Пятница, 17.05.2024, 05:23
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » РАЗВИТИЕ ТРАДИЦИЙ НАСТАВНИЧЕСТВА КАК ОДНОГО ИЗ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ » 1. Актуальные вопросы современного профессионального образования.

Актуальные вопросы современного, качественного образования

Актуальные вопросы современного педагогического образования

Научная статья

УДК 37.013

 

Актуальные вопросы современного, качественного образования

 

Сергей Андреевич Пучков

МБОУ СОШ имени героя Советского Союза И.А.Солдатова, с. Нижнее Большое, Воловский район, Липецкая область, s.puchkov2011@yandex.ru

 

Аннотация. Современные реалии предъявляют высокие требования к учителю школы. Предметные, метапредметные знания и умения. Технологии проектирования. Обучение учителей в вузах проектной и исследовательской деятельности со школьниками.

Ключевые слова: технологии проектирования, метапредметные знания и умения, организация деятельности

 

 

Current issues of modern teacher education

Scientific article

 

Current issues of modern, high-quality education

 

Sergey Andreevich Puchkov 
MBOU secondary school named after the hero of the Soviet Union I.A. Soldatov, s. Nizhny Bolshoi, Volovsky district, Lipetsk region,s.puchkov2011@yandex.ru

 

Abstract. Modern realities place high demands on school teachers. Subject, meta-subject knowledge and skills. Design technologies. Training teachers in universities in project and research activities with schoolchildren.
Keywords: design technologies, meta-subject knowledge and skills, organization of activities

 

Введение

Образование играет огромную роль в нашей жизни. Ведь оно является будущим нашей нации, нашей страны. Люди заинтересованы в получении качественного образования. В последнее время они все чаще задаются вопросом: «А качественное ли образование получают сейчас дети в селах?» В школе, да и дома постоянно говорят о том, что если ты будешь хорошо учиться, то получишь достойную и высокооплачиваемую профессию. Но так ли это на самом деле?

Сегодня существуют разные взгляды на то, какими компетенциями должен обладать выпускник школы XXI века, но общим является понимание, что это должен быть человек с развитым мышлением, способный решать нестандартные задачи, ориентированный на развитие, способный к сотрудничеству и совместной работе, способный учиться.

Основная часть

Современные реалии предъявляют высокие требования к учителю школы, а сельский учитель порой должен быть педагогом универсалом. Все вышеперечисленные качества, предъявляемые к ученику, относятся и к учителю.

Сельские школы сейчас участвуют во многих государственных программах, пополняя свою материальную, лабораторную базу. Конечно ее не сравнить с оснащением и обеспечением школ городских. Но все, же самая большая ответственность лежит на учителе. Востребованными будут учителя, способные проектировать, реализовать, анализировать и совершенствовать учебную деятельность развивающего типа.

Современный учитель должен строить свою работу в 3х направлениях:

- предметные знания и умения, которые нужно передавать учащимся  (заинтересовать ученика, доступно объяснять материал, пусть он полюбит предмет и будет иметь основные навыки, знания);

- метапредметные знания и умения (решение познавательных задач, умение ставить цель, планировать практические действия, проводить параллели, где используются знания предмета в нашей современной жизни, которые нужно передавать учащимся);

Второе направление в программах педагогического образования фактически отсутствует, либо имеются лишь ее фрагменты. Если учитель хочет научить школьников решать познавательные или практические задачи, то он должен знать, какие способы выполнения соответствующих действий должны будут освоить учащиеся. ФГОС общего образования требует от учителей формировать универсальные, учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные). Это значит, что учащиеся должны осваивать способы выполнения соответствующих действий. Эти способы тоже входят в содержание общего образования. Если же мы откроем учебники, то этого второго содержания там не найдем. Однако учитель должен знать способы выполнения учебных действий, которые он будет передавать учащимся, формируя у них требуемые умения, и эти способы должны входить в содержание педагогического образования.

- технологии проектирования, реализации, анализа и оценки учебной деятельности.

Чтобы школа могла решать задачи полноценного развития учащихся и формирования у них компетенций XXI века, ведущими видами деятельности учащихся в ней должны стать исследование и проектирование. Сегодня в старшей школе введен специальный предмет «Индивидуальный проект». Но этого мало, и это только начало. Прежде, чем учащиеся смогут качественно выполнять индивидуальный проект (исследовательский или практический), они должны освоить способы исследования и проектирования в совместной деятельности. На своих уроках я пытаюсь по новому материалу давать определенные темы рефератов, которые помогут ученику самостоятельно более углубленно изучить материал и вместе со мной провести исследование, где в нашей повседневной жизни мы встречаемся с теми или иными фактами в сфере химии, биологии. Также по предмету химия я уже много лет участвую в научно - практических конференциях Ливенского филиала ОГУ им.И.С.Тургенева имени академика А.Г Шипунова. Например:

- Поведение металлов и сплавов в агрессивных среда (представлены исследования влияния агрессивных сред на металлы и сплавы. Выявлена степень влияния электрохимической коррозии на различные материалы. Изучены элементы, входящие в химический состав материалов взаимодействующие с кислой средой рис.1);

- Применение химических процессов в машиностроении (исследованы химические реакции происходящие при коррозии металлов, виды коррозионных разрушений, условия протекания коррозионного процесса,

методы защиты металлов от коррозии на предприятиях ОАО «Автоагрегат», «АрьяФордж», проводимые на гальванических участках рис.2);

- Изучение устойчивости полиамидов к действию углеводородов (изучали, действительно ли полиамид и армамид устойчивы к углеводородам рис 3.).

                                           а)                                                                                    б)

Рисунок 1 - Фото процессов проведения исследования и опытов: а- воздействие химических элементов различной концентрации на сталь 45; б – опыт со сталью 40Х.

 

  

                                 а)                                        б)                                                  в)

Рисунок 2 - Фото процессов проведения исследования: а-структуры различных видов коррозий; б-участок осуществляющий защиту деталей от коррозии; в-детали после гальванического покрытия на участке.

                                                   а)                                                б)

Рисунок 3 - Фото опытов: а - деталь втулка (материал полиамид) выдерживается в солярке; б – деталь выдерживается в керосине

Как учитель я должен быть способен организовать такую деятельность и участвовать в ней. Это значит, что в процессе обучения в вузе нас должны готовить к этому. Я полагаю, что обучение проектной и исследовательской деятельности школьников, должно занять центральное (а не периферийное) место в программах подготовки будущих учителей. При этом, конечно, нужно включать в содержание подготовки будущих учителей знание возможностей современных цифровых технологий и способы их использования в учебной деятельности для решения задач разных типов. Вторая важнейшая составляющая системы педагогического образования - технология. Главный недостаток того, как учат будущих учителей, хорошо известен - доминирование семинарско - лекционной формы обучения. Она не способна обеспечить полноценное развитие профессионального мышления у студентов. Во-первых, если мы хотим сформировать у студентов какое-то мыслительное действие, то должны включать их в выполнение этого действия. Развитие происходит только в деятельности и через деятельность. Во-вторых, исходной формой выполнения этого действия должна быть внешняя. Всякое мыслительное действие, прежде чем станет внутренним, имеет внешнюю форму. В-третьих, формируемое действие должно выполняться коллективно. Интериоризация идет от коллективного к индивидуальному. В-четвертых, в процессе формирования умственного действия студентами должна постоянно осуществляться рефлексия способа своих действий. В-пятых, осваиваемое понятие должно не передаваться студентам в готовом виде, а выводиться ими совместно с преподавателем [1].

Всего этого и не обеспечивает лекционно-семинарская форма обучения. В ней культивируются не богатые по содержанию теоретические понятия, а дефиниции - наиболее абстрактная форма теоретического знания. Приходится констатировать, что приобретенные выпускниками вуза теоретические знания существуют в их сознании в недеятельностной форме. Обучаясь в университете я занимался исследовательской работой, но как проводить ее с моими учениками, чтобы она была доступна им в понимании мне пришлось самому набираться опыта.

В наше время система образования нацелена на инновационное развитие, поэтому пути решения всех этих проблем направлены на движения в сторону нового. Этого недостаточно. Нужно объективно смотреть на сегодняшнюю необходимость улучшения материально-технической, научно-методической и информационной базы в педагогических вузах и школах. Образование должно знать потребности, проблемы в обществе. Совместно с государством его помощью принимать решения и действия. Необходимо внедрять новые технологии во все уровни образования, особенно для подготовки педагогов.

 

 

Список источников

 

1.Лазарев В.С. Актуальные вопросы подготовки учителя для школы XXI века / В.С. Лазарев  // Вестник Сургутского государственного педагогического университета.- 2022.- № 1 (76). - С. 9-18. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48273743

2.Леонтьева О. НАктуальные лидер . 2022.- проблемы современной системы образования / О.Н. Леонтьева, И. П. Иваницкая // Научный №44 (89). -URL: https://scilead.ru/article/3101-aktualnie-problemi-sovremennoj-sistemi-obrazo

                                                

 

References

 

1.Lazarev V.S. Aktual'nye voprosy podgotovki uchitelya dlya shkoly XXI veka / V.S. Lazarev  // Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta.- 2022.- № 1 (76). - S. 9-18. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48273743

2.Leont'eva O. N.  Aktual'nye lider . 2022.- problemy sovremennoj sistemy obrazovaniya / O.N. Leont'eva, I. P. Ivanickaya // Nauchnyj №44 (89). -URL: https://scilead.ru/article/3101-aktualnie-problemi-sovremennoj-sistemi-obrazo

 

Категория: 1. Актуальные вопросы современного профессионального образования. | Добавил: Kofanov (14.12.2023)
Просмотров: 40 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика