Пятница, 17.05.2024, 07:50
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » РАЗВИТИЕ ТРАДИЦИЙ НАСТАВНИЧЕСТВА КАК ОДНОГО ИЗ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ » 3. Наставничество как эффективный ресурс развития педагога в системе

Наставничество как эффективный ресурс развития педагога в системе профессионального образования

Наставничество как эффективный ресурс развития педагога в системе профессионального образования

Научная статья

УДК 37.013

 

Наставничество как эффективный ресурс развития педагога в системе профессионального образования

 

Галина Дмитриевна Дорохова

Ливенский филиал ОГУ им. И.С. Тургенева, Россия, Ливны, dekdor@yandex.ru

 

Аннотация. В данной статье рассматривается наставничество как эффективный ресурс формирования компетентной и грамотной личности молодого педагога. В основе наставничества лежат субъект-субъектные отношения более старшего, обладающего знанием, опытом и мудростью наставника и подопечного, для удовлетворения индивидуальных потребностей которого необходимы мотивирующая обучающая среда, индивидуальная поддержка и сопровождение, характеризующиеся долговременностью, наличием общего интереса, взаимного уважения и доверия.

Ключевые слова: наставничество, педагог-наставник, профессиональные компетенции, практическая деятельность, мотивация

 

Mentoring as an effective resource for teacher development in the system of professional education

Scientific article

 

Mentoring as an effective resource for teacher development in the professional education system

 

Galina Dmitrievna Dorokhova

Livensky Branch of the OSU named after I.S. Turgenev, Livny, Russia, dekdor@yandex.ru

 

Abstract. This article examines mentoring as an effective resource for the formation of a competent and competent personality of a young teacher. Mentoring is based on the subject-subject relationship of an older, knowledgeable, experienced and wise mentor and ward, to meet the individual needs of which a motivating learning environment, individual support and support are necessary, characterized by long-term, common interest, mutual respect and trust.

Keywords: mentoring, teacher-mentor, professional competencies, practical activities, motivation

 

Введение

Система наставничества представляет собой форму преемственности поколений, осуществляющей процесс передачи и усвоения социального и профессионального опыта. Это одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению молодых педагогических кадров в образовательной организации. На наш взгляд, основное содержание педагогического наставничества заключается в оказании психологической и методической помощи молодым педагогам в период адаптации, именно в изучении и внедрении в практику передового педагогического опыта; в совершенствовании профессионального мастерства; в освоении современных технологий обучения и воспитания; в изучении и анализе учебных программ, пособий, методических рекомендаций; в организации индивидуальной образовательной траектории молодого педагога; в овладении новыми формами и методами оценивания учебных достижений обучающихся. Наставничество можно рассматривать и как часть корпоративной культуры учебного заведения. Высокий потенциал наставничества объясняются тем, что этот метод адаптации педагога предполагает гибкость в организации педагогической деятельности. В основе наставничества находится взаимодействие, ценностно-ориентированная мотивация обоих субъектов, взаимный интерес. Наставничество направлено на становление и повышение профессионализма в любой сфере практической деятельности.

Основная часть

Важным является то, что наставничество – это особый вид педагогической деятельности, в основе которой лежат субъект-субъектные отношения более старшего, обладающего знанием, опытом и мудростью наставника и подопечного, для удовлетворения индивидуальных потребностей которого необходимы мотивирующая среда, поддержка и сопровождение, характеризующиеся долговременностью, наличием общего интереса, взаимного уважения и доверия, добровольностью.

Конечно, особая роль в формировании компетентной и грамотной личности педагога, обладающей общими и профессиональными компетенциями, отводится педагогу-наставнику, который должен уметь правильно использовать свои педагогические и психологические возможности, талант, креативность для достижения данной цели. Кто он, педагог-наставник? Каким он должен быть, чтобы молодые преподаватели считали его своим другом, помощником и, конечно, наставником? С уверенностью можно сказать, что педагог-наставник в образовательной организации - важное действующее лицо, которое наблюдает, передает опыт, шефствует, воздействует, отвечает за продвижение и развитие. Не зря, указом Президента Российской Федерации 2023 год был объявлен годом педагога и наставника. Открывая Год педагога и наставника, Президент РФ В.В. Путин сказал: «Вопросы обучения, наставничества – это всегда обращение к будущему. Традиции наставничества десятилетиями формировавшиеся в нашей стране, сейчас крайне востребованы. В условиях стремительных технологических изменений именно наставничество позволяет быстрее передавать от учителя к ученику лучший опыт и знания» [1]. И это действительно правильно, особенно в современных условиях. Наставничество как социально-педагогическое явление существует в российском образовании с XIX века. Еще древнекитайский философ Конфуций отмечал роль наставников в образовании, говоря, что «самое трудное в учении – научиться чтить учителя, но лишь чтя наставника, сможешь перенять его правду, и лишь, перенимая правду, народ способен почитать науки». Поэтому мы можем сказать, что наставничество это процесс передачи опыта и знаний от старших к младшим членам общества; форма взаимоотношений между учителем и учеником. В образовательном сообществе наставничество – своего рода канал передачи опыта. Такая технология получения знаний, умений, опыта, навыков и компетенций работает гораздо быстрее и эффективнее, чем другие способы.

На наш взгляд, наставничество еще можно рассмотреть как:

- социальный институт, обеспечивающий передачу социально значимого профессионального и личностного опыта, системы смыслов и ценностей новым поколениям педагогических работников;

- элемент системы дополнительного профессионального образования, которая обеспечивает непрерывное профессиональное образование педагогов в различных формах повышения их квалификации;

- составную часть методической работы образовательной организации по совершенствованию педагогического мастерства работников, включающую работу с молодыми специалистами; деятельность по адаптации педагогических кадров в новой организации; работу с педагогическими кадрами при вхождении в новую должность; организацию работы с кадрами по итогам аттестации; обучение при введении новых технологий и инноваций; обмен опытом между членами педагогического коллектива.

Профессиональная адаптация молодого преподавателя, особенно в первые годы работы, характеризуется высоким эмоциональным напряжением: глубоко переживаются как неудачи, так и радость от первых самостоятельных шагов. Часто уходят молодые, перспективные педагоги из профессии не потому, что профессионально непригодны, а потому, что напряжение их внутренней жизни не может быть постоянным, к чему спокойно относятся опытные преподаватели. Вот здесь, как раз и нужен наставник, который может помочь начинающему педагогу реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения и навыки. Молодому специалисту необходимо получить поддержку опытного педагога-наставника, который готов оказать ему практическую и теоретическую помощь на рабочем месте и повысить его профессиональную компетентность. Хорошим примером наставничества может служить Школа молодого преподавателя, которой руководит опытный и авторитетный педагог. Он организует для молодых педагогов открытые уроки по методике проведения учебных занятий, проводит психологические тренинги, методические консультации, приглашает на встречи с опытными педагогами-новаторами. За каждым молодым педагогом закрепляется наставник из числа опытных преподавателей, который оказывает ему методическую и психологическую поддержку и помощь в организации педагогической деятельности. Конечно, при назначении наставника нужно помнить, что наставничество – это общественное поручение, основанное на принципе добровольности, и учитывать, что педагог-наставник должен обладать высокими профессиональными качествами, коммуникативными способностями, пользоваться авторитетом в коллективе среди коллег. Наставничество – это двусторонний процесс, поэтому основным условием эффективности обучения наставником молодого педагога профессиональным знаниям, умениям и навыкам является его готовность к передаче опыта. Педагог-наставник должен всячески способствовать, в частности, личным примером, раскрытию профессионального потенциала молодого специалиста, привлекать его к участию к общественной жизни коллектива, формировать у него общественно значимые интересы, активную жизненную позицию, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора, его творческих способностей и профессионального мастерства. Он должен воспитывать в нем потребность в самообразовании и повышении квалификации, стремление к овладению инновационными технологиями обучения и воспитания. С помощью наставников у молодых людей формируются определенные жизненные ценности, позитивные установки, они быстрее определяются и успешно реализуют себя в профессиональной деятельности.

Заключение

Наставничество – процесс долгий и трудный, но нужный. Миссия наставника, как педагога опытного, помочь своим подопечным не сделать ошибок, которые, возможно, он сам когда-то совершал. Важно быть таким наставником, который не будет решать проблемы за своего «ученика», а будет мотивировать его к решению проблем самостоятельным путем, помогать в профессиональном росте и личностном развитии.

 

Список источников

 

1. Мир 24. «Обучение и наставничество – вопросы будущего»: чего ждут от Года педагога и наставника в России? [Электронный ресурс] URL: https://mir24.tv/news/16543931/obuchenie-i-nastavnichestvo-voprosy-budushchego-chegozhdut-ot-goda-pedagoga-i-nastavnika-v-rossii

2. Педагогическая энциклопедия. Наставничество. [Электронный ресурс] URL: https://didacts.ru/termin/nastavnichestvo.html

3. SOCRATIFY.NET [Электронный ресурс]. - URL: https://socratify.net/quotes/iaponskieposlovitsy-i-pogovorki/188951

 

References

1. Mir 24. «Obuchenie i nastavnichestvovoprosy budushchego»: chego zhdut ot Goda pedagoga i nastavnika v Rossii? [Elektronnyj resurs] URL: https://mir24.tv/news/16543931/obuchenie-i-nastavnichestvo-voprosy-budushchego-chegozhdut-ot-goda-pedagoga-i-nastavnika-v-rossii

2. Pedagogicheskaya enciklopediya. Nastavnichestvo. [Elektronnyj resurs] URL: https://didacts.ru/termin/nastavnichestvo.html

3. SOCRATIFY.NET [Elektronnyj resurs]. - URL: https://socratify.net/quotes/iaponskieposlovitsy-i-pogovorki/188951

Категория: 3. Наставничество как эффективный ресурс развития педагога в системе | Добавил: Kofanov (15.12.2023)
Просмотров: 51 | Рейтинг: 3.7/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика