Пятница, 17.05.2024, 08:16
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » РАЗВИТИЕ ТРАДИЦИЙ НАСТАВНИЧЕСТВА КАК ОДНОГО ИЗ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ » 4. Роль педагога-наставника в исследовательской деятельности студентов.

Организация нирс со студентами и школьниками и формирование основ исследовательской деятельности

Роль педагога- наставника в исследовательской деятельности студента

Научная статья

УДК 37.013

Организация нирс со студентами и школьниками и формирование основ исследовательской деятельности

Татьяна Алексеевна Пучкова

Ливенский филиал ОГУ им. И.С.Тургенева, Ливны, Россия

 

Аннотация. Наставничество - педагогическая технология, обеспечивающая становление личности будущего специалиста, гармоничного вхождения человека в трудовую деятельность, где опытный или более сведущий человек помогает менее опытному, менее сведущему усвоить определенные компетенции.

 

Ключевые слова: наставничество, научно- исследовательская деятельность, образовательный процесс, мотивация, формы исследования.

 

The role of the teacher-mentor in student research activities

Research Article

 

Оrganization of research with students and schoolchildren and formation of the fundamentals of research activity

 

Tatyana Alekseevna Puchkova

Livensky branch of OSU named after I.S. Turgenev, Livny, Russia

 

Abstract. Mentoring is a pedagogical technology that ensures the formation of the personality of a future specialist, the harmonious entry of a person into work, where an experienced or more knowledgeable person helps a less experienced, less knowledgeable person to master certain competencies.

Keywords: mentoring, research activities, educational process, motivation, forms of research

 

Введение

Научно-исследовательская деятельность студентов играет большую роль в подготовке будущего современного специалиста. В Ливенском филиале ОГУ им. И.С.Тургенева на кафедре инженерного образования студенты включены в различные формы исследовательской деятельности: выполнение курсовых и дипломных работ, подготовку публикаций для научных сборников, участие в конференциях, реферативные исследования. Все формы исследовательской деятельности организуются педагогом – наставником.

Процессы модернизации среднего профессионального образования требуют активного включения эффективных механизмов, обеспечивающих высокий уровень подготовки квалифицированных кадров. Предприятия нашего города хотят видеть знающего специалиста. В связи с этим институт наставничества определяется как необходимое условие реализации практико-ориентированной модели обучения.

         На современном этапе наставничество рассматривается, с одной стороны, как кадровая технология, обеспечивающая передачу посредством планомерной работы знаний, навыков и установок от более опытного сотрудника менее опытному, с другой стороны, как педагогическая технология, обеспечивающая становление личности будущего специалиста, гармоничного вхождения человека в трудовую деятельность[1].

   Наставник в проектно-исследовательской деятельности студентов должен стремиться к выполнению определенных задач:

 формирование у студентов ценностного отношения к научно-исследовательской деятельности;

 навыков самостоятельной работы в процессе научно-исследовательской деятельности;

 формирование у студентов умений составлять презентации;

 поддержка педагогами-наставниками овладение наставляемыми основами проектной и исследовательской деятельности;

 формирование у обучающихся студентов, развитие их творческой инициативы, ответственности, интеллектуального и профессионального потенциала, организованности.

 У меня, как преподавателя – наставника есть определенные функции:

• согласование темы исследования со студентом, в рамках, изучаемых спецдисциплин;

• консультирование студента по вопросам содержания и последовательности выполнения исследовательской работы;

• оказание помощи студенту в определении круга вопросов по изучению избранной темы, в определении способов и методов исследования, в составлении плана выполнения исследовательской работы, в подборе необходимой научной литературы, материалов для опыта, лабораторного оборудования (иногда приходиться обращаться на предприятия для проведения опыта);

• контроль за  выполнением научно-исследовательской работы;

• оказание помощи студенту в подготовке доклада и презентации для защиты проекта на конференциях разного уровня.

Чтобы научно-исследовательская работа студента и педагога-наставника имела результат нужно учитывать определённые факторы:

 у студента уровень интеллектуального развития должен соответствовать задачам и целям, поставленным в исследовательской работе;

 педагог-наставник должен учитывать интересы студентов и оказывать научно-методическую помощь;

 необходимо создание доброжелательной атмосферы, которая ориентирует деятельность, к достижению положительного результата.    

Совместная работа студента и педагога – наставника, формирует: творческое мышление, умение находить оптимальные подходы к решению практических вопросов. Это способствует выявлению одаренных студентов, склонных к научной деятельности.

В моей педагогической деятельности я пробовала проводить исследовательскую деятельность не только в форме «педагог – студент», но выполнялись работы и совместно с учителями школ и учениками.

