Пятница, 17.05.2024, 08:51
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » РАЗВИТИЕ ТРАДИЦИЙ НАСТАВНИЧЕСТВА КАК ОДНОГО ИЗ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ » 1. Актуальные вопросы современного профессионального образования.

Технология разработки фонда оценочных средств по дисциплине (модулю)

Актуальные вопросы современного педагогического образования

Научная статья

УДК 378.1

 

Технология разработки фонда оценочных средств по дисциплине (модулю)

 

Татьяна Николаевна Сафонова

Ливенский филиал ОГУ им. И.С. Тургенева, Ливны, Россия,

safonova-modul@yandex.ru

 

Аннотация. Рассмотрена технология формирования фонда оценочных средств по дисциплине (модулю) с учетом индикаторов достижения компетенций, принципы составления зданий для технологичности контроля, роль заданий открытого типа.

Ключевые слова: индикаторы достижения компетенций, технологичность, задания открытого типа

 

Current issues of modern pedagogical education

Original article

 

Technology for the development of a fund of evaluation funds for the discipline (module)

 

Tatiana Nikolaevna Safonova

Livny branch of the OSU named after I. S. Turgenev, Livny, Russia,

safonova-modul@yandex.ru

 

Abstract. The technology of forming a fund of evaluation funds for the discipline (module) is considered, taking into account indicators of achievement of competencies, principles of drawing up tasks for technological control, the role of open-type tasks.

Keywords: indicators of competence achievement, adaptability, open-type tasks

 

Введение

Ежегодный мониторинг образовательной деятельности для образовательных организаций требует наличия внутренней системы оценки качества образования, важной составляющей которой является фонд оценочных средств, размещенный на сайте организации. Статья посвящена проблемам технологичности в разработке оценочных средств и их соответствию требованиям государственного контроля в сфере образования.

Основная часть

Создание фонда оценочных средств по дисциплине (модулю) для преподавателей высшего и среднего профессионального образования представляет задачу, актуальность которой сложно переоценить. И для самого разработчика, и для лиц, проводящих мониторинг, важно найти баланс между количеством оценочных материалов и их качеством, т.е. соответствие требованиям ФГОС. Наибольшую трудность для составителей оценочных материалов представляет приведение их в соответствие с компетентностной моделью, поскольку компетенции представляют собой интегральные результаты обучения, а оценочные средства всегда имеют дисциплинарную направленность [1].

Если оценочные средства должны проверять не знания, умения и навыки по дисциплине, а освоение заявленной компетенции, то начинать работу с ними следует с проверки соответствия целей обучения по дисциплине индикаторам достижения компетенций на уровне образовательной программы. Индикаторы достижения компетенций не являются обязательным элементом образовательной программы, они разрабатываются образовательными организациями самостоятельно, но являются важной характеристикой компетенции с точки зрения деятельностной модели и представлены набором конкретных действий, выполняемых обучающимся, освоившим данную компетенцию (или ее часть).

Индикаторов для одной компетенции обычно не много, но они соотносятся с профессиональной деятельностью выпускника, раскрывая его трудовые функции. При формулировке индикаторов достижения компетенции используются глаголы действия (проводит, формулирует, определяет, применяет, планирует, интерпретирует, анализирует, рассматривает, сравнивает, участвует, организует и т.д.) с уточнением их направленности. Чем более конкретно указано в индикаторах достижения компетенций, что должен делать выпускник (обучающийся) по достижении той или иной компетенции, тем проще привести в соответствие результаты обучения по отдельному элементу образовательной программы (предметные дескрипторы) компетентностной модели. Необходимо учесть, что каждый дескриптор по дисциплине (модулю) должен соответствовать как минимум одному индикатору достижения компетенций.

После определения индикаторов, соответствующих дисциплине, нужно провести структурирование фонда оценочных средств учебной дисциплины на доказательно и однозначно проверяемые учебные элементы, модули, разделы, темы, при выполнении которых производится то самое действие, которое описано в компетенции и уточнено в индикаторах. Т.е. если в компетенции (индикаторе) написано «проводит анализ», то и задания в фонде оценочных средств должны быть на анализ, а если написано «осуществляет выбор», то и задания должны предусматривать выбор.

Чтобы можно было наиболее технологично проводить проверку качества образовательной деятельности, предусмотрены различные компьютерные программы, которые используются не только образовательными организациями, но и органами Рособрнадзора. Для этих целей в фондах оценочных средств нужно предусмотреть возможность такой проверки. Для этого задания, соответствующие определенному дескриптору, должны иметь несколько вариантов (например, пять - шесть) и одинаковый уровень сложности, с тем, чтобы в случае компьютерной проверки для данного дескриптора задания выбирались методом случайных чисел из предложенного комплекта заданий.

В требованиях к ФОС [2] большое внимание отводится заданиям открытого типа (без указания возможных вариантов ответа), где обучающемуся предлагается вставить пропущенное слово или символ, закончить утверждение, дописать предложение и т.д.; расчётные задачи, ответом на которые будет являться некоторое числовое значение; ситуационные задачи, практико-ориентированные задания, где необходимо привести расчет, объяснить ситуацию, или дать развернутый ответ в нескольких предложениях. Именно такие задания, если учтены принципы технологичности их разработки, позволяют проверить навыки действия в незнакомой ситуации, способность проводить анализ, устанавливать логическую связь между явлениями, синтезировать новые знания на основе полученных ранее, и, в конечном счете, освоение компетенций.

Заключение

Соблюдение предложенной технологии, использование заданий открытого типа при разработке фондов оценочных средств позволит решить задачи соответствия их компетентностной модели, а также применения компьютерных программ для оценки соответствия качества подготовки специалистов требованиям ФГОС.

 

 

Список источников

 

1. Сафонова, Т.Н. Оценивание результатов освоения образовательной программы /Т.Н. Сафонова// Профессиональное образование: актуальные проблемы и пути их решения: материалы V региональной научно практической Интернет-конференции (16 декабря 2022 г., г. Ливны). – Орел: ОГУ имени И. С. Тургенева, 2023. –С. 49-52.

2. Письмо Минобрнауки России от 28.02.2022 N МН-5/339 [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: справочно-правовая система [Офиц. сайт]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 05.12.2023).

 

 

References

 

1. Safonova, T.N. Ocenivanie rezul'tatov osvoeniya obrazovatel'noj programmy/T.N. Safonova// Professional'noe obrazovanie: aktual'nye problemy i puti ih resheniya: materialy V regional'noj nauchno prakticheskoj Internet-konferencii (16 dekabrya 2022 g., g. Livny). – Orel: OGU imeni I. S. Turgeneva, 2023. –S. 49-52.)

2. Pis'mo Minobrnauki Rossii ot 28.02.2022 N MN-5/339 [Elektronnyj resurs].//Konsul'tantPlyus: spravochno-pravovaya sistema [Ofic. sajt]. – Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/ (data obrashcheniya: 05.12.2023).

 

Категория: 1. Актуальные вопросы современного профессионального образования. | Добавил: Kofanov (14.12.2023)
Просмотров: 38 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика