Пятница, 17.05.2024, 08:51
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » РАЗВИТИЕ ТРАДИЦИЙ НАСТАВНИЧЕСТВА КАК ОДНОГО ИЗ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ » 1. Актуальные вопросы современного профессионального образования.

Мотивации учения - как одна из ключевых проблем современного образования

Актуальные вопросы современного педагогического образования

Научная  статья

УДК740

 

Мотивации учения - как одна из ключевых

проблем современного образования

 

Елена Николаевна Шатохина

Ливенский филиал ОГУ им. И.С. Тургенева, Ливны, Россия, Livrub@mail.ru

 

Аннотация. В статье рассматривается формирование мотивации учения как одной из ключевых проблем современного образования. Подчеркнуты важность создания стимулов и заинтересованности обучающихся для достижения образовательных целей и успешного усвоения знаний. Обновление содержания обучения, постановка целей, связанных с развитием самостоятельности и познавательного интереса.

Ключевые слова: мотивация, воспитание, успех, эффективные методы

 

Topical issues of modern pedagogical education

Original article

 

Motivation of teaching - as one of the key

problems of modern education

 

Elena Nikolaevna Shatokhina

Livensky Branch of I.S. Turgenev OSU, Livny, Russia, Livrub@mail.ru

 

Abstract. The article deals with the formation of teaching motivation as one of the key problems of modern education. The importance of creating incentives and interest of students to achieve educational goals and successful assimilation of knowledge is emphasized. Updating the content of training, setting goals related to the development of independence and cognitive interest.

Keywords: motivation, education, success, effective methods

 

Введение

Успешное изучение выбранной профессии и достижение хороших результатов в учебе являются важными целями для студентов первого курса среднего профессионального образования (СПО). Мотивация играет ключевую роль в их достижении, поэтому эффективные методы стимулирования учебной деятельности на первом курсе являются неотъемлемой частью образовательного процесса.

Формирование мотивации учения можно считать одной из ключевых проблем современного образования, которая является важным аспектом общественной значимости. Ее актуальность объясняется обновлением содержания обучения и постановкой целей, связанных с развитием самостоятельных навыков обучающихся и их познавательного интереса.

Основная часть

В современном мире изучение математики имеет особое значение в рамках общего образования, поскольку эта наука обладает большим потенциалом для образования, развития и воспитания. Для достижения успеха в изучении математики необходимо иметь желание учиться. Часто студенты выражают свое несогласие с изучением математики, говоря: «Я ушел из школы, чтобы не заниматься математикой», «Для чего она мне понадобится?», «Что дали вам знания интегралов и синусов с косинусами?».

Данная точка зрения распространена как среди гуманитариев, так и среди студентов технических специальностей. К сожалению, уровень знаний, с которыми студенты поступают в СПО, часто не позволяет им успешно учиться математике. Мотивация является основной составляющей учебной деятельности. Для студента внутренняя мотивация является ключевым показателем уровня его внутреннего самосознания: человек получает удовлетворение от самого процесса обучения и от достижения результатов.

Для формирования мотивации можно использовать различные приемы, такие как постановка целей, связывание теории с практикой, творческая и поисковая деятельность. Важную роль играет также образованность в семье и уважение к преподавателю.

Требования к профессиональному образованию часто сводятся к знанию фактов и простых связей в области деятельности по специальности. Однако студенты могут не видеть связи между математикой и своей будущей профессией. Вопросы о целесообразности изучения математики возникают очень часто. Но со временем, после прохождения практики, становится очевидным, что математика имеет практическое применение во всех сферах деятельности. Развитие гуманитарных наук становится невозможным без математического моделирования и точных количественных методов исследования. Поэтому изучение математики является обязательным в учебных заведениях.

В профессиональной сфере успешность деятельности зависит, помимо прочего, от высокого уровня логического мышления, умения решать нестандартные задачи, быстро находить нужный информационный материал, быстро и качественно освоить незнакомую тему, критического подхода к очевидному, а также от высокой мотивации и уровня интеллекта. Математика олицетворяет собой тренировку для ума, она развивает навыки логического, нестандартного и творческого мышления, а также умение работать с абстрактными объектами и применять математические понятия и символы для выражения количественных и качественных отношений.

Человек не может быть ограничен только профессиональными знаниями и навыками, он должен быть интересен как личность и вызывать интерес у окружающих. Общекультурный уровень формирует качество человеческой среды и комфорт в жизни. При этом естественнонаучная составляющая мировой культуры имеет не меньшее значение для формирования многогранной личности, чем гуманитарная составляющая. Важные научные достижения являются неотъемлемой частью интеллектуального опыта человечества.

Однако, все эти факты очевидны для нас, преподавателей. Однако, как убедить студентов первого курса, которые покинули школу, считая, что они избавятся от общеобразовательных дисциплин?

Была подготовлена методика диагностики мотивации обучающихся и проведено исследование мотивации студентов первого курса групп ИБ11, 12 и ТС11, 12. В группах ИБ учатся студенты с высоким средним баллом аттестата, а в группе ТС – с более низким. Студенты прошли тестирование, ответили на ряд вопросов, показывающих зависимость успеваемости от поощрений окружающих их людей (одногруппники, родители, преподаватели).

Общей особенностью является важность успеха в обучении семье и познавательный интерес. Фактически, это проявляется заинтересованностью родителей в образовании своего ребенка (они приходят в учебное заведение, посещают родительские собрания и интересуются успехами своих детей). Значимость одобрения семьи выше, чем одобрения педагогов и однокурсников. Поэтому иногда полезно лично сообщить родителям об успехах студента, чтобы вдохновить их на работу над собой. И студенты обеих групп более боятся наказания со стороны преподавателей (совета группы, отчисления), чем со стороны родителей. И часто сами родители просят поговорить с их детьми, когда они выходят из-под контроля. Самой высокой значимостью для обеих групп является обучение для собственного успешного будущего. Поэтому часто на уроках или просто в беседах мы обсуждаем возможные будущие профессии студентов или возможность дальнейшего обучения в высших учебных заведениях. Нередко дети приходят к нам, даже не мечтая учиться в университете, а в конце концов они поступают и успешно обучаются. В свою очередь, мотивация для общения не очень высока. Возможно, это связано с тем, что студенты приходят из разных школ, разных регионов, у каждого своя, часто не самая приятная история ухода из учебного заведения. Они начинают устанавливать свои правила, выяснять отношения и стремятся быть независимыми от других. Все это происходит в первый год обучения.

Мы проводим занятия по сплочению группы под руководством куратора, так как внутренняя атмосфера оказывает огромное влияние на успешность обучения. Я считаю, что на втором курсе этот показатель должен быть выше, чем на первом. Обе группы имеют наименьший уровень внеурочной мотивации. Однако, в каждой группе всегда найдутся такие дети, которые с большим удовольствием участвуют во внеурочных активностях, нежели занимаются учебой. Для оказания влияния на них мы можем использовать руководителей творческой деятельности. Учебная деятельность как ведущая сфера самореализации имеет равное значение для всех студентов. Здесь особенно важен индивидуальный подход. Одни студенты предпочитают получать похвалу, когда оценки объявляются всем, вызывают на доску и хвалят. Другие предпочитают тихо работать, оставаться незаметными и решать задачи индивидуально, не схожими на те, что решают все. Они не любят, когда их успехи комментируют однокурсники. Я всегда учитываю эти особенности. Влияние однокурсников, семьи и преподавателей на мотивацию к хорошему учебному процессу в группе ИБ одинаково, но в группе ТС это влияние значительно отличается в пользу семьи.

При исследовании мотивации в разных группах выяснилось, что групповые задания в группе ТС давать не следует, а ИБ с удовольствием будет работать в небольших группах. К помощи родителей целесообразней обращаться в группе ТС, а студентам ИБ достаточно мнения и совета преподавателя. Также высокий балл среди типов мотивации в этих группах оказался у мотивации «осознание социальной необходимости». Это говорит о том, что студенты будут учиться, если четко осознают, как это конкретное знание может пригодиться в будущем — для поступления в ВУЗ, получения хорошей профессии, работы.

Не редко студенты теряют мотивацию из-за недостатка базовых знаний. Это становится явным при проверке входного уровня знаний. Если студент, согласно проведенному исследованию, обладает высокой мотивацией, но не достигает успехов в учебе, важно провести диагностику и устранить пробелы в его знаниях. В группах часто половина студентов не владеют элементарными арифметическими навыками, уравнениями и применением формул, что затрудняет их усвоение материала. Мотивация снижается при отсутствии успехов, а отношение к учебе становится негативным. Важно оперативно определить эту проблему и предложить студентам индивидуальные задания для заполнения пробелов в знаниях, что позволит им успешно осваивать учебный материал. В случае, когда пробелы слишком велики, я подбираю задания, которые студенты способны выполнить, и хвалю их за достижения. Такие студенты с удовольствием посещают занятия, активно работают и радуются своим личным успехам.

Проведенное исследование подтвердило значимость учебной деятельности в контексте самореализации студентов. Индивидуальный подход к каждому студенту играет особую роль в этом процессе. Некоторым студентам нравится получать оценки и похвалу при всех, они стремятся быть центром внимания. В то время как другие предпочитают работать тихо, оставаться незаметными и решать задачи индивидуально. Они не желают, чтобы оценки их комментировали однокурсники.

Исследования также показали, что групповые задания неэффективны в группах ТС, в то время как в группах ИБ студенты с удовольствием работают в небольших группах. Взаимодействие с родителями целесообразно в группе ТС, в то время как студентам из группы ИБ достаточно мнения и совета преподавателя.

Заключение

Преподавателю отводится важная роль в формировании положительной мотивации у студентов. Правильный выбор стратегии и тактики обучения на занятии содействует повышению эффективности обучения. В противном случае существует реальная опасность, о которой говорил В.А. Сухомлинский: «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться».

Категория: 1. Актуальные вопросы современного профессионального образования. | Добавил: Kofanov (14.12.2023)
Просмотров: 33 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика