Пятница, 17.05.2024, 04:40
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » РАЗВИТИЕ ТРАДИЦИЙ НАСТАВНИЧЕСТВА КАК ОДНОГО ИЗ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ » 4. Роль педагога-наставника в исследовательской деятельности студентов.

Мотивирование студентов среднего профессионального образования к исследовательской деятельности на примере изучения теории вероятностей и математическ

Роль педагога-наставника в исследовательской деятельности студентов

Научная статья

УДК 377.031.4

 

Мотивирование студентов среднего профессионального образования к исследовательской деятельности на примере изучения теории вероятностей и математической статистики

 

Людмила Фёдоровна Логачёва

Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева, Орёл, Россия, milalog29@mail.ru

 

         Аннотация. Автор статьи рассматривает научно-исследовательскую деятельность студентов, как исследовательскую, то есть творческую деятельность студентов младших курсов, обучающихся по программам среднего профессионального образования и, которую пропагандирует, организовывает и курирует педагог-наставник. В статье выявляются проблемы и пути их решения работы педагога, преподающего специальные дисциплины на факультете СПО, по формированию навыков исследовательской деятельности у студентов. В качестве примера дисциплины, благоприятной для такой деятельности, рассматривается теория вероятностей и математическая статистика и применение этой дисциплины в подготовке и участию студентов в конференциях-конкурсах.

         Ключевые слова: исследовательская деятельность, среднее профессиональное образование, преподаватель, студент, изучение теории вероятностей и математической статистики, наблюдение, сбор и обработка данных, представление результатов, студенческая конференция, выступление

 

 

The role of a teacher-mentor in the research activities of students

Scientific article

 

Motivating students of secondary vocational education to research activities by the example of studying probability theory and mathematical statistics

 

Lyudmila Fedorovna Logacheva

Orеl state university named after I.S. Turgenev, Orel, Russia, milalog29@mail.ru

 

Abstract. The author of the article considers the research activity of students as research, that is, the creative activity of junior students enrolled in secondary vocational education programs and, which is promoted, organized and supervised by a subject teacher. The article identifies the problems and ways to solve them of the work of a teacher of the Faculty of vocational education on the formation of research skills among students. Probability theory and mathematical statistics are considered as an example of a discipline favorable for such activities. Probability theory and mathematical statistics are considered as an example of a discipline favorable for such activities, and, as a result, the application of this discipline in the preparation and participation of students in conferences and competitions.

Keywords: research activity, secondary vocational education, teacher, student, study of probability theory and mathematical statistics, observation, data collection and processing, presentation of results, student conference, speech

 

Введение

Исторически сложилось так, что любой преподаватель, как высшего звена, так и среднего профессионального образования, увлечённый своей работой, непременно занимается научно-исследовательской деятельностью, как своей, так и студенческой. В системе СПО, научно-исследовательская деятельность студентов, с научной точки зрения, заключается, чаще всего, в написании курсовых и дипломных работ, а преподаватель направляет, курирует и оценивает её. Но, фактически, научно-исследовательская деятельность, в более широком смысле, представляет собой учебную исследовательскую деятельность, заключающуюся в каждодневном труде преподавателя по формированию навыков исследовательской деятельности студентов младших, то есть первого и второго, курсов. Помимо всего прочего, эта деятельность связана и с подготовкой студентов к написанию и представлению результатов своих исследований на научных студенческих конференциях. В данной статье предпримем попытку на конкретных примерах представить, каким образом можно вести такую деятельность, какие дисциплины более эффективны для этого; перечислим проблемы и пути их решения работы преподавателя факультета СПО по формированию навыков исследовательской деятельности у студентов.

Исследовательскую деятельность студентов СПО будем понимать как творческую деятельность студентов младших курсов под руководством педагога для получения новых знаний и умений представлять итоги проведённого исследования на студенческих конференциях разного уровня.

Основная часть

Главные цели исследовательской деятельности студентов – это, во-первых, развивать мотивацию и способность студентов учиться в новых условиях (СПО), адекватно, то есть не завышено, относиться к своим знаниям, учиться выделять главное, сравнивать, анализировать, делать выводы. И, во-вторых, приобщать одарённых ребят к научной деятельности, чтобы в дальнейшем пополнять ряды отечественных молодых учёных.

Для реализации этих целей в учебных программах СПО предусмотрены виды учебных работ с элементами исследовательской деятельности. Это подготовка докладов и рефератов, выполнение практических и лабораторных работ, ответы на проблемные задания творческого характера, различные расчётные работы, проектная деятельность и т.д. Но наиболее значимой исследовательской деятельностью студентов, на наш взгляд, является выполнение студентами индивидуального задания-исследования под руководством педагога, научного руководителя, с последующим представлением результатов своего труда на студенческих конференциях.

Такая деятельность студентов, в основном первокурсников, знакомит их с основами исследовательского труда в ходе учебного и вне учебного времени. Развивает навыки проведения эмпирических наблюдений, обрабатывания полученных данных, анализу новых знаний и развивает у студентов ощущение причастности к новым открытиям.

Занимаясь организацией исследовательской деятельности студентов в рамках выявления и подготовки «смышлёных» студентов к предстоящей конференции, следует учитывать следующие проблемные обстоятельства: не все студенты готовы к подобной деятельности, слабая мотивация и готовность учиться в непривычных для них условиях, неполные знания школьного программного материала, завышенная самооценка и неверное представление о самостоятельной познавательной деятельности, неумение пользоваться уже полученными в школе знаниями, интенсивность обучения (получение среднего образования за один год), никакими программами не отводится время на научно-исследовательскую деятельность.

Исходя из выше изложенного, делаем выводы, что организовывать исследовательскую деятельность студентов приходится во время учебного процесса, а для курирования и контроля использовать возможности электронной почты и социальных сетей.

Благоприятной дисциплиной в рамках научно-исследовательской деятельности является теория вероятностей и математическая статистика, основы которой, как один из разделов математики, изучают первокурсники. И в достаточном объёме, как отдельную дисциплину, изучают второкурсники.

Именно теория вероятностей приучает студентов к эмпирическим наблюдениям и экспериментам, сбору и обработке информации, составлению и постановке содержательных задач. Теория вероятностей и математическая статистика невероятным образом связывает всю математику, начиная от натуральных чисел, захватывая всю школьную математику, таблицы, все возможные графики, в огромном объёме математический анализ непрерывных величин и сложнейшие формулы для статистических расчётов [1]. Кроме перечисленных достоинств этой дисциплины, именно она, теория вероятностей и математическая статистика, учит вероятностному подходу оценивания достоверности проверенных гипотез, выдвинутых в процессе научно-исследовательской деятельности [2].

Решающим стимулом мотивации и готовности студента заниматься исследовательской деятельностью является победа (1, 2, 3 места) на студенческих конференциях. По высоким результатам учебной деятельности и за победу в конференциях руководство университета назначает таким студентам дополнительные престижные стипендии.

Говоря о работе преподавателя, как научного руководителя исследовательской деятельности студентов, отметим, что чаще всего тему исследования или решение конкретной задачи к предстоящей конференции целесообразнее предлагать педагогу. Но не стоит ограничивать желание студентов провести исследование с последующим представлением его результатов на конференции по самостоятельно выбранной студентами теме. В качестве примеров тем, предложенных преподавателем, назовём некоторые: «Вероятность гипотетической стратегии студента во время экзамена» [5], «Теорема Байеса в исследовании причинно-следственных связей» [3], и пример темы, которую выбрал и отстоял свой выбор студент-первокурсник, – «Теория вероятностей для популяризации вакцинации от COVID-19» [4].

Заключение

Нам удалось установить обстоятельства, влияющие на исследовательскую деятельность студентов младших курсов СПО, организацию и ход этой деятельности. Это следующие факторы: подростковый возраст, слабая мотивация и готовность заниматься наукой более глубоко, интенсивность изучения общеобразовательных предметов, желание педагога организовывать студенческую исследовательскую деятельность. А наиболее благоприятной дисциплиной для такой деятельности является теория вероятностей и математическая статистика.

Итак, главную роль в организации учебной исследовательской работы студентов принадлежит преподавателю, неравнодушному к своей работе, заинтересованному в развитии науки. От его творческого подхода к организации исследовательской деятельности зависит результат этой работы. И, на наш взгляд, необходимо мотивировать специальными поощрениями работу преподавателя по организации и проведению исследовательской деятельности студентов.

 

 

Список источников

 

1. Логачёва, Л.Ф. Внутрипредметные связи при обучении студентов СПО математическим дисциплинам на примере изучения непрерывных случайных величин / Л.Ф. Логачёва. – Текст: непосредственный // Фундаментальные проблемы обучения математике, информатике и информатизации образования: сборник тезисов докладов международной научной конференции, посвящённой 180-летию педагогического образования в г. Ельце, 25-27 сентября 2020 г. – Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2020. – 180 с.

2. Логачёва, Л.Ф. Исследовательская деятельность студентов СПО в ходе изучения теории вероятностей и математической статистики / Л.Ф. Логачёва. – Текст: непосредственный // Фундаментальные проблемы обучения математике, информатике и информатизации образования: сборник тезисов докладов международной научной конференции, 29 сентября – 1 октября 2023 г. – Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2023. – 264 с.

3. Бруев, А.А. Теорема Байеса в исследовании причинно-следственных связей / А.А. Бруев. – Текст: непосредственный // Материалы IV Региональной конференции-конкурса им. Н.Н. Поликарпова среди студентов учреждений СПО и школьников 10-11 классов (14 апреля 2022., г. Орёл, Факультет СПО Политехнического института им. Н.Н. Поликарпова ФГБОУ ВО «ОГУ им. И.С. Тургенева») – Орёл: ОГУ им. И.С. Тургенева, 2022. – 418с.

4. Воронцов, Р.В. Теория вероятностей для популяризации вакцинации от COVID-19 / Р.В. Воронцов – Текст: непосредственный // Материалы IV Региональной конференции-конкурса им. Н.Н. Поликарпова среди студентов учреждений СПО и школьников 10-11 классов (14 апреля 2022., г. Орёл, Факультет СПО Политехнического института им. Н.Н. Поликарпова ФГБОУ ВО «ОГУ им. И.С. Тургенева») – Орёл: ОГУ им. И.С. Тургенева, 2022. – 418с.

5. Миронов, М.Е. Вероятность гипотетической стратегии студента во время экзамена / М.Е. Миронов – Текст: непосредственный // Материалы V Региональной конференции-конкурса им. Н.Н. Поликарпова среди студентов учреждений СПО и школьников 10-11 классов (13 апреля 2023., г. Орёл, Факультет СПО Политехнического института им. Н.Н. Поликарпова ФГБОУ ВО «ОГУ им. И.С. Тургенева») – Орёл: ОГУ им. И.С. Тургенева, 2023. – 408с.

 

 

References

 

1. Logachyova, L.F. Vnutripredmetnye svyazi pri obuchenii studentov SPO matematicheskim disciplinam na primere izucheniya nepreryvnyh sluchajnyh velichin / L.F. Logachyova. – Tekst: neposredstvennyj // Fundamental'nye problemy obucheniya matematike, informatike i informatizacii obrazovaniya: sbornik tezisov dokladov mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii, posvyashchyonnoj 180-letiyu pedagogicheskogo obrazovaniya v g. El'ce, 25-27 sentyabrya 2020 g. – Elec: Eleckij gosudarstvennyj universitet im. I.A. Bunina, 2020. – 180 s.

2. Logachyova, L.F. Issledovatel'skaya deyatel'nost' studentov SPO v hode izucheniya teorii veroyatnostej i matematicheskoj statistiki / L.F. Logachyova. – Tekst: neposredstvennyj // Fundamental'nye problemy obucheniya matematike, informatike i informatizacii obrazovaniya: sbornik tezisov dokladov mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii, 29 sentyabrya – 1 oktyabrya 2023 g. – Elec: Eleckij gosudarstvennyj universitet im. I.A. Bunina, 2023. – 264 s.

3. Bruev, A.A. Teorema Bajesa v issledovanii prichinno-sledstvennyh svyazej / A.A. Bruev. – Tekst: neposredstvennyj // Materialy IV Regional'noj konferencii-konkursa im. N.N. Polikarpova sredi studentov uchrezhdenij SPO i shkol'nikov 10-11 klassov (14 aprelya 2022., g. Oryol, Fakul'tet SPO Politekhnicheskogo instituta im. N.N. Polikarpova FGBOU VO «OGU im. I.S. Turgeneva») – Oryol: OGU im. I.S. Turgeneva, 2022. – 418s.

4. Voroncov, R.V. Teoriya veroyatnostej dlya populyarizacii vakcinacii ot COVID-19 / R.V. Voroncov – Tekst: neposredstvennyj // Materialy IV Regional'noj konferencii-konkursa im. N.N. Polikarpova sredi studentov uchrezhdenij SPO i shkol'nikov 10-11 klassov (14 aprelya 2022., g. Oryol, Fakul'tet SPO Politekhnicheskogo instituta im. N.N. Polikarpova FGBOU VO «OGU im. I.S. Turgeneva») – Oryol: OGU im. I.S. Turgeneva, 2022. – 418s.

5. Mironov, M.E. Veroyatnost' gipoteticheskoj strategii studenta vo vremya ekzamena / M.E. Mironov – Tekst: neposredstvennyj // Materialy V Regional'noj konferencii-konkursa im. N.N. Polikarpova sredi studentov uchrezhdenij SPO i shkol'nikov 10-11 klassov (13 aprelya 2023., g. Oryol, Fakul'tet SPO Politekhnicheskogo instituta im. N.N. Polikarpova FGBOU VO «OGU im. I.S. Turgeneva») – Oryol: OGU im. I.S. Turgeneva, 2023. – 408s.

Категория: 4. Роль педагога-наставника в исследовательской деятельности студентов. | Добавил: Kofanov (15.12.2023)
Просмотров: 30 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика