Пятница, 17.05.2024, 06:06
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » РАЗВИТИЕ ТРАДИЦИЙ НАСТАВНИЧЕСТВА КАК ОДНОГО ИЗ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ » 4. Роль педагога-наставника в исследовательской деятельности студентов.

Наставничество в научно-исследовательской деятельности

Роль педагога-наставника в исследовательской деятельности студентов

Научная статья обзорная

УДК005.963.2

 

Наставничество в научно-исследовательской деятельности

 

Людмила Юрьевна Гаврилова

Ливенский филиал ОГУ им. И.С. Тургенева, Ливны, Россия, lytasik@mail.ru

 

Аннотация. В данной работе речь идет о наставничестве позволяющем получать опыт и знания, формировать навыки, компетенции и ценности гораздо быстрее, чем другие методы передачи знаний как в процессе обучения, так и в процессе научно-исследовательской деятельности студентов.

 

Ключевые слова: обучающийся, наставник, наставничество, исследования, работа

 

 

The role of a teacher-mentor in the research activities of students

Scientific review article

 

Mentoring in research activities

 

Lyudmila Yurievna Gavrilova

Livensky Branch of I.S. Turgenev OSU, Livny, Russia, lytasik@mail.ru

 

Аbstract. In this paper, we are talking about mentoring, which allows you to gain experience and knowledge, form skills, competencies and values much faster than other methods of knowledge transfer both in the learning process and in the process of research activities of students.

Keywords: student, mentor, mentoring, research, work

 

Введение

"Никакие знания не передаются иначе как от человека к человеку, за каждым успешным человеком в любой сфере всегда стоит наставник. Люди, которые через наставничество передают другим свои знания и навыки в рабочих профессиях, в науке, в управлении вызывают уважение. Наставничество не решается административным путем, наставничество - это когда человек вкладывает душу, делится секретами профессии, которые позволили ему самому быть лучшим" (Сергей Кириенко, первый заместитель руководителя Администрации Президента России).

Наставничество играет ключевую роль в реализации национального проекта «Образование», который был утвержден в конце 2018 года. Эта образовательная технология представляет собой эффективный способ передачи знаний и формирования необходимых навыков учащихся. Однако помимо этого наставничество имеет еще много других преимуществ и важных аспектов. Во-первых, наставничество способствует развитию эмоциональной и социальной сферы обучающихся. Взаимодействие с опытным наставником, помогает учащимся развить навыки коммуникации, установление доверительных отношений и эмоциональную поддержку. Это особенно важно для обучающихся, имеющих проблемы в поведении, так как наставник может стать для них положительным примером и помочь в адаптации к образовательной среде. Во-вторых, наставничество способствует профессиональному росту и развитию наставников самих. Они получают возможность практически применять свои знания и навыки, а также учатся адаптировать свою работу под индивидуальные потребности каждого обучающегося. Кроме того, наставничество помогает наставникам развивать лидерские качества, что положительно сказывается на их профессиональной деятельности. Третьим важным аспектом наставничества является его влияние на повышение успеваемости. Обучающиеся, которые имеют наставника, часто проявляют больший интерес к учебе и более мотивированы достигать успехов. Они получают поддержку и помощь на каждом этапе своего образовательного пути, что способствует улучшению их результатов. Кроме того, наставничество позволяет более гибко адаптировать образовательный процесс к индивидуальным потребностям каждого студента. Наставник может предложить дополнительные материалы, задания или методики обучения, которые помогут обучающемуся лучше усвоить материал и достичь своих целей. Таким образом, наставничество является важным инструментом в реализации национального проекта «Образование». Оно способствует развитию обучающихся, профессиональному росту наставников и повышению успеваемости. Эта образовательная технология позволяет создавать индивидуальный и поддерживающий образовательный опыт для каждого студента, что является основой для успешного образования и развития молодого поколения.

Основная часть

Процесс формирования научно - исследовательских умений; система методов, форм и средств формирования научно - исследовательских навыков, система субъектно-субъектного взаимодействия преподавателей и студентов, участвующих в НИРС – это компоненты научно-исследовательской работы студентов.

Научно-исследовательская работа в колледже представляет собой организацию совместной деятельности преподавателей обучающихся с целью расширения их знаний и практических навыков. Одним из важных аспектов этого процесса является наставничество, которое выполняет преподаватель. Оно не только способствует развитию студентов, но и является формой их воспитания и профессиональной подготовки. Наставничество играет ключевую роль в успешной реализации научно-исследовательской работы в учебном заведении.

Преподаватель, выступая в роли наставника, помогает студентам определить цели и задачи исследования, разработать план работы, а также выбрать методы и инструменты для проведения исследования. Он также оказывает поддержку и руководство в процессе выполнения исследовательской работы, помогая студентам разрешить возникающие проблемы и преодолеть трудности.

Наставничество также способствует развитию профессиональных навыков студентов. Преподаватель, обладая опытом в своей области, передает свои знания и умения студентам, помогая им освоить специализированные методы и техники исследования. Он также помогает обучающимся развить критическое мышление, аналитические и коммуникационные навыки, что является важным для успешного выполнения научно-исследовательской работы.

Кроме того, наставничество способствует формированию профессиональной идентичности студентов. Преподаватель, выступая в роли наставника, помогает студентам определить свои профессиональные интересы и цели, а также понять, как их научно-исследовательская работа может быть связана с будущей карьерой. Подробнее его роль можно определить по таблице 1. Наставник также помогает студентам развивать самоуверенность и уверенность в своих способностях, что способствует их профессиональному росту и успеху. Таким образом, наставничество является неотъемлемой частью организации научно-исследовательской работы в колледже. Оно играет важную роль в проектировании и реализации совместной познавательно-исследовательской деятельности преподавателей и студентов, способствуя их развитию и достижению успеха в исследовательской сфере.

 

Таблица 1 – Роль наставника на этапах проектирования

Этапы исследовательской работы

Наставляемый

Наставник

Организационный этап

- определение примерной темы работы;

- определение наставника;

 

- индивидуальные консультации с обучающимися;

- оказание помощи при выборе темы работы.

Постановка актуальности, гипотезы, цели и задач исследовательской работы.

Деятельностный этап

- формирование плана работы обучающегося;

- генерация идей;

- выполнение сбора, обработки и анализа информации по теме работы;

- проведение необходимых исследований или иных видов работ по оформлению практической части;

- оформление работы;

- подготовка презентации, раздаточного материала.

Предзащита (по согласованию с наставником).

- самооценка;

- вывод;

- заключение;

- заполнение оценочного листа;

- составление отзыва на работу.

Этап защиты работы

Защита работы;

индивидуальные консультации (по необходимости).

Для достижения эффективности, роль наставника должна соответствовать конкретному образовательному дефициту, с которым сталкивается его подопечный. Главная задача наставника – погрузить наставляемого в мир научного исследования, развить его интеллект и научить научному мышлению. Также важно научить наставляемого доводить свои исследования до конечного результата и успешно представлять их. Для этого наставник должен обладать навыками правильного объяснения сложного материала, преподавать принципы анализа сложных явлений и быть специалистом, обладающим хорошим образовательным уровнем и знаниями в области методик обучения.

В этой связи наставничество представляет собой мощную технологию, которая отвечает потребностям образовательной системы и переходит от традиционного способа передачи знаний к формированию метакомпетенций обучающегося. Технология наставничества позволяет получать опыт и знания, формировать навыки, компетенции и ценности гораздо быстрее, чем другие методы передачи знаний, такие как учебные пособия, учебные занятия, самостоятельная и проектная работа, а также формализованное общение. Именно это делает наставничество перспективной технологией, способной эффективно реагировать на вызовы современного мира, затрагивающие различные сферы, включая образовательную, социальную, психологическую и экономическую.

Заключение

Наставничество принесет пользу всем участникам: одни получат необходимые навыки, опыт и уверенность, другие станут профессионалами в своей области.

 

 

Список источников

 

  1. Жаркова О.Б. Наставничество как эффективный механизм сопровождения научно-исследовательской работы студентов // https://bbmc.ru/sites/default/files/2023-06
  2.  Глазунова О.В. О различных подходах к практике наставничества и сопровождения проектных и исследовательских работ // https://cyberleninka.ru/article/n/o-razlichnyh-podhodah-k-praktike-nastavnichestva-i-soprovozhdeniya-proektnyh-i-issledovatelskih-rabot

 

References

 

1. Zharkova O.B. Mentoring as an effective mechanism for supporting students' research work // https://bbmc.ru/sites/default/files/2023-06

2. Glazunova O.V. On various approaches to the practice of mentoring and support for project and research work // https://cyberleninka.ru/article/n/o-razlichnyh-podhodah-k-praktike-nastavnichestva-i-soprovozhdeniya-proektnyh-i-issledovatelskih-rabot

 

Категория: 4. Роль педагога-наставника в исследовательской деятельности студентов. | Добавил: Kofanov (15.12.2023)
Просмотров: 79 | Рейтинг: 2.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика