Пятница, 17.05.2024, 07:50
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » РАЗВИТИЕ ТРАДИЦИЙ НАСТАВНИЧЕСТВА КАК ОДНОГО ИЗ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ » 2. Наставничество - территория развития педагогического потенциала

Роль педагогического потенциала трудового коллектива в процессе повышения эффективности производственной системы – управление знаниями организации

Наставничество – территория развития педагогического потенциала

 

Научная статья

УДК 658.018

 

Роль педагогического потенциала трудового коллектива в процессе повышения эффективности производственной системы –

управление знаниями организации

 

Владимир Владимирович Марков1*, Андрей Валерьевич Сиверцев1,

Максим Сергеевич Фокин1

1Карачевский филиал ОГУ им. И.С. Тургенева, Карачев, Россия, pms35vm@yandex.ru*

 

Аннотация. Рассмотрена роль педагогического потенциала трудового коллектива предприятия в процессе внедрения комплексной автоматизации производства – системы «Умный цех». Выполнен обзор основных элементов автоматизированной системы управления инфраструктурой инструментального цеха и мероприятия по внедрению метода «Бережливое производство».

Ключевые слова: педагогика; трудовой коллектив; автоматизация производства; качество; эффективность; метод «Бережливое производство»

 

Mentoring is a territory for developing pedagogical potential

 

Original article

 

The role of the pedagogical potential of the workforce in the process of increasing the efficiency of the production system –

organization knowledge management

 

Vladimir Vladimirovich Markov1*, Andrey Valerievich Sivertsev1,

Maxim Sergeevich Fokin1

1Karachev branch OSU named after I.S. Turgenev, Karachev, Russia, pms35vm@yandex.ru*

 

Abstract. The role of the pedagogical potential of the enterprise's workforce in the process of introducing complex production automation - the «Smart Shop» system – is considered. A review of the main elements of the automated tool shop infrastructure management system and measures to implement the Lean Manufacturing method were completed.

Keywords: pedagogy; labor collective; production automation; quality; efficiency; Lean Manufacturing method

 

Введение

Современное промышленное производство – это сложнейший комплекс, включающий в себя проектные решения, связанные с качеством специального инструмента и технологической оснастки, а также с безопасностью и комфортным режимом работы рабочих и мастеров в цехе [1]. Метод «Бережливое производство» широко применяется для повышения эффективности производственной системы, снижения потерь рабочего времени и расходов, не связанных с добавлением ценности продукции. Однако для внедрения «бережливого производства» недостаточно создать материальную базу и провести обучение работников. Необходимо вырастить на предприятии такую систему производственных отношений, которая способствовала бы передачи знаний от одного поколения работников другому поколению – систему управления знаниями организации.

Основная часть

Первыми шагами по внедрению метода «Бережливое производство» является составление карты потока технологического процесса производства изделия; работа по организации рабочего пространства на участке по методу 5S (сортировка, самоорганизация, систематическая уборка, стандартизация, совершенствование). В рамках метода 5S проводится сортировка инструмента и средств контроля, операторам станков выдаются «визитные карточки» для отслеживания движения инструмента по участку, выполнена цветовая маркировка инструмента. Составляется сетевой график выполнения ежемесячного плана работы [2].

Дальнейшее повышение эффективности производственной системы связано с внедрением нового технологического уклада – системы комплексной автоматизации производства «Индустрия 4.0» или «Умный цех». Технологический уклад «Индустрия 4.0» предполагает широкое использование электронных носителей информации о детали: чертёж детали, технология её обработки, карта обмера размеров, электронное руководство по техническому обслуживанию, ремонту и утилизации. Можно сказать, что деталь будет иметь своего «цифровой паспорт» – комплект электронных документов по её производству и использованию [3].

Ещё одна важная особенность «Индустрии 4.0» – это гибкое производство. В современном мире конкуренция между предприятиями очень высока, поэтому выигрывать будут те, кто максимально полно удовлетворит потребности потребителей. Гибкое производство позволит это сделать: можно будет производить каждое изделие под конкретного потребителя, а новое оборудование позволит сделать себестоимость «единичного» изделия такой же, как серийной продукции.

Продукция гибкого производства может быть не только не дороже серийной продукции, но может даже оказаться дешевле и качественнее. Это достигается стремлением к рациональному использованию ресурсов, повышению производительности труда и эффективности производства. Для уменьшения потерь рабочего времени метод «Бережливое производство» развивается с применением электронных носителей информации о выпускаемых изделиях.

Основой «Индустрии 4.0» является «умный цех» – система автоматизированного управления цеховым хозяйством. Данная система предназначена для решения многих задач [3]: мониторинг перемещения заготовок, деталей и сотрудников по цеху; мониторинг состояния цеха, в том числе – контроль чистоты; мониторинг состояния мест хранения заготовок, полуфабрикатов, готовой продукции, режущего и контрольно-измерительного инструмента, технологической оснастки, смазывающе-охлаждающей жидкости и других расходных материалов; мониторинг состояния рабочего места станочника; мониторинг правильности базирования детали в приспособлении; автоматизация документооборота, производства, инженерных систем, систем безопасности, энергосбережения, связи и обучения работников.

Система «Умный цех» – это система получения и обработки информации о состоянии процессов обработки деталей в цехе. Её физическая часть состоит из многих элементов, которые можно расставить по трём уровням:

1) нижний уровень – датчики для контроля и управления параметрами состояния оборудования, помещения и здоровья сотрудников цеха;

2) средний уровень – микроконтроллеры, которые используются для автоматического управления оборудованием цеха и инженерными сетями;

3) верхний уровень –панели управления процессами обработки деталей.

Рассмотрим некоторые элементы информационной системы «Умный цех». Одной из задач «Умного цеха» является мониторинг перемещения по участкам цеха заготовок, полуфабрикатов, деталей и сотрудников. В качестве датчиков перемещения используются бейджи. Отслеживая перемещения сотрудников, аналитики понимают, как организовать пространство цеха так, чтобы было удобно – где лучше размещать шкафы с запасами инструмента и оснастки. На целом ряде предприятий разрабатываются «смарт-участки» цехов: это рабочие участки, в которых предусмотрена автоматическая система контроля за технологическим оборудованием. Когда рабочий заходит на «умный участок», всё оборудование, оснастка и ящики с инструментами уже настроены с учётом его предпочтений.

Состояние помещения – это одно из основных условий изготовления деталей высокой точности. Для контроля состояния помещения цеха используются датчики пыли, паров масла, содержания в воздухе частиц металла, напряжённости электромагнитного поля, а также датчики температуры, шума и вибрации.

Создаются «Умные стеллажи» – места хранения заготовок, полуфабрикатов, готовой продукции, инструмента, оснастки, эмульсии и других материалов. «Умный стеллаж» присылает рабочему напоминание, если он не кладёт инструмент не на своё место или вообще забывает его положить.

Качество обрабатываемых деталей зависит от состояния здоровья рабочих. В «Умном цехе» на запястье каждого станочника надевают браслеты с датчиками пульса и кровяного давления. По их данным можно дистанционно отслеживать здоровье рабочих и производить их замену, если состояние здоровья рабочих неудовлетворительное. В «Умном цехе» рабочий может сам управлять своим рабочим местом. Для этого на рабочем месте устанавливается сенсорный дисплей. С его помощью рабочий сможет управлять: освещением, температурой, средствами доставки деталей, инструмента, оснастки, средствами связи с мастером и технологом.

Обязательным нематериальным элементом производственной системы «Умный цех» является постоянное обучение работников. Традиционно на предприятии эта функция возлагается на отдел технического обучения, а в последние годы, на наиболее развитых предприятиях, – на учебный центр предприятия, имеющий лицензию на профессиональное обучение работников. Учебный центр предприятия реализует программы профессиональной подготовки рабочих кадров, привлекая для проведения занятий как инженерно-технических работников своего предприятия, так и преподавателей учреждений среднего профессионального или высшего образования. В условиях «бережливого производства» профессиональное обучение становится более интенсивным, поэтому традиционная система технического обучения должна быть трансформирована в систему управления знаниями организации, которая предусматривает создание условий для использования педагогического потенциала всего трудового коллектива, а не отдельно взятых работников.

Заключение

Элементы автоматизированной системы управления цехом позволяют не только бережно относиться к ресурсам, снижать себестоимость изделий и повышать производительность труда. Они могут сделать труд рабочего и инженера более интересным, безопасным и привлекательным для молодёжи за счёт развития системы управления знаниями организации.

 

 

Список источников

 

1 Канюков, В.Н. Развитие научно-технических решений в промышленности [Текст]: Учебное пособие / В.Н. Канюков, Н.Г. Терегулов, В.Ф. Винярский, В.В. Осипов. – Оренбург: ОГУ, 2010. – 255 с.

2 Технологии «Умного города» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.Smart-City.ru.

3 Технологии «Умного дома» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.Umniy-Dom.ru.

 

 

References

 

1 Kanyukov, V.N. Development of scientific and technical solutions in industry [Text]: Textbook / V.N. Kanyukov, N.G. Teregulov, V.F. Vinyarsky, V.V. Osipov. - Orenburg: OGU, 2010. - 255 p.

2 Smart City Technologies [Electronic resource]. – Access mode: http://www.Smart-City.ru.

3 Smart home technologies [Electronic resource]. – Access mode: http://www.Umniy-Dom.ru.

 

 

Категория: 2. Наставничество - территория развития педагогического потенциала | Добавил: Kofanov (15.12.2023)
Просмотров: 44 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика