Пятница, 17.05.2024, 08:51
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » РАЗВИТИЕ ТРАДИЦИЙ НАСТАВНИЧЕСТВА КАК ОДНОГО ИЗ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ » 4. Роль педагога-наставника в исследовательской деятельности студентов.

Роль педагога-наставника в исследовательской деятельности студентов

Роль педагога-наставника в исследовательской деятельности студентов

Обзорная статья

УДК 377.1

 

Роль педагога-наставника в исследовательской

деятельности студентов

 

Анцупова Ольга Анатольевна

Ливенский филиал ОГУ им. И.С. Тургенева, Ливны, Россия,

olga-stroitel@mail.ru

 

Аннотация. Статья содержит вопросы, касающиеся актуальности проектно-исследовательской деятельности и роли наставника в современном образовательном процессе.

Ключевые слова: наставничество, исследовательская деятельность, педагог-наставник

 

 

The role of a teacher-mentor in the research activities of students

Review article

 

The role of a teacher-mentor in the research activities of students

 

Antsupova Olga Anatolyevna

Livensky Branch OSU named after I.S. Turgenev, Livny, Russia,

olga-stroitel@mail.ru

 

Abstract. The article contains questions concerning the relevance of design and research activities and the role of a mentor in the modern educational process.

Keywords: mentoring, research activity, teacher-mentor

 

Введение

Указом президента РФ от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» утверждены 12 национальных проектов, в том числе один из них направлен на развитие наставнической деятельности.

В современной понимании наставничество – это многофункциональная модель построения отношений между педагогом и студентом. Это процесс личностного развития обучающихся, передача наставником опыта, знаний, умений, навыков и компетенций.

Главная цель наставничества заключается в установлении структурированной поддержки для обучающихся, которая способствует развитию их интеллектуальных и творческих способностей через исследовательскую и проектную деятельность.

В процессе становления личности, наставник играет ведущую роль, так как наставнические отношения строятся на принципах доверия, диалога, конструктивного общения и взаимного обмена знаниями, а также прямой передачи личного и практического опыта от человека к человеку.

Основная часть

Каждый успешный человек имеет наставника. В современном мире наставничество является эффективным инструментом для личностного роста, развития и формирования новых способностей и навыков. Это непосредственное общение человека с человеком, доверительная беседа.

Принципы наставничества:

- добровольность;

- толерантность;

- доверие;

- конфиденциальность;

- ответственность;

- способность видеть личность;

- индивидуальный подход;

- ориентация на результат

В своей педагогической деятельности реализую стандартную модель наставничества «педагог-обучающийся». Исследовательская деятельность воплощается в двух формах – это урочные занятия и внеурочные. Я хотела бы остановиться на таких видах исследовательской деятельности как:

- производственная практика, в том числе преддипломная;

- студенческие публикации;

- студенческие научные доклады на конференциях различного уровня;

- выпускные квалификационные работы.

Прохождение производственной практики является неотъемлемой частью подготовки обучающегося для будущей профессиональной карьеры, где он может получить опыт, умения и навыки для самостоятельной трудовой деятельности.

Навыки исследовательской работы применяются будущими специалистами не только в ходе прохождения производственной практики, но и при работе с нормативно-правовой и справочной литературой.

Следует отметить, что формируя у обучающихся среднего профессионального образования навыки и умения проектно-исследовательской деятельности, не менее важно научить их эффективно пользоваться современными средствами сбора информации и обработки данных. В этом вопросе педагог-наставник оказывает поддержку своему подопечному.

Важным условием подготовки специалистов была и остается исследовательская деятельность обучающихся, помогающая решать задачи соединения образования, науки и практики.

Использование системы наставничества приводит к  положительным результатам: количество студентов, занимающихся исследовательской деятельностью, увеличивается; наши студенты активно участвуют в различных конкурсах и конференциях на муниципальном, региональном и всероссийском уровнях; индивидуальные достижения обучающихся повышаются, у них есть опубликованные статьи; также мы получаем дипломы, грамоты и благодарности как признание эффективности нашей проектно-исследовательской работы. Хочу отметить некоторые работы:

Марудов А.А. Наука и просвещение XVIII Международный научно-исследовательский конкурс «Студент года 2021» секция «Технические науки» – диплом II степени;

Анцупова О.А., Марудов А.А. Современные акустические материалы. Их применение в строительстве [Электронный ресурс] / О.А. Анцупова, А.А. Марудов// В сб.: «Студент года 2021». Материалы размещены в eLIBRARY. –  Режим доступа https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45734522  (в соавторстве с наставником);

VII  Международный конкурс научных работ

Винников Матвей Сергеевич – Экономическая целесообразность применения современных строительных материалов;

Казьмина Екатерина Александровна – Анализ потерь рабочего времени предприятия «ТНВ Рассвет» Орловской области.

Автономная некоммерческая организация Институт развития местных сообществ Винников Матвей Сергеевич – победитель заочного этапа IV Всероссийского конкурса «Идеи, преображающие города».

Педагог-наставник помогает обучающимся планировать собственную деятельность, добиваться поставленной цели, анализировать результаты работы и делать соответствующие выводы, публично представлять итоги своей работы.

На диаграмме представлена динамика результатов обучающихся по ВКР за последние годы.

Рисунок 1 – Диаграмма результатов обучающихся

 

Наглядно видно, что роль наставника-руководителя играет важную роль. С каждым годом растёт показатель успеваемости обучающихся. Безусловно пандемия сыграла немаловажную роль, в этот период результаты достижений обучающихся немного снизились.

В организации исследовательской деятельности, наставничество играет ключевую роль, позволяя систематически планировать работы на основе обнаруженных потенциальных возможностей обучающихся. Оно также способствует развитию творческого потенциала обучающихся, отслеживанию динамики развития их исследовательских компетенций. Важно отметить, что оказание помощи и поддержки распространяется не только на талантливых детей, но и на всех, кто проявляет инициативу для участия в проектах исследовательского характера.

Важным показателем упорного труда обучающихся является их трудоустройство по специальности. Так выпускники 2023 года работают следующими специалистами:

Кольцов Артём Николаевич - ООО «Пластиксервис», подсобный рабочий;

Куценкова Яна Алексеевна - главный специалист отдела жилищно-коммунального хозяйства управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ливны;

Шарыкина Юлия Романовна – главный специалист отдела организационной и кадровой работы администрации города Ливны.

Заключение

В области образования сегодня постоянно появляются новые методы и меняются цели и задачи обучения. Современный учебный процесс не может существовать без постоянного поиска новых и более эффективных технологий. Одной из таких технологий является наставничество, которое считается «тайным оружием» самых успешных людей в мире.

 

 

Список источников

 

  1. Министерство просвещения Российской Федерации. Письмо от 23 января 2020 г. N МР-42/02 «О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций».
  2. Новикова,  Т.Н. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности / Т.Н. Новикова // Народное образование. – 2000. - №7 – С. 103-115.

 

 

References

 

1.      Ministerstvo prosveshcheniya Rossijskoj Federacii. Pis'mo ot 23 yanvarya 2020 g. N MR-42/02 «O napravlenii celevoj modeli nastavnichestva i metodicheskih rekomendacij».

2.      Novikova,  T.N. Proektnye tekhnologii na urokah i vo vneurochnoj deyatel'nosti / T.N. Novikova // Narodnoe obrazovanie. – 2000. - №7 – S. 103-115.

Категория: 4. Роль педагога-наставника в исследовательской деятельности студентов. | Добавил: Kofanov (15.12.2023)
Просмотров: 54 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика