятельности обучающихся, способствует повышению уровня подготовки востребованных специалистов. Педагог-наставник играет ключевую роль в формировании мотивации научно-исследовательской деятельности, развитии исследовательских навыков и самостоятельности у студентов в процессе организации их исследовательской работы.
Педагог-наставник – это признанный и пользующийся заслуженным авторитетом, сведущий в своей области знаний специалист, способный поделиться личным опытом в профессиональной сфере с молодым поколением. Он может ввести своих подопечных в сферу научной деятельности, помочь в начале реализации исследовательских проектов и опубликовании её результатов.
Основная часть
В отличие от отношений преподавателя и ученика, имеющих формальный ролевой характер, наставничество подразумевает возникновение межличностных отношений, благодаря которым снимается проблема обезличностности в обучении [5].
Педагог-наставник, руководящий научно-исследовательской работой студентов, осуществляет как передачу знаний, так и воспитательное воздействие, направленное на формирование морально-волевых качеств, необходимых для ведения исследовательской деятельности. В его задачу входит правильная оценка интеллектуального потенциала студента, благодаря которой он сможет выбрать для него посильную и интересную тему исследования. В свою очередь, для успешной реализации исследовательской работы сам студент должен обладать такими качествами как сильная мотивация, стремление к познанию нового, воля, трудолюбие. В ряде случаев их недостаток компенсируется с помощью систематического контроля.
Важным аспектом в процессе осуществления научно-исследовательской деятельности является формирование способностей обучающихся к саморазвитию. Сознательной работе над самосовершенствованием своего характера и профессиональных качеств может послужить выбор наставника в качестве ролевой модели поведения. В конце концов, следует отметить, что обучение, передача знаний - это изменение поведения обучаемого, возникающее в результате получения новых впечатлений и опыта.
Существуют разнообразные формы организации научно-исследовательской работы студентов:
А) работа в рамках научного кружка, тематика исследований которого тесно связана с темой, над которой работает кафедра;
Б) выполнение практической части работы по теме исследования одного из членов кафедры, являющегося научным руководителем студента;
В) составление обзоров научной литературы с формулированием проблем, подлежащих исследованию;
Г) составление тематических обзоров научной литературы с критической оценкой;
Д) выполнение курсовых и дипломных работ с элементами научного исследования и реального проектирования;
Е) освоение нового оборудования с элементами экспериментирования (если это возможно) [1];
Ж) участие в практикоориентированных и междисциплинарных проектах, профессиональных конкурсах и конференциях [3].
В добровольную научную деятельность следует вовлекать, в первую очередь, сильных и целеустремлённых студентов, проявляющих интерес и способности к ведению научной работы. Научно-культурное окружение, в процессе взаимодействия с обучающимися, оказывает положительное влияние на формирование их ценностных установок, способствует профессиональному становлению и включению в профессиональную среду. Обязательные академические работы с элементами исследования, где отбор по способностям невозможен, вызывают необходимость требовать от слабо мотивированных обучающихся соблюдения дисциплины и строгого графика выполнения необходимых действий.
В процессе руководства научной работой педагог-наставник помогает студентам актуализировать имеющиеся у них знания, направляет при приобретении новых. Э. Геллрих выделяет ряд этапов совместной работы научного руководителя и обучающегося. При поддержке наставника студент:
-выбирает актуальную тему;
-формулирует проблему;
-определяет объект и предмет исследования;
-выдвигает гипотезу;
-ставит цель и задачи;
-избирает методы работы;
-собирает и анализирует литературу по теме;
-проверяет на практике предполагаемое решение;
-решает, подтверждается ли гипотеза или наоборот;
-делает выводы и предложения;
-публикует работу, если выявлена её практическая ценность.
Наставник оказывает поддержку студентам в преодолении трудностей и препятствий, возникающих в процессе исследования, проводит консультации для корректировки хода и направления работы. При этом он должен определять четкие цели и объемы работы, конкретные и реальные сроки выполнения, помогать в обеспечении наилучших условий для проведения работы. Требуются регулярные встречи с обучающимися, и систематический контроль за их деятельностью с целью оценки прогресса в работе и дальнейшей её адаптации. Студенты, выполняющие научно-исследовательскую работу, должны чувствовать постоянное заинтересованное внимание и поддержку со стороны руководителя, которые вознаграждают их за потраченные усилия.
Вовлечение педагогом-наставником студентов в научно-исследовательскую работу и дальнейшее руководство ею подразумевают живое продуктивное общение. Р.М. Нижегородцев подчеркивает: «Студент должен иметь возможность не только услышать точку зрения преподавателя, но и задать вопросы, поделиться своими идеями, соображениями, сомнениями. С этого диалога и начинается работа над освоением учебной дисциплины, не говоря уж о научной работе студентов, к которой многие из них испытывают склонность, но не имеют возможности ее реализовать» [2].
В то же время в современных условиях возникла возможность ведения дистанционного руководства научно-исследовательской работой студентов.
Ю.А. Хашина приводит следующие положительные моменты такого способа работы:
-экономия времени и усилий;
-работа в удобное время в комфортной обстановке;
-отсутствие отвлекающих моментов;
-возможность реализации для людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации [4].
Дистанционное руководство научно-исследовательской работой студентов может быть реализовано с помощью электронной почты и социальных сетей. Ю.А. Хашина советует сделать все виды научно-исследовательской работы студентов взаимосвязанными частями, которые в конечном итоге выльются в конце обучения в полноценную выпускную квалификационную (дипломную) работу. Автор рекомендует выдавать выделенные цветом письменные рекомендации и замечания небольшими порциями, сохраняя ответные файлы в отдельном каталоге с датой получения. При этом работа ведётся с последним по дате и времени файлом текста. Переписка, по её мнению, помогает избегать повторных ответов на вопросы, делает наглядным процесс прогресса в работе над текстом [4].
Заключение
Педагог-наставник играет важную роль в процессе руководства
научно-исследовательской деятельностью студентов, помогая им освоить ключевые навыки и получить необходимые знания для осуществления результативной и успешной научной работы. Он способствует формированию у своих учеников устойчивой мотивации в области научной деятельности, уяснению основ научно-исследовательской культуры, что является важным фактором в становлении их дальнейшего профессионального развития.
Список источников
1. Белянина, Ю.В. Научно-исследовательская работа студентов: руководство, организация, формы (1946 – 1955 гг.)./ Ю.В. Белянина. – Текст: непосредственный. // Омский научный вестник. - 2011.- №3. – С.44-46.
2. Нижегородцев, Р.М. Проблемы руководства научной работой студентов магистратуры экономических специальностей. / Р.М. Нижегородцев. // Методика преподавания экономических дисциплин. Материалы четырнадцатых Друкеровских чтений. Под редакцией Р.М. Нижегородцева. 2013. - М: ООО «НИПКЦ Восход–А». – С.68 – 74.
3. Соловьев, А.М. Привлечение студентов к проектно-исследовательской работе - как средство повышения качества подготовки и воспитания специалиста. //А.М. Соловьев, Ю.В. Ливцов. – Текст: непосредственный.// Актуальные проблемы теории и практики обучения физико-математическим и техническим дисциплинам в современном образовательном пространстве. IV Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция, посвященная 75-летию факультета физики, математики, информатики Курского государственного университета. – Курск: изд. Курского университета, 2020. – С.522-526.
4. Хашина, Ю.А. Дистанционное руководство научно-исследовательской работой студентов в классическом университете. / Ю.А. Хашина. – Текст: непосредственный. //Первая международная научная конференция по проблемам цифровизации: edcrunch Ural - 2020:материалы конференции. – Екатеринбург: изд. Уральского университета, 2020. – С.369-376.
5. Чарина, Е.В. Руководство научной работой студентов как наставническая деятельность./Е.В. Чарина. – Текст: непосредственный. // Проблемы высшего образования: Сборник научных трудов.- Хабаровск: Издательство ХГТУ, 2004.- С. 95-98.
6. Gellrich E. Types and forms of students’ research work. – 2022. - July 21. – AllTechBuzz. – Режим доступа: https://www.alltechbuzz.net/types-and-forms-of-students-research-work/
References
1. Belyanina, YU.V. Nauchno-issledovatel'skaya rabota studentov: rukovodstvo, organizaciya, formy (1946 – 1955 gg.)./ YU.V. Belyanina. – Tekst: neposredstvennyj. // Omskij nauchnyj vestnik. - 2011.- №3. – S.44-46.
2. Nizhegorodcev, R.M. Problemy rukovodstva nauchnoj rabotoj studentov magistratury ehkonomicheskikh special'nostej. / R.M. Nizhegorodcev. // Metodika prepodavaniya ehkonomicheskikh disciplin. Materialy chetyrnadcatykh Drukerovskikh chtenij. Pod redakciej R.M. Nizhegorodceva. 2013. - M: OOO «NIPKC VoskhoD–A». – S.68 – 74.
3. Solov'ev, A.M. Privlechenie studentov k proektno-issledovatel'skoj rabote - kak sredstvo povysheniya kachestva podgotovki i vospitaniya specialista. //A.M. Solov'ev, YU.V. Livcov. – Tekst: nepo-sredstvennyj.// Aktual'nye problemy teorii i praktiki obucheniya fiziko-matematicheskim i tekhnicheskim disciplinam v sovremennom obrazovatel'nom prostranstve. IV Vserossijskaya (s mezhdunarodnym uchastiem) nauchno-prakticheskaya konferenciya, posvyashchennaya 75-letiyu fakul'teta fiziki, matematiki, informatiki Kurskogo gosudarstvennogo universiteta. – Kursk: izd. Kurskogo universiteta, 2020. – S.522-526.
4. Khashina, YU.A. Distancionnoe rukovodstvo nauchno-issledovatel'skoj rabotoj studentov v klassicheskom universitete. / YU.A. Khashina. – Tekst: neposredstvennyj. //Pervaya mezhdunarodnaya nauchnaya konferenciya po problemam cifrovizacii: edcrunch Ural - 2020:materialy konferencii. – Ekaterinburg: izd. Ural'skogo universiteta, 2020. – S.369-376.
5. Charina, E.V. Rukovodstvo nauchnoj rabotoj studentov kak nastavnicheskaya deyatel'nost'./E.V. Charina. – Tekst: neposredstvennyj. // Problemy vysshego obrazovaniya: Sbornik nauchnykh trudov.- Khabarovsk: Izdatel'stvo KHGTU, 2004.- S. 95-98.
6. Gellrich E. Types and forms of students’ research work. – 2022. - July 21. – AllTechBuzz. – Rezhim dostupa: https://www.alltechbuzz.net/types-and-forms-of-students-research-work/ |