Тема исследовательской работы, задумывалась мной для углубленного изучения какой, либо темы спецдисциплины и студент выполнял часть работы связанной в дальнейшем с его профессиональной деятельностью. Школьник вместе с учителем предметником выполнял ту часть работы, где углубленно изучал вопрос, связанный именно со школьной дисциплиной. И в результате своей работы видел, как используются знания школьного предмета в решении важных профессиональных задач. Форма «преподаватель – учитель – студент – ученик» была интересна и довольно таки плодотворна.

Например, при выполнении исследовательской работы на тему «Химическое взаимодействие среды и металла 12Х18Н10Т».  Для студента была поставлена цель:

  1. Произвести испытания образцов из стали 12Х18Н10Т в кипящем водном растворе сернокислой меди и серной кислоты в присутствии металлической меди (стружка) (по ГОСТ 60322003)
  2. Сравнить образцы до и после испытаний.

В результате сравнив образцы, до и после испытаний и проведя опыт: в кипящем водном растворе сернокислой меди подкисленной серной кислотой в присутствии металлической меди (стружка) выдерживались образцы. Выявили следующее: на поверхности металла испытуемых образцов при их визуальном осмотре существенных изменений не обнаружено. Это связано с тем, что межкристаллитная коррозия, распространяется по границам зёрен вглубь металла, без каких либо заметных внешних изменений. Однако опытные образцы потеряли металлический звук, что свидетельствует о том, что сталь поражена коррозией. После проведения дальнейших исследований – механического испытания на изгиб и рассмотрения под микроскопом, можно увидеть очаги межкристаллитной  коррозии. Учитель химии с учеником выполнили свою исследовательскую работу в рамках общей темы «Исследование образца 12ХН10Т на межкристаллитную коррозию». Сам опыт проводил студент со мной,  обращались  на предприятие АО «Автоагрегат», чтобы найти материал для испытания, подготовить образцы для травления и уже после опыта, осуществить механическое испытание (гибку). Составление раствора, в котором проходил опыт, его дозировку просчитал учитель химии. Ученик тщательно изучил, что такое коррозия, ее виды, химический состав стали 12ХН10Т. Также в результате исследования выведена формула химической реакции, где хром вытесняет медь из ее соединений, так как стоит левее её. 

 

Cr + CuSO4CrSO4+ Cu

 

В результате этого, образуются соединения сульфата хрома по границам зерен, приводящим к нарушению структуры металла.

Вместе изучалась структура материала после проведенного опыта в условиях лаборатории филиала.

                              а)                                                      б)                                             в)

Рисунок 1 - Фото процессов проведения исследования: а -приготовление раствора;

б - очистка образцов; в – результаты опыта

Совместная работа учителя школы и преподавателя спецдисциплин вместе с учеником и студентом может дать возможность выполнить 2 полноценные исследовательские работы. Уровень их приближен к той базе знаний, которая есть у ученика школы и студента.

Такая форма наставничества представляет перспективную технологию, отвечающую потребности образовательной системы переходить от модели трансляции знаний к модели формирования метакомпетенций студента, ученика. Наставничество позволяет получать опыт, знания, формировать навыки, компетенции и ценности быстрее, чем другие способы передачи (учебные пособия, урочная система, самостоятельная и проектная работа, формализованное общение), а это критически важно в современном мире, как в школьной системе образования, так и в профессиональном образовании.

Скорость и продуктивность усвоения нового делают наставничество перспективной технологией, способной ответить на вызовы современного мира, затрагивающие образовательную, социальную, психологическую и экономическую сферы.

 

 

Список источников

 

1.Зайнуллина, Ф.К. Научно- исследовательская деятельность и ее роль в образовательном процессе студентов / Ф.К. Зайнуллина // EUROPEAN SCIENTIFIC CONFERENCE : сборник статей XVIII Международной научно-практической конференции,Пенза, 08 января 2020 года. в 2 ч.. –Пенза : Наука и Просвещение, 2020.- С. 206-208. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41719259

2.Жаркова, О.Б. Наставничество как эффективный механизм сопровождения научно – исследовательской работы студентов / О.Б. Жаркова.-URL: https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1698925771&tld=ru&lang=ru&name

 

 

References

 

1.Zajnullina, F.K. Nauchno- issledovatel'skaya deyatel'nost' i ee rol' v obrazovatel'nom processe studentov / F.K. Zajnullina // EUROPEAN SCIENTIFIC CONFERENCE : sbornik statej XVIII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii,Penza, 08 yanvarya 2020 goda. v 2 ch.. –Penza : Nauka i Prosveshchenie, 2020.- S. 206-208. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41719259

2.ZHarkova, O.B. Nastavnichestvo kak effektivnyj mekhanizm soprovozhdeniya nauchno – issledovatel'skoj raboty studentov / O.B. ZHarkova.-URL: https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1698925771&tld=ru&lang=ru&name

 

Категория: 4. Роль педагога-наставника в исследовательской деятельности студентов. | Добавил: Kofanov (15.12.2023)
Просмотров: 38 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика