Наставничество - территория развития педагогического потенциала
Научная статья
УДК 1174
Роль педагога как наставника в жизни студентов
Ирина Николаевна Смагина
Ливенский филиал ОГУ им. И.С. Тургенева, Ливны, Россия, incm22@mail.ru
Аннотация. В последние годы в высших учебных заведениях России большое внимание уделяется наставничеству. Так 2023 год - год 200-летия со дня рождения одного из основателей отечественной педагогики Константина Дмитриевича Ушинского - объявлен годом педагога и наставника. В данной статье раскрыто понятие наставничества, а также рассмотрены основные цели и функции наставника студентов высших учебных заведений.
Ключевые слова: педагог, наставник, наставничество
Mentoring is a territory for developing pedagogical potential
Research Article
The role of the teacher as a mentor in the lives of students
Irina Nikolaevna Smagina
Livensky branch of I.S. Turgenev OSU, Livny, Russia, incm22@mail.ru
Abstract. In recent years, much attention has been paid to mentoring in Russian higher educational institutions. So 2023 - the year of the 200th anniversary of the birth of one of the founders of Russian pedagogy, Konstantin Dmitrievich Ushinsky - has been declared the year of the teacher and mentor. This article reveals the concept of mentoring, and also examines the main goals and functions of a mentor for students of higher educational institutions.
Keywords: teacher, mentor, mentoring
Введение
Образование является важнейшим элементом человеческого потенциала, поэтому уровень образования человечества должен быть основан на знаниях. Именно система образования определяет объем и степень усвоения учащимися полученных знаний, формирует определенную мировоззренческую позицию. Проблема образования отражена в многочисленных документах и докладах ЮНЕСКО, в работах зарубежных исследователей. Образование обладает силой, которая может изменить как отдельных людей, так и целые страны, потому что оно - источник равенства, социальных возможностей, экономической стабильности и прогресса. Сегодня знания и образование являются наиболее ценными возобновляемыми ресурсами, имеющимися в распоряжении человечества. Именно они позволяют отвечать на возникающие вызовы и находить нестандартные решения. При этом образование не ограничивается реагированием на изменения, происходящие в мире, оно способно преобразовать мир [1,2].
Роль педагога и наставника в настоящее время, когда мир вступил в эпоху глобализации возрастает и имеет колоссальное значение для нашей страны. Поэтому не случайно 27 июня 2022 года Президент России Владимир Путин подписал соответствующий указ.
2023 год Указом Президента России Владимира Путина объявлен «Годом педагога и наставника». Миссия Года - признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность. Мероприятия «Года педагога и наставника» будут направлены на повышение престижа профессии преподавателя.
Основная часть
В последние годы в учебных заведениях России значительное внимание уделяется наставничеству. 2023 год был выбран не случайно - это связано с празднованием 200-летия со дня рождения родоначальника отечественной педагогики Константина Дмитриевича Ушинского. Именно он был тем педагогом, который еще в середине 19 века отмечал важность развития личностных качеств учителей и наставников в образовательных учреждениях. Интерес и трепетное отношение к тому, как была устроена система обучения, зародился в Ушинском еще в детстве во время обучения в Новгород-Северской гимназии [1]. Путь профессиональной деятельности Ушинского невероятно богат: педагог, писатель, редактор и автор журналов, автор статей по различным вопросам общественной жизни, литературно-критических, историко-географических статей, рецензий, инспектор классов, автор первых обще-доступных книг для первоначального чтения «Детский мир» и «Родное слово», общественный деятель [2]. Ушинский неоднократно подчеркивал важность всестороннего развития личности и видел цель воспитания и обучения в развитии умения мыслить, воображения, наблюдательности, самостоятельности, нравственности, патриотизма, «охоты к учению».
В современном образовании идеи Ушинского находят все больше отклика. На первый план выходит интерес к личности обучаемых и создание комфортной среды обучения, реализация чего невозможна без опоры на человеческую личность педагога. В системе высшего образования ранее преподаватели дисциплин в процессе обучения и общения со студентами, несомненно, передавали личностный опыт, участвовали в формировании системы ценностей студентов, помогали студентам адаптироваться в новой для них среде и раскрыть их потенциал. Однако это не было регламентировано или систематизировано. В последние годы благодаря развитию системы наставничества в университетах есть отдельный человек - педагог-наставник, создающий безопасную среду для всестороннего развития студентов. Процесс реализации программы наставничества достаточно сложен. Он требует документально-правового, методологического обоснования и технологического обеспечения. В соответствии с письмом Министерства просвещения Российской Федерации наставник - это участник персонализированной программы наставничества, имеющий измеримые позитивные результаты профессиональной деятельности, готовый и способный организовать индивидуальную траекторию профессионального развития наставляемого на основе его профессиональных затруднений, также обладающий опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого [4].
Методологические объяснения, представленные в данном документе, помогают педагогам - наставниками понять, в чем заключается их роль в жизни студента. Однако необходимо отметить, что понятие наставничества многогранно, и каждому наставнику необходимо совершенствоваться в этом направлении, читать специальную литературу, проходить курсы повышения квалификации, развивать личностные качества, формировать собственную систему ценностей и систему взаимодействия со студентами и заботиться о своем эмоциональном состоянии. Необходимо быть готовым к тому, что понадобится постоянное развитие, так как к каждому студенту необходимо применять личностно-ориентированный подход. Крайне важны социальная и профессиональная компетентность, личностная готовность к воспитательной работе, включенность в проблемы группы, коммуникабельность, ответственность, желание делиться имеющимся опытом, доброжелательность, отзывчивость, эмпатия и высокая нравственная культура.
Все вышеописанное поможет достичь основные цели наставничества: создание условий для успешной учебной деятельности, содействие самопознанию, самовоспитанию и творческому саморазвитию студентов, интеллектуальное и физическое развитие личности каждого студента, стимулирование заинтересованности к выбранной специальности, развитие профессиональных качеств, профессиональной этики, формирование понимания общественной значимости будущей профессии и ответственности за уровень профессиональных знаний, привлечение студентов к научной, исследовательской и проектной деятельностям, формирование моральных качеств, культуры поведения и взаимоотношений, активной гражданской позиции, развитие традиций университета, формирование в учебной группе благоприятного психологического климата, атмосферы коллективизма и взаимопомощи, обеспечение безопасности жизнедеятельности, социальной защиты студентов, формирование мотивации и пропаганды здорового образа жизни [5].
Заключение
Таким образом, к функциям и обязанностям наставника можно отнести следующее: своевременное информирование, организация жизни группы и благоприятного психологического климата, помощь в адаптации, решение проблем и задач, возникающих в связи с трудностями студентов, моральная поддержка и мотивация студентов.
Выскажу пожелание: надо, чтобы мероприятия для повышения статуса педагогов и наставников проводились не только в 2023 году, но и в последующие годы.
На кафедре «Информационных технологий и экономики» ЛФ ОГУ им. И.С. Тургенева работают преподаватели с большим стажем преподавания и богатым жизненным опытом, которые являются педагогами - наставниками как для студентов, так и для молодых преподавателей. Наши преподаватели-наставники помогают молодым преподавателям приобрести профессиональные умения и навыки не только в учебной деятельности, но и в научно-исследовательской работе. С этой целью наставники проводят мастер классы, открытые занятия, викторины и конкурсы профессионального мастерства. Наставник должен помогать новому специалисту раскрывать свой профессиональный потенциал и привлекать его к участию в общественной жизни коллектива. Наставнику следует поощрять у молодого специалиста желание к самообразованию и повышению квалификации, мотивировать его к освоению инновационно-коммуникативных технологий обучения.
Рассмотрев цели наставничества, обязанности педагога-наставника, требования к педагогу, можно сделать вывод о незаменимой роли педагога как наставника. Это именно тот «проводник» во взрослую жизнь, который деликатно и ненавязчиво направляет, развивает, обогащает студента, развивается и совершенствуется сам, своим примером показывая важность образования, прививая жажду к жизни и к знаниям, являясь опорой и поддержкой в жизни студента.
Список источников
1. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. 11 том / К.Д. Ушинский. - Москва-Ленинград: Издательство Академии педагогических наук РСФСР. - 1952. - 728 с.
2. Научное наследие - Электронная библиотеку ГПНБУ. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://elib.gnpbu.ru/sections/0100/ushinskij/ (15.08.2023)
3. Струминский В.Я. Очерки жизни и педагогической деятельности К.Д. Ушинского / В.Я. Струминский. - Москва: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР. - 1960. - 348 с.
4. Законы, кодексы, нормативно-правовые акты Российской Федерации. [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://legalacts.ru/doc/pismo-minprosveshchenija-rossii-n-az-112808-profsoiuza- rabotnikov-narodnogo-obrazovanija/ (15.08.2023)
5. Приказ Об утверждении Положения о кураторе учебной группы ГУАП. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://docs.guap.ru/pr_guap_05-691-22.pdf/ (15.08.2023)
References
1. Ushinskij K.D. Sobranie sochinenij. 11 tom / K.D. Ushinskij. - Moskva-Leningrad: Izdatel'stvo Akademii pedagogicheskih nauk RSFSR. - 1952. - 728 s.
2. Nauchnoe nasledie - Elektronnaya biblioteku GPNBU. [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: URL: http://elib.gnpbu.ru/sections/0100/ushinskij/ (15.08.2023)
3. Struminskij V.YA. Ocherki zhizni i pedagogicheskoj deyatel'nosti K.D. Ushinskogo / V.YA. Struminskij. - Moskva: Gosudarstvennoe uchebno-pedagogicheskoe izdatel'stvo Ministerstva prosveshcheniya RSFSR. - 1960. - 348 s.
4. Zakony, kodeksy, normativno-pravovye akty Rossijskoj Federacii. [Elektronnyj resurs].- Rezhim dostupa: https://legalacts.ru/doc/pismo-minprosveshchenija-rossii-n-az-112808-profsoiuza- rabotnikov-narodnogo-obrazovanija/ (15.08.2023)
5. Prikaz Ob utverzhdenii Polozheniya o kuratore uchebnoj gruppy GUAP. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://docs.guap.ru/pr_guap_05-691-22.pdf/ (15.08.2023) |