Пятница, 17.05.2024, 06:06
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » РАЗВИТИЕ ТРАДИЦИЙ НАСТАВНИЧЕСТВА КАК ОДНОГО ИЗ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ » 1. Актуальные вопросы современного профессионального образования.

Дистанционные образовательные технологии при изучении предметов БЖД и охрана труда

Актуальные вопросы современного педагогического образования

Научная статья

УДК 377

 

Дистанционные образовательные технологии при изучении предметов БЖД и охрана труда

 

Людмила Ивановна Коршунова

ФСПО Политехнический институт имени Н. Н. Поликарпова, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева, Орёл, Россия, korshunova-li@yandex.ru

 

Аннотация. Актуальность дистанционного обучения состоит в том, что преподаватель может проводить занятия на расстоянии, когда нет возможности студентам присутствовать в аудитории: особенно в период пандемии; при работе с инвалидами или часто болеющими; с работающей молодежью, которая совмещает основную профессиональную деятельность с учебой; при выполнении исследовательских работ, а также индивидуализировать процесс обучения.

Ключевые слова: дистанционное обучение, профессиональная деятельность, квалификация, переподготовка специалистов, превентивные меры, профессиональные компетенции, повышение квалификации, информационно-коммуникационные технологии

 

Current issues of modern pedagogical education

Original article

Remote educational technologies in the study of subjects of LS and Occupational Safety

 

 

Lyudmila Ivanovna Korshunova

FSVE Polytechnic Institute named after N. N. Polikarpov, Orel State university named after I.S. Turgenev, Orel, Russia, korshunova-li@yandex.ru

 

Abstract. The relevance of distance learning is that a teacher can conduct classes at a distance when there is no opportunity for students to be present in the classroom: especially during a pandemic; when working with people with disabilities or those who are often ill; with working youth who combine their main professional activities with studies; when doing research, as well as individualize the learning process.

Keywords: distance learning, professional activity, qualification, retraining of specialists, preventive measures, professional competencies, advanced training, information and communication technologies

 

Введение

Целью дистанционного обучения является возможность получения образования различным слоям населения, а также повышение квалификации и переподготовки специалистов, создания условий для непрерывного образования и реализации права в области образования.

Система дистанционного обучения позволяет проводить обучение без отрыва от места проживания слушателей. Этот качественно новый способ получения знаний, связанный с развитием современных информационных технологий, получил в нашей стране развитие с 90-х годов.

Основная часть

Дистанционные образовательные технологии

Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» понятие «обучение» трактует как «целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни»

В настоящее время в систему профессионального образования активно внедряются дистанционные образовательные технологии (ДОТ). Они получили широкое распространение особенно в период пандемии, когда не было возможности к традиционному виду обучения, а также в силу информатизации современного общества и доступности широким массам населения. Использование дистанционных образовательных технологий (ДОТ) особенно важно для обучения людей с ограниченными возможностями, при временной изолированности или занятости производственными и личными делами, расширение разных способов общения людей.  Дистанционное обучение так же оказывает позитивное воздействие, повышая творческий и интеллектуальный потенциал обучаемого за счет самоорганизации, самостоятельно выполнять различные задания, умения взаимодействовать с компьютерной техникой. ДОТ предполагает ориентацию образования не только на усвоение знаний, но и на развитие познавательных и созидательных способностей.  На сегодняшний день, в системе СПО обучение с применением дистанционных технологий переживает этап своего развития.  Нельзя сказать, что дистанционное обучение является новым явлением в образовании. Уже давно оно используется при заочном обучении. 

Отличительной особенностью дистанционного обучения является:

  • Более высокая динамичность, связанная с гибкостью выбора разнообразных форм представления материала как вербальная, так и образная (графика, видео, анимация и т.д.);
  • Использование всевозможных форм учебно-методического обеспечения;
  • Большой объем самостоятельной деятельности обучающихся;
  • Приближение потребителей образовательных услуг к среде обучения;
  • Более осознанный уровень мотивации потребителей образовательных услуг;
  • Создание комфортных условий для углубленного изучения конкретных проблем, обеспечения альтернативных способов получения информации;
  • Наличие интерактивной коммуникации.

Организация информационного потока между студентом и преподавателем.

В процессе обучения можно использовать: электронную почту, телеконференции, гипертекстовые среды, видеоконференции, ресурсы мировой сети Интернет и т. д.

При дистанционном обучении на уроках по предметам БЖД и Охрана труда использую российскую социальную сеть «ВКонтакте» и программу для видеоконференций «Zoom» для проведения групповых и индивидуальных занятий.

«Zoom» позволяет подключить одновременно до 100 устройств бесплатно, с 40 минутным ограничением для бесплатных аккаунтов и вести через интернет видео-и текстовые чаты. Перспективность использования видеоконференций очевидна: преподаватель проводит занятия в «живом эфире», имея возможность общения с обучаемыми, а также производить запись видеоконференции.

Занятия в VKМессенджер позволяет вести дистанционное занятие преподавателю в чате с группой студентов (методика синхронного дистанционного обучения) или индивидуально в реальном времени – так называемое on-line общение.  Причем время общения не ограничено. Во время занятия есть возможность демонстрации видеоматериалов, презентаций и другого наглядного материала, пользуюсь функцией совместного использования экрана.  Для тех, кто не смог присутствовать на занятии в реальном времени, урок можно записать и скинуть в групповой чат. Электронные пособия, домашние задания, методические пособия по практическим и самостоятельным работам, контрольные вопросы, варианты тестов присылаю в групповой чат. На ответы дается определенное время, по истечении которого студент посылает решенные задания для проверки преподавателем уже в личный чат.

ДОТ в виде виртуального урока – урока с использованием материала, размещенного в Интернете в виде специальных тематических web-страниц.

Образовательный ресурс виртуального урока содержит:

  • инструкцию по работе с ресурсом,
  • учебный материал с иллюстрациями,
  • задания для проверки усвоения материала,
  • возможность выбора индивидуальной траектории учения,
  • задание творческого содержания,
  • средство связи с преподавателем (чат, форум, электронная почта).

Для виртуального урока можно использовать уже готовые сайты или создавать свои собственные упражнения с использованием ИКТ (информационно-коммуникативные технологии).

Для получения оптимальных результатов дистанционного обучения важны следующие факторы и условия:

- наличие современной компьютерной базы и хорошего доступа к интернету у потенциальных дистанционных обучающихся,

- наличие у дистанционных преподавателей хороших образовательных ресурсов и опыта дистанционного образования,

- хорошей подготовки дистанционных уроков,

- наличие подготовленных локальных координаторов,

- систематическое проведение дистанционных занятий,

- моральное и материальное стимулирование дистанционной деятельности.

Заключение

Подводя итог, с моей точки зрения, дистанционное образование очень удобно и полезно. Очевидно, это шаг в образование будущего. Но, основное образование лучше получать традиционным обучением, а ДОТ использовать, если студенту по каким-либо причинам недоступен вариант традиционного обучения. ДОТ будут очень эффективны при получении дополнительного образования или повышения квалификации, или в период пандемии.

 

 

Список источников

 

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.10.2014
  2. Алешкина О.В., Миналиева М.А., Рачителева Н.А.  Дистанционные образовательные технологии-ключ к массовому образованию XXI века [Текст] //Актуальные задачи педагогики: материалы VI междунар. Научной конференции (г. Чита, январь 2015 г.).  – Чита: Издательство Молодой ученый, 2015. – [С.63-65.]
  3. Интернет-источники:
  4. Хелпикс.Орг - Интернет помощник, Дистанционные образовательные технологии [Электронный ресурс]. https://helpiks.org/5-91099.html
  5. Лагуткина О.А. Дистанционное обучение в системе среднего профессионального образования. Статья [Электронный ресурс]. https://multiurok.ru/files/distantsionnoie-obuchieniie-v-sistiemie-sriedniegh.html
  6. Научная статья УДК 004:331.45. Статья [Электронный ресурс]. https://cyberleninka.ru/article/n/distantsionnye-tehnologii-v-obuchenii-i-povyshenii-kvalifikatsii-po-ohrane-truda/viewer

 

 

References

 

1.      Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 N 273-FZ (red. ot 21.07.2014) "Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii" (s izm. i dop., vstup. v silu s 21.10.2014

2.      Aleshkina O.V., Minalieva M.A., Rachiteleva N.A.  Distancionnye obrazovatel'nye tekhnologii-klyuch k massovomu obrazovaniyu XXI veka [Tekst] //Aktual'nye zadachi pedagogiki: materialy VI mezhdunar. Nauchnoj konferencii (g. CHita, yanvar' 2015 g.).  – CHita: Izdatel'stvo Molodoj uchenyj, 2015. – [S.63-65.]

3.      Internet-istochniki:

4.      Helpiks.Org - Internet pomoshchnik, Distancionnye obrazovatel'nye tekhnologii [Elektronnyj resurs]. https://helpiks.org/5-91099.html

5.      Lagutkina O.A. Distancionnoe obuchenie v sisteme srednego professional'nogo obrazovaniya. Stat'ya [Elektronnyj resurs]. https://multiurok.ru/files/distantsionnoie-obuchieniie-v-sistiemie-sriedniegh.html

6.      Nauchnaya stat'ya UDK 004:331.45. Stat'ya [Elektronnyj resurs]. https://cyberleninka.ru/article/n/distantsionnye-tehnologii-v-obuchenii-i-povyshenii-kvalifikatsii-po-ohrane-truda/viewer

Категория: 1. Актуальные вопросы современного профессионального образования. | Добавил: Kofanov (14.12.2023)
Просмотров: 40 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика