Пятница, 17.05.2024, 08:32
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » РАЗВИТИЕ ТРАДИЦИЙ НАСТАВНИЧЕСТВА КАК ОДНОГО ИЗ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ » 4. Роль педагога-наставника в исследовательской деятельности студентов.

Наставничество в студенческой научно-исследовательской деятельности

Роль педагога-наставника в исследовательской деятельности студентов

Научная статья

УДК 378:37.013

 

Наставничество  в студенческой научно-исследовательской деятельности

 

Юлия Алексеевна Бакурова

Ливенский филиал ОГУ им. И.С. Тургенева, Ливны, Россия, bakurova2@yandex.ru

 

Аннотация. В статье рассматривается роль руководителя-наставника научно-исследовательских работ студентов (НИРС), отличие роли наставника от руководителя, обобщен опыт организации исследовательской деятельности студентов.

Ключевые слова: наставничество, научно-исследовательская деятельность

 

 

The character of the teacher-mentor in student research activities

Research Article

 

Mentoring in student research activities

 

Yulia Alekseevna Bakurova

Livensky branch of OSU named after. I.S. Turgenev, Livny, Russia, bakurova2@yandex.ru

 

Abstract. The article discusses the role of the supervisor-mentor of students' research work, the difference between the role of a mentor and a supervisor, and summarizes the experience of organizing student research activities.

Keywords: mentoring, research activities

 

Введение

При организации и проведении научно-исследовательской деятельности очень важным является акцент на творческую инициативу студента, его заинтересованность в проведении исследований и грамотная организация совместного взаимодействия студента и руководителя НИРС. Главной целью наставничества при проведении НИРС является передача опыта, знаний, компетенций, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей студента.

Основная часть

Наставничество как вид деятельности достаточно широко применялся в эпоху существования Советского Союза: слабые ученики закреплялись за отличниками; молодые специалисты – за опытными и авторитетными сотрудниками и т.д. И это давало свои положительные результаты. В последние годы этот вид деятельности активно применяется и  в педагогике.

В чем же состоит отличие преподавателя-руководителя НИРС от наставника-руководителя НИРС? При всей схожести этих понятий их главное отличие, на мой взгляд, заключается в том, что наставник-руководитель имеет личный практический опыт работы в той области, где проводятся исследования. Он знает «изнутри» суть проблемы, возможно, является участником рабочей группы по проведению исследований. Привлечение студента к таким исследованиям и определение ему не просто руководителя, а руководителя-наставника стимулирует студента к овладению новыми знаниями, опытом работы, подготовки, организации и проведению исследований, развитию интереса к выбранной профессии, умению интегрировать полученные знания и опыт при решении нестандартных задач, и, как следствие, повышению качества подготовки специалистов и развитию научно-технического прогресса [1].

Для того чтобы стать востребованным сотрудником  недостаточно иметь набор знаний и умений. Современный выпускник должен владеть современными средствами сбора и обработки информации, организовывать работу, в том числе  с использованием цифровых и онлайн-платформ.

Организация НИРС через наставничество способствует смене стиля общения – между студентом и руководителем-наставником формируется сотрудничество, основанное на обмене опытом, мастерством, умением работать, в том числе и в цифровой среде.

Эффективность наставничества в  научно-исследовательской деятельности подтверждается высокими результатами участия студентов в научно-практических конференциях различного уровня, участием ВКР и дипломных проектов в различного рода конкурсах и результатами этого участия, а также  востребованностью выпускников на рынке труда, их профессиональной успешностью [1].

При изучении дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация» по программам СПО и ВО была сформирована группа студентов для проведения исследований, при этом каждому из которых была поставлена задача проведения анализа использования цифровизации в исследуемой области. Группа состояла из шести студентов с первого по третий курс ВО и четвертого курса СПО. 

В ходе работы над исследованиями основной принцип наставничества заключался в организации плана научных исследований, передаче опыта по поиску необходимой литературы, правильного, корректного использования результатов научных трудов других авторов, умения использовать справочно-нормативную литературу, владения навыками сбора и обработки полученной в ходе эксперимента базой данных, использования современных методов автоматизированной передачи данных. Темы научно-исследовательских работ касались цифровизации методов измерения твердости материалов, автоматизации контроля винтовых поверхностей и обойм, спектрального анализа химического состава материалов, автоматизации работы испытательных стендов и приборов учета.

Результаты исследований были представлены на секции «Цифровизация в метрологии» ежегодной научно-практической конференции «Неделя науки». Участие в подобных мероприятиях дает возможность студенту отработать навыки публичного выступления с результатами своих исследований, получить опыт создания презентаций своих исследований, для наставника – увидеть сильные и слабые стороны представляемого исследования, определить направления для дальнейших исследований. Результаты проведенных исследований были использованы студентами выпускного курса СПО в своих дипломных проектах и представлены на конкурс ВКР. В Международном конкурсе выпускных квалификационных работ и дипломных исследований: технические, физико-математические науки, наука о Земле дипломный проект студента 4-го курса СПО был отмечен дипломом III степени в номинации «Лучшая техническая разработка» и дипломом II степени в номинации «Лучшая выпускная квалификационная работа».

Заключение

Занимаясь научно-исследовательской деятельностью у студента появляется возможность под руководством наставника расширить свой горизонт знаний, получить навыки самостоятельного поиска решаемой задачи исследования, реализовать принцип «равный-равному».

Применение наставничества имеет положительные результаты не только при организации НИРС, но и в других видах учебной деятельности, а следовательно является универсальной и применимой для формирования интереса студента к постоянному самообразованию и самосовершенствованию.

 

 

Список источников

 

1 Ферафонтова, М.А. Наставничество в среднем профессиональном образовании// Педагогическое сообщество УРОК. РФ. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/npo-spo/morskaya-tekhnika/library/2020/09/15/nastavnichestvo-v-srednem-professionalnom-obrazovanii, Загл. с экрана. – (Дата обращения: свободный доступ). – Текст: электронный.

 

References

 

1 Ferafontova, M.A. Nastavnichestvo v srednem professional'nom obrazovanii// Pedagogicheskoye soobshchestvo UROK. RF. - [Elektronnyy resurs]. – Rezhim dostupa: https://nsportal.ru/npo-spo/morskaya -tekhnika/library/2020/09/15/nastavnichestvo-v-srednem-professionalnom-obrazovanii, Zagl. s ekrana. – (Data obrashcheniya: svobodnyy dostup– Tekst: elektronnyy

Категория: 4. Роль педагога-наставника в исследовательской деятельности студентов. | Добавил: Kofanov (15.12.2023)
Просмотров: 61 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика