Пятница, 17.05.2024, 05:47
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » РАЗВИТИЕ ТРАДИЦИЙ НАСТАВНИЧЕСТВА КАК ОДНОГО ИЗ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ » 1. Актуальные вопросы современного профессионального образования.

Эстетическое воспитание на занятиях математики в СПО

Актуальные вопросы современного педагогического образования

Научная статья

УДК740

 

Эстетическое воспитание на занятиях математики в СПО

 

Наталья Дмитриевна Гревцева

Ливенский филиал ОГУ им. И.С. Тургенева, Ливны, Россия, natalya1308@inbox.ru

 

Аннотация. В статье рассматривается роль математики в эстетическом воспитании обучающихся. Приведены примеры тем и творческих заданий по геометрии, формирующих эстетическое восприятие природы, архитектуры и т.п.

Ключевые слова: математика, эстетическое воспитание, личность, методики преподавания,  задания

 

Topical issues of modern pedagogical education

Scientific article

 

Aesthetic Education in Mathematics Classes in SPO

 

Natalia Dmitrievna Grevtseva

Ливенский филиал ОГУ им. И.С. Тургенева, Ливны, Россия, natalya1308@inbox.ru

 

Abstract. The article examines the role of mathematics in the aesthetic education of students. Examples of topics and creative tasks on geometry are given, which form the aesthetic perception of nature, architecture, etc.

Keywords:  mathematics, aesthetic education, personality, teaching methods, tasks

 

Введение

Вопросы воспитания людей, проблемы формирования личности занимают большое место во всей работе преподавателя. Проблема воспитания в настоящий момент является актуальной не только в школе, но в учреждениях СПО И  ВПО. Для общества важно осознавать, на какие духовно-нравственные ориентиры и ценности будут опираться в своей работе педагоги, строители, медики, инженеры, государственные служащие и другие.

Основная часть

В процессе формирования гармонически развитой личности обучающегося важное место занимает эстетическое воспитание. Из Федеральной программы воспитания на 2023-2024 учебный год «п. 170.2.7.  Программа воспитания реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности образовательной организации по основным направлениям воспитания в соответствии с ФГОС  и отражает готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретать первоначальный опыт деятельности на их основе, в том числе в части: 4)  эстетического воспитания, способствующего формированию эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства.»

В рамках программ учебных  дисциплин СПО обучающимися осваиваются личностные, метапредметные и предметные результаты в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования: личностные (ЛР), метапредметные (МР), предметные для базового уровня изучения  (ПРб).

Среди них ЛР10: эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;

МР 8: владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства

ПРб 01: сформированность представлений о математике как части мировой культуры и месте математики в современной цивилизации, способах описания явлений реального мира на математическом языке.

Роль математики как учебного предмета трудно переоценить в эстетическом воспитании обучающихся, потенциал математики в этом плане огромен. Какие же качества личности необходимо сформировать на занятиях  математики в первую очередь? Это – убежденность в материальной основе мира, в материалистической сущности законов природы, признание радости творческого труда в качестве одной из основных ценностей, уважение к достижениям человеческого гения, убежденность в важности математических знаний для профессиональной подготовки, чувство красоты, воспитывать у  обучающихся такие качества как фантазия, трудолюбие, дисциплина мышления, любознательность и гармонии математических законов. Математика богата красивыми формулами, доказательствами, рисунками и чертежами. Формирование ценностной ориентации личности в ее стремлении к прекрасному через овладение ею действительностью при помощи геометрического материала, развитие творческих способностей обучающихся  и формирование их познавательного интереса, вырабатывание положительного опыта.

Умелое преподавание математики, имеющей только ей присущие возможности, играет важную роль в процессе формирования гармонически развитой личности с помощью эстетического воспитания. Эстетическое воздействие на обучающихся  в немалой степени зависит от качества преподавания предмета: от умения безукоризненно, точно и ясно разъяснить содержание изучаемого материала, предложив продуманную систему вопросов показать красивые приемы быстрых вычислений.

Преподавателю нужно из занятия в занятие  показывать, что математика замечательна своей стройностью, точностью и задач, организовать на занятии поиск рациональных путей их решения, связанностью всех  своих частей. Непременность математических выводов, универсальность применений, совершенство языка, романтичность ее истории, занимательные задачи и многое другое являются источниками эмоционального и эстетического воздействия математики на студентов.

От эмоциональности обучающегося зависит работа его памяти. Хорошее запоминание учебного материала только тогда происходит как бы само собой, без особых усилий, когда он  неравнодушен к изучаемому материалу, если предмет вызывает у него интерес. Только там, где разум и чувства в союзе, осуществляется глубокое понимание. Взволнованное отношение к познанию носит активный характер, эмоциональный подъем увеличивает возможности обучающегося.

Творчески работающие преподаватели  постоянно знакомят учащихся с жизнью и деятельностью выдающихся математиков – авторов теорем, формул и законов, которые обучающиеся изучают на занятиях. Таким образом, предмет предстает перед их глазами не обезличенным и безымянным, а созданным живыми людьми с величайшими способностями. В книгах и высказываниях таких ученых-математиков, как Н.И. Лобачевский, А.А. Марков, С.В. Ковалевская, М.В. Келдыш, А. Реньи, Ж. Адамар и др. рассматривается красота математики. Слова великих ученых, доступно рассказывающих о научных исследованиях, об интересных фактах из жизни самих ученых, об эмоциональных переживаниях и творческих подъемах, восхищениях, являются сильным воспитательным средством.

Аккуратность играет большую роль жизни человека. Малейшая небрежность ведет к ошибке, которые потом н.), елегко обнаружить, а обнаружив, приходится переделывать. Добиваясь от учеников аккуратного выполнения любой работы (ведения тетрадей, вычерчивания графиков и дручителя воспитывают в них прилежность, внутреннюю собранность, усидчивость, вырабатывают умение любую работу доводить до совершенства. Педагог должен учить  не только видеть прекрасное, но и создавать его.

Одной из благоприятных тем в плане эстетического воспитания является тема «Симметрия в пространстве». При изучении данной темы можно использовать такие предметы как калейдоскопы, цветы, кружева и пр. преподаватель дает обучающимся задание: изобразить на форматке фигуры, имеющую ось (или центр) симметрии. Выполнять работу можно как угодно: вычертить, нарисовать, наклеить и из чего угодно: из спичек, крашеного пшена, цветной бумаги, тесьмы.

Творческие задания оправдывают себя повсюду, особенно при изучении тем: «Отображения фигур», «Поворот», «Векторы», «Параллельный перенос»,  «Подобие фигур» и другие. К примеру: 1) Найдите как можно больше симметричных предметов, сооружений в окружающей обстановке дома, на  улице; 2)Пусть  два зеркала поставлены параллельно друг другу отражающими поверхностями внутрь. Между ними на бумаге нарисована некоторая линия. Нарисуйте отражение этой линии в каждом из зеркал. 3) Гуляя по улицам, найдите различные бордюры на зданиях, переходах ; 4)Нарисуйте какие-нибудь бордюры, используя в качестве трафарета буквы русского или латинского алфавита; 5) Рассмотрите паркет,созданный Морисом Эшером. Можете ли вы догадаться, как он получен? 6) Придумайте пятиугольную элементарную ячейку, на которой можно составить паркет. Выполнив такую практическую работу, обучающиеся сталкиваются не только с математической задачей вычисления углов и площадей плиток, из которых будет изготавливаться паркет, но и с проблемой выбора цвета и сочетания цветов плиток. Это уже творчество, поиск красоты, гармонии.

При изучении темы «Правильные многогранники», которая имеет яркие приложения в живописи, архитектуре, могут быть предложены задания следующего плана: 1) Изготовьте модели правильных многогранников из разверток; 2) Изготовьте модели полуправильных многогранников; 3) Как можно получить звездчатый октаэдр из куба? 4) Головоломка на применение теоремы Эйлера. Три соседа имеют три общих колодца. Можно ли провести непересекающиеся дорожки от каждого домика к каждому колодцу?

При объяснении новой темы  преподаватель может умело создавать яркий эстетический фон для познавательной информации, естественно вплетая его в ткань объяснения главной темы и, тем самым, подчеркивая ее. К примеру, рассказать студентам строительной специальности что художественный эффект архитектурных форм основан на числовых и пространственных соотношениях, что всякое настоящее искусство имеет свою теорию, что математическая теория музыки пифагорийцев явилась вообще первой теорией музыки в мировой истории, что "божественная гармония" или золотое сечение – правило соотношения частей и целого, универсальное проявление красоты и симметрии, что оно встречается в науке, природе, архитектуре, искусстве,дизайне, что такое ряд чисел Фибоначчи, принцип расчета и метод построения на основе пропорций. Студентам сообщается также, что в наши дни математика максимально приближена к самому процессу музыкального творчества – созданы алгоритмы функций композиторов и музыковедов на компьютерах. Изучение этих вопросов создает широкие возможности для научно-исследовательской деятельности студентов.

Заключение

Возможности применения эстетического фактора на занятиях математики связаны с постоянным совершенствованием методики преподавания, поиском путей повышения эффективности занятий показывающих, как бесконечно прекрасна, уникальна жизнь, как юные граждане должны ценить прекрасное в жизни, обогащая свой духовный облик.

 

 

Список источников

  1. Полуянова Н.Н. Воспитание учащихся в процессе обучения математике. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://pedsovet.su/load/136-1-0-24111 (дата обращения: 05.12.2023)
  2.  Смирнова И.М. Научно-методический журнал Министерства образования РФ «Математика в школе». – 1994 - №4. - С.41-47.
  3. Шарыгин И.Ф.  Наглядная геометрия / И.Ф. Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева. - М.: МИРОС,- 1995.- 240 с.:ил.
  4. Биккулова Г.Г. Эстетическое воспитание на уроках математики [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://strbsu.ru/teacher/Биккулова

 

 

References

1.      Poluyanova N.N. Vospitanie uchashchihsya v processe obucheniya matematike. [Elektronnyj resurs] – Rezhim dostupa: https://pedsovet.su/load/136-1-0-24111 (data obrashcheniya: 05.12.2023)

2.      Smirnova I.M. Nauchno-metodicheskij zhurnal Ministerstva obrazovaniya RF «Matematika v shkole». – 1994 - №4. - S.41-47.

3.      SHarygin I.F.  Naglyadnaya geometriya / I.F. SHarygin, L.N. Erganzhieva. - M.: MIROS,- 1995.- 240 s.:il.

4.      Bikkulova G.G. Esteticheskoe vospitanie na urokah matematiki [Elektronnyj resurs] – Rezhim dostupa: https://strbsu.ru/teacher/Bikkulova

Категория: 1. Актуальные вопросы современного профессионального образования. | Добавил: Kofanov (14.12.2023)
Просмотров: 42 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика