Пятница, 17.05.2024, 08:16
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » РАЗВИТИЕ ТРАДИЦИЙ НАСТАВНИЧЕСТВА КАК ОДНОГО ИЗ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ » 1. Актуальные вопросы современного профессионального образования.

Использование технологии наставничества при организации исследовательской деятельности студентов в рамках изучения математики

Роль педагога-наставника в исследовательской деятельности студентов

Научная статья

УДК62.5

 

Использование технологии наставничества при организации исследовательской деятельности студентов в рамках изучения математики

 

Вера Ивановна Брусова

Ливенский филиал ОГУ имени И.С. Тургенева, Ливны, Россия, v.brusova@jandex.ru

 

Аннотация. Рассматриваются вопросы технологии наставничества в научно-исследовательской деятельности студентов при изучении математики.

Ключевые слова: преподаватель-наставник, математика, научно-исследовательская деятельность

 

 

The role of the teacher-mentor in student research activities

Original articl

 

The use of mentoring technology in the organization of students' research activities in the framework of studying mathematics

 

Vera Ivanovna  Brusova

Livensky branch of OSU named after I. S. Turgenev, Livny, Russia, brusova@jandex.ru

 

Abstract. The issues of mentoring technology in the research activities of students when studying mathematics are considered.

Keywords: teacher-mentor, mathematics, research activities

 

При компетентностном подходе образовательный процесс становится исследовательским и практико-ориентированным, поэтому в образовательной организации необходимо создавать организационно-педагогические условия для развития у студентов навыков исследовательской работы, поскольку исследовательская деятельность студентов способна оказывать влияние на их профессиональное и личностное становление. Важная роль в данном процессе принадлежит преподавателю-наставнику, так как от его профессионализма зависит овладение студентами исследовательскими навыками.

Начальным этапом на пути формирования навыков исследовательской деятельности являются элементы исследований в рамках учебного занятия. Далее работа студентов в рамках предметных кружков, студенческого научного общества. Итоговая форма исследовательской работы студентов - проведение студенческих научно-практических конференций.

В процессе формирования культуры научного исследования можно условно выделить три основных этапа:

1 Подготовительный - студенты учатся осознанию проблемы, формировать задачи исследования, самостоятельно работать с научной литературой; выступают с докладами на занятиях, пишут рефераты по отдельным дисциплинам.

2 Опытно – диагностический - студенты получают знания в области методологии научного исследования, учатся моделировать познавательные и профессиональные задачи, анализировать полученные результаты. На данном этапе студенты пишут курсовые работы, демонстрируют относительно законченные результаты своей научно – исследовательской деятельности, выступают на научно – практических конференциях, вырабатывая творческое отношение к изучению учебных дисциплин.

3 Завершающий - практическая реализация задач исследования профессиональной деятельности, анализ полученных результатов, выводы, рекомендации [1].

Рассмотрим реализацию технологии наставничества на данных этапах.

На первом этапе происходит первичная встреча наставников и наставляемых. Задачей наставника является помощь студенту в выборе материала и темы исследовательской работы через осознание значимости темы исследования для выбранной профессии и собственного познавательного интереса. Преподаватель - наставник помогает студенту осознать вопросы, которые требуют освещения в исследовательской работе, сформулировать тему исследования.

Необходимо отметить, что роль наставника состоит не в готовых ответах на вопросы исследования, а только в помощи студенту в осознании своего интереса, формулировании темы исследования.

Результатом является выбор студентами темы для исследования, составление плана работы.

Наставник на первом этапе использует беседы, анкетирование, тестирование, консультирование.

Основным содержанием этого этапа является организация сбора студентом информации по выбранной теме  в виде тематического портфолио. Например, можно рассматривать практическое применение элементов математики. Например, большим потенциалом практического применения обладают такие разделы математики, как «Исследование функций», «Приложения аппарата производных», «Функция нескольких переменных», «Линейное программирования» и др.

На втором этапе, когда проблема определена и поставлены четкие цели, появляется возможность спланировать различные этапы самого исследования и студент начинает самостоятельную исследовательскую деятельность, наставник проводит консультации, оказывает необходимую помощь в проведении теоретической и практической частей исследования, в оформлении результатов.

Основная задача наставника на этом этапе - поддержка самостоятельности и активности обучающегося, оказание необходимой консультационной помощи.

Результат состоит в умении студента систематизировать собранный материал, осознание собственной успешности и компетентности в выбранной теме.

На второй ступени, студенты должны получить представление о сущности формализации и о методе моделирования, научиться строить и исследовать простейшие, характерные для будущей профессиональной деятельности, модели. Использование указанных моделей способствует организации структуры, позволяющей реализовать интегративные связи математики и профессиональных дисциплин. Для построения математической модели используется критерий эффективности процесса, являющийся математическим эквивалентом цели. Поскольку обучение студентов моделированию должно происходить при решении профессионально-ориентированных задач, построение системы упражнений следует ориентировать на анализ и исследование прикладных задач. [2]

На завершающем этапе студент представляет полученные результаты исследования на конференциях, семинарах, конкурсах. Оформляется новый тип портфолио – презентационный.

Задача преподавателя - наставника заключается в помощи с выбором формы представления результатов, отражающей не только особенности темы исследования, но и индивидуальность учащегося.

Результат является развитие умения студента выступать перед аудиторией, отстаивать свою позицию по данной теме.

Также на завершающем этапе одной из основных задач наставника является организация рефлексии студента по поводу его деятельности при проведении исследования. Преподаватель - наставник совместно со студентом анализируют итоги выполнения и защиты научно-исследовательской работы, отмечаются недостатки и достоинства проделанной работы студента. Здесь становится востребованным портфолио достижений студента. Овладение учащимся техники рефлексии является важнейшим условием его дальнейшего успешного движения в учебе и исследовательской деятельности. Результатом является развитие адекватной самооценки обучающегося, умения анализировать как собственные способы действия, так и способы.

Участвуя в работе различных конференций и конкурсов, студент может выглядеть очень выигрышно, так как профессионально-ориентированные темы интересны слушателям, достаточно привлекательны и не так часто исследуются. Метод проектов в исследовательской работе студентов обеспечивает развитие инициативы и самостоятельности, способствует осуществлению непосредственных связей между приобретенными знаниями и умениями и их применением в решении практических задач. В частности, данный метод студенты использовали при анализе условий предоставления потребительского кредита в магазинах города [2].

К технологиям реализации практики наставничества в рамках научно-исследовательской работы студентов можно отнести технологию сотрудничества, исследовательские и проектные технологии, информационно - коммуникационные и личностно-ориентированные технологии и др.

Таким образом, целью преподавателя-наставника является построение образовательного пространства инициатив и профессиональных интересов студентов, способствующего развитию навыка самообразования, систематического умения вести работу, методично и последовательно анализировать и классифицировать информацию.

Преподаватель-наставник способствует включению студентов в исследовательскую деятельность, оказывает помощь в реализации познавательной инициативы, в результате чего студенты получают опыт работы в команде и самореализации в различных сообществах, умение анализировать, оценивать и корректировать собственную деятельность.

 

Список источников

 

1. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии / под ред. С.А. Смирнова. – М.:ACADEMA, 2001. – 512 c.

2. Брусова, В.И. Научно-исследовательская деятельность студентов в рамках изучения математики / В.И. Брусова // Профессиональное образование: актуальные проблемы и пути их решения: материалы V-ой региональной научно-практической Интернет-конференции (16 декабря 2022г., г. Ливны). – Орел: ОГУ имени И.С. Тургенева, 2022. – С. 139-142

 

 

References

 

1. Pedagogika. Pedagogicheskie teorii, sistemy, tekhnologii / pod red. S.A. Smirnova. – M.:ACADEMA, 2001. – 512 s.

2. Brusova, V.I. Nauchno-issledovatel'skaya deyatel'nost' studentov v ramkah izucheniya matematiki / V.I. Brusova // Professional'noe obrazovanie: aktual'nye problemy i puti ih resheniya: materialy V-oj regional'noj nauchno-prakticheskoj Internet-konferencii (16 dekabrya 2022g., g. Livny). – Orel: OGU imeni I.S. Turgeneva, 2022. – S. 139-142

 

Категория: 1. Актуальные вопросы современного профессионального образования. | Добавил: Kofanov (14.12.2023)
Просмотров: 124 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика