Четверг, 02.05.2024, 10:34
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » РАЗВИТИЕ ТРАДИЦИЙ НАСТАВНИЧЕСТВА КАК ОДНОГО ИЗ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ » 4. Роль педагога-наставника в исследовательской деятельности студентов.

Применение технологии наставничества при организации исследовательской и проектной деятельности студентов

Роль педагога-наставника в исследовательской деятельности студентов

Научная статья

УДК 371:12

 

Применение технологии наставничества при организации исследовательской и проектной деятельности студентов

 

 

 

 

The role of a teacher-mentor in the research activities of students

Original article

 

The use of mentoring technology in the organization of research and project activities of students

 

Olesya Vladimirovna Yerakova1*, Larisa Mikhailovna Pimkina1

1 Karachevsky branch of OSU named after I.S. Turgeneva, Karachev, Russia,

Olesya-erakova@yandex.ru*

Abstract. The article describes the technology of mentoring in the organization of research and project activities of students of the Karachevsky branch of the I.S. Turgenev Osu specialty "Computer systems and complexes".

Keywords: mentor, mentoring, research activities, project activities, "Teacher – student"

Введение

На сегодняшний день будущему специалисту любой специальности недостаточно изучение только теоретических знаний. Конкурентоспособность на современном рынке труда зависит от гибкости мышление человека, его активности, способности к совершенствованию своих опыта и знаний. Наставничество – это процесс передачи от старших к младшим членам общества опыта и знаний, это форма взаимоотношений между преподавателем и студентом. При реализации образовательной программы взаимодействие наставника и наставляемого ведется не только в рамках учебной, но и во внеучебной деятельности: консультации по предметам, отработка навыков и умений, устранение пробелов в знаниях студентов, беседы, знакомство с дополнительными источниками литературы, с различными ресурсами Интернета по определенным темам, участие в различных конкурсах и олимпиадах, внаучнопрактических конференциях, проектная деятельность, кураторские часы.

Основная часть

Модернизация современного среднего профессионального образования требует активного включения механизмов, которые обеспечивают высокий уровень подготовки квалифицированных кадров. Поэтому институт наставничества определяется как необходимое  и важное условие реализации практико-ориентированной модели обучения.

Наставничество рассматривается как педагогическая технология, которая обеспечивает становление личности будущего специалиста, гармоничного вхождения человека в его будущую трудовую деятельность.

Цель наставничества – это создание системы сопровождения проектной и исследовательской деятельности обучающихся, направленной на развитие творческих и интеллектуальных способностей студентов. Но и проектно-исследовательская деятельность обязательно влияет на наставника, она заставляет наставника постоянно находиться в пространстве возможностей, что изменяет его мировоззрение и не допускает применения шаблонных действий, требует постоянного творческого, личностного роста.

В структуре образовательного пространства широко распространены такие термины, как наставник, коуч, ментор, тьютор.

Сегодня наставничество мы понимаем как универсальную технологию передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.

Наставничество является одной из эффективных форм решения задач, обозначенных федеральными проектами для модернизации системы профессионального образования и обеспечивающих закрепление студента, выпускника в любой сфере жизнедеятельности общества. В указе президента РФ В.В. Путина «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ» предусмотрена разработка приоритетных национальных проектов по направлениям, одним из которых является создание условий для развития наставничества.

Выделяют следующие виды и формы наставничества:

  • «Педагог- педагог» – предполагает взаимодействие молодого педагога (при опыте работы от 0 до 3 лет) или нового специалиста (при смене места работы) с опытным и располагающим ресурсами и навыками специалистом-педагогом, оказывающим первому разностороннюю поддержку.
  • «Работодатель-студент» – данная форма предполагает создание эффективной системы взаимодействия организаций, осуществляющих деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и представителя регионального предприятия (организации) (профессионал) с целью получения обучающимися (студенты) актуальных знаний и навыков, необходимых для дальнейшей самореализации, профессиональной реализации и трудоустройства, а предприятием (организацией) – подготовленных и мотивированных кадров, в будущем способных стать ключевым элементом обновления производственной и экономической систем..
  • «Студент-студент». Предполагает взаимодействие обучающихся одной образовательной организации, при котором один из обучающихся находится на более высокой ступени образования и обладает организаторскими и лидерскими качествами, позволяющими ему оказать весомое влияние на наставляемого, лишенное, тем не менее, строгой субординации.
  • «Педагог-студент» (группа студентов)» – это практики наставничества без отрыва от учебы для дальнейшей профессиональной и социальной адаптации, связанные с профессиональным и карьерным развитием, передачей знаний, навыков, компетенций. Данная модель наставничества помогает талантливым и амбициозным обучающимся планировать свою карьеру, развивать соответствующие навыки и компетенции. Результаты и социальные эффекты: передача наставником своих профессиональных знаний и практических компетенций через следующие механизмы – поиск и развитие инициатив студентов, стимулирование творческой и профессиональной активности в процессе обучения и участия в творческих мероприятиях (олимпиадах, конкурсах профессионального мастерства, чемпионатах); практики наставничества обучающихся, победителей олимпиад, чемпионатов.

В своей педагогической деятельности реализую стандартную модель наставничества «Педагог-студент». Для повышения творческого потенциала студентов в учебной и внеучебной деятельности использую различные формы взаимодействия: «Преподаватель-пассивный студент» (психоэмоциональная поддержка с адаптацией в коллективе, развитие коммуникационных, творческих навыков направленных на формирование жизненных ориентиров у обучающегося, формирование ценностей и активной гражданской позиции); «Преподаватель-одаренный студент» (психологическая поддержка, раскрытие и развитие творческого потенциала наставляемого, организация совместной работы над проектом, исследовательской работой).

Главная задача для меня как педагога-наставника – научить студента учиться самостоятельно. Меняется роль студента, который вместо пассивного слушателя становится личностью, способной использовать все средства информации проявить свою индивидуальность, культуру, свое видение, свои эмоции. Одной из технологий, позволяющих эффективно реализовывать модель наставничества «Преподаватель-студент», является технология проектного обучения. Создаются условия для реализации интересов студентов, раскрытия их творческого потенциала, продуктивного творчества с педагогом-наставником, что способствует повышению мотивации к обучению, их профессиональному самоопределению. В ходе работы над проектом у студентов формируются общие и профессиональные компетенции.

Для студента проект – это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Уже на 1 курсе при изучении дисциплины «Математика» студенты представляют свои проекты: «Влияние чисел на характер человека», «Координатная плоскость и знаки Зодиака», «Магический квадрат», «Геометрия в архитектуре», «Кольца Борромео» и др., которые представляют на конкурсах, конференциях.

Также роль педагога как наставника проявляется мною при написании дипломных проектов студентами, обучающихся по специальность «Компьютерные системы и комплексы».

Научный руководитель играет центральную роль в процессе написания ВКР. Это не формальный наставник; его задача – обеспечить качественное научное руководство и поддержку на всех этапах подготовки работы. Научный руководитель консультирует при выборе темы проекта; исправляет ошибки, допущенные студентом в процессе работы; дает полезные советы в процессе написания дипломного проекта; советует и помогает подобрать литературу для выполнения проекта; пишет отзыв на работу, когда она выполнена.

Проектная деятельность повышает познавательную активность, развивает умение самостоятельно определять задачи на будущее развитие и самообразование. Полученные навыки способствуют успешному освоению профессиональных и общих компетенций, выполнению дипломного проекта.

Заключение

Наставничество – это технология, сформированная сущностью человека: во взаимодействии передавать опыт, сохранять ценности. Наставничество позволяет формировать прекрасное будущее здесь и сейчас.

 

 

Список источников

 

  1. Беляева, С. С. Роль и значение наставничества в профессиональной деятельности педагога / С. С. Беляева // Наставничество для профессионалов будущего: сб. матер I всерос. науч-практ. конф. (Томск, 21-22 авг. 2020 г.). – Томск: ООО «Интегральный переплет», 2020. – Текст: электронный.
  2. Калягина, И.В. Особенности наставничества в среднем профессиональном образовании / И.В.  Калягина // Педагогическое сообщество УРОК. РФ. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://урок.рф/library/osobennosti_nastavnichestva_v_srednem_professional_071034.html, Загл. с экрана. – (Дата обращения: свободный доступ). – Текст: электронный.
  3. Материалы XXVII Областной научно-практической конференции «Инновации в системе профессионального образования: современные формы наставничества», Челябинск, 2020г.- [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-formy-nastavnichestva, Загл. с экрана. – (Дата обращения: свободный доступ). – Текст: электронный.
  4. Ступницкая, М.А. Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся: лекции / М.А. Ступницкая. – М.: Изд-во Моск.пед унта, 2015. – С.132.
  5. Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www. consultant.ru/.
  6. Ферафонтова, М.А. Наставничество в среднем профессиональном образовании / М.А.Ферафонтова // Педагогическое сообщество УРОК. РФ. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/npo-spo/morskaya-tekhnika/library/2020/09/15/nastavnichestvo-v-srednem-professionalnom-obrazovanii, Загл. с экрана. – (Дата обращения: свободный доступ). – Текст: электронный.

References

 

1. Belyaeva, S. S. Rol' i znachenie nastavnichestva v professional'noj deyatel'nosti pedagoga / S. S. Belyaeva // Nastavnichestvo dlya professionalov budushchego: sb. mater I vseros. nauch-prakt. konf. (Tomsk, 21-22 avg. 2020 g.). – Tomsk: OOO «Integral'nyj pereplet», 2020. – Tekst: elektronnyj.

2. Kalyagina, I.V. Osobennosti nastavnichestva v srednem professional'nom obrazovanii / I.V.  Kalyagina // Pedagogicheskoe soobshchestvo UROK. RF. – [Elektronnyj resurs]. – Rezhim dostupa: https://urok.rf/library/osobennosti_nastavnichestva_v_srednem_professional_071034.html, Zagl. s ekrana. – (Data obrashcheniya: svobodnyj dostup). – Tekst: elektronnyj.

3. Materialy XXVII Oblastnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Innovacii v sisteme professional'nogo obrazovaniya: sovremennye formy nastavnichestva», CHelyabinsk, 2020g.- [Elektronnyj resurs]. – Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-formy-nastavnichestva, Zagl. s ekrana. – (Data obrashcheniya: svobodnyj dostup). – Tekst: elektronnyj.

4. Stupnickaya, M.A. Novye pedagogicheskie tekhnologii: organizaciya i soderzhanie proektnoj deyatel'nosti uchashchihsya: lekcii / M.A. Stupnickaya. – M.: Izd-vo Mosk.ped unta, 2015. – S.132.

5. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 g. №273-FZ «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» [Elektronnyj resurs]. – Rezhim dostupa: https://www. consultant.ru/.

6. Ferafontova, M.A. Nastavnichestvo v srednem professional'nom obrazovanii / M.A.Ferafontova // Pedagogicheskoe soobshchestvo UROK. RF. - [Elektronnyj resurs]. – Rezhim dostupa: https://nsportal.ru/npo-spo/morskaya-tekhnika/library/2020/09/15/nastavnichestvo-v-srednem-professionalnom-obrazovanii, Zagl. s ekrana. – (Data obrashcheniya: svobodnyj dostup). – Tekst: elektronnyj.

Категория: 4. Роль педагога-наставника в исследовательской деятельности студентов. | Добавил: Kofanov (15.12.2023)
Просмотров: 61 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика