Пятница, 17.05.2024, 05:14
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » РАЗВИТИЕ ТРАДИЦИЙ НАСТАВНИЧЕСТВА КАК ОДНОГО ИЗ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ » 1. Актуальные вопросы современного профессионального образования.

Актуальные вопросы преподавания профессиональных дисциплин в рамках среднего профессионального образования

Актуальные вопросы современного педагогического образования

Научная статья

УДК 337.12:377

 

Актуальные вопросы преподавания профессиональных дисциплин в рамках среднего профессионального образования

 

Ирина Анатольевна Марченкова

Мценский филиал ОГУ им. И.С. Тургенева, Мценск, Россия, marcheckova@yandex.ru

 

Аннотация. В данной статье рассмотрены проблемы современного профессионального образования. Важную роль в подготовке специалистов высокого уровня профессионализма играет среднее профессиональное образование. Система среднего профессионального образования (далее- СПО) играет важную роль в подготовке специалистов, способных эффективно работать в современной экономике и соответствовать требованиям рынка труда. Обучение в учебном заведении должно носить практико-ориентированный формат, поэтому преподаватели профессиональных дисциплин должны не только разбираться в теории, но и уметь передать свои практические навыки обучающимся.

Ключевые слова: образование, среднее профессиональное образование,  обучающийся, выпускник, компетенции, учебный процесс, специалист, конкурентоспособность, преподаватель, профессия, специальность, профессиональная деятельность.

 

 

Topical issues of modern pedagogical education

Scientific article

 

Topical issues of teaching professional disciplines within the framework of secondary vocational education

 

Irina Anatolyevna Marchenkova

Mtsensk branch of the I.S. Turgenev OSU, Mtsensk, Russia, marcheckova@yandex.ru

 

Annotation. This article discusses the problems of modern vocational education. Secondary vocational education plays an important role in the training of specialists of a high level of professionalism. The system of secondary vocational education (hereinafter referred to as SPE) plays an important role in training specialists who are able to work effectively in the modern economy and meet the requirements of the labor market. Education in an educational institution should be practice-oriented, so teachers of professional disciplines should not only understand theory, but also be able to transfer their practical skills to students.

Keywords: education, secondary vocational education, student, graduate, competencies, educational process, specialist, competitiveness, teacher, profession, specialty, professional activity. Development of professional competencies of a graduate of secondary vocational education within the framework of the concept of sustainable development

 

Введение

В современном мире образование является одной из ключевых составляющих успешной карьеры и личностного развития. Система среднего профессионального образования (далее- СПО) играет важную роль в подготовке специалистов, способных эффективно работать в современной экономике и соответствовать требованиям рынка труда.

Целью развития системы среднего профессионального образования является обеспечение экономики страны квалифицированными кадрами, формирование кадрового потенциала, способного конкурировать со специалистами аналогичной квалификации на мировом уровне, для реализации задач роста и повышения конкурентоспособности российской экономики [1].

В современных условиях перед образовательными учреждениями, реализующими среднее профессиональное образование, стоит задача подготовки профессионально-компетентных специалистов, владеющих практическими навыками и качествами лидерства.

Образование является одним из основных факторов развития общества. В современной динамичной эпохе все больше людей стремятся получить высшее образование, чтобы быть конкурентоспособными на рынке труда. Но нужно не забывать что и среднее профессиональное образование это первый шаг стать в будущем профессионалом своего дела [4].

СПО играет важную роль в подготовке специалистов в разных областях. Однако, в соответствии с быстро меняющимися требованиями рынка труда, СПО должно постоянно совершенствоваться и адаптироваться к новым технологиям и требованиям.

Кроме того, учебный процесс должен быть ориентирован на практическое применение знаний. СПО должно предоставлять студентам возможность получить опыт работы в реальных условиях, проводить полезные исследования и выполнять проекты, которые будут иметь реальную ценность для общества. Это поможет студентам улучшить свои навыки и готовность к будущей профессиональной деятельности [2].

 

Основная часть

Важную роль в подготовке специалистов высокого уровня профессионализма играет среднее профессиональное образование. Поэтому сегодня среднее профессиональное образование должно пересмотреть процесс обучения в учебных заведениях города Мценска, а именно больше времени уделять на практическую подготовку.

 Преподавателю ведущие профессиональные дисциплины на своих занятиях необходимо выстроить так учебный процесс, чтобы обеспечить эффективную и плодотворную работу каждого обучающегося на протяжении всех лет его пребывания в учебном заведении, чтобы полученные им знания, умения и навыки стали основой для самообразования и самосовершенствования в будущем [5].

Когда абитуриенты приходят в учебное заведение целенаправленно, для освоения конкретной профессии или специальности, тогда, они готовы больше времени уделять обучению, и в этом случае с такими заинтересованными в профессии обучающимися работать намного приятнее — ведь они инициативны и активны.

И здесь главная задача педагога не дать обучающемуся растерять первоначальный интерес к выбранной профессии, а наоборот развить его и преумножить.

Чтобы сохранить интерес у обучающихся к выбранной им специальности.  Преподавателю свои занятия необходимо выстраивать не в форме скучных лекций, а построить занятие на проблемном обучении, когда обучающиеся решают поставленные перед ними задачи, связанные с их будущей профессией.

Необходимо развивать мотивацию обучающихся к дальнейшему расширению знаний, пониманию сущности и социальной значимости своей будущей профессии. Способствовать формированию чувства коллективизма, ответственности за порученное дело. Необходимо, чтобы каждый обучающийся в группе понимал свою значимость в общем коллективе, умел решать поставленные перед группой задачи [3].

Одним из важнейших стратегических направлений развития Мценского филиала ОГУ им. И.С.Тургенева является его способность формировать у выпускников систему компетенций, отвечающих современным трендам устойчивого развития. Учебный процесс в Мценском филиале по подготовки специалистов по специальности 43.02.14 Гостиничное дело направлен конкретно на практическую составляющую. Ежедневно сами обучающие выступают в роли администратора гостиницы, гостя заселившего в гостиницу.   В связи с этим образование в Мценском филиале должно стремиться к получению у обучающихся практического опыта и знаний в области профессионала, а именно специалиста по гостеприимству, который в дальнейшем сможет работать даже в самой высококлассной и звездной гостинице..

Обучение в учебном заведении должно носить практико-ориентированный формат, поэтому преподаватели профессиональных дисциплин должны не только разбираться в теории, но и уметь передать свои практические навыки обучающимся [5].

Кроме того, внедрение игровых технологий на занятиях по дисциплинам общепрофессионального и профессионального циклов представляет наибольший интерес. В образовательный процесс следует включать деловые игры, способствующие формированию профессиональной ориентации в будущей профессиональной деятельности. Как правило, практико -ориентированные творческие задания, вызывают интерес у студентов, расширяют кругозор, закрепляют полученные знания в нестандартной и свободной форме, развивают творческие способности, формируют ответственность за порученную деятельность.

И здесь возникает еще одна необходимость – качественная комплектация учебных аудиторий и  мастерских, разработка учебно-методических материалов, внедрение дуального обучения, при котором теоретическая часть подготовки проходит на базе образовательной организации, а практическая – на рабочем месте.

Развитию у обучающихся умений и навыков, связанных с решением различных вопросов своей будущей профессиональной деятельности способствует проведение соревнований и конкурсов профессионального мастерства как внутри учебного заведения, так и за пределами.

Конкурсы профессионального мастерства наглядно демонстрирует, что рабочий труд сегодня – это не отсутствие интеллектуальных задач и устаревшие технологии. Он устроен по-другому, и получать за него можно достойную заработную плату.

Внедрение в учебный процесс демонстрационных экзаменов так же позволяет обучающимся, в условиях приближенных к производственным, продемонстрировать освоенные профессиональные компетенции независимым экспертам [3].

Участие в соревнованиях любого уровня даёт обучающимся возможность проверить свои силы, заявить о своём потенциале и самое главное бесценный опыт. Подготовка к конкурсам профессионального мастерства и чемпионатам различного уровня требует грамотного подхода, знания многих тонкостей, это, по сути, целый комплекс знаний, который приобретает обучающийся.

И в результате получаем конкурентоспособного специалиста, который умеет быстро адаптироваться к изменяющимся условиям труда, обладать набором необходимых профессиональных компетенций в разных областях профессиональной деятельности.

Заключение

В современных условиях творческий потенциал выпускника должен быть на таком уровне, чтобы молодой специалист мог самостоятельно формулировать и решать проблемы производства и общества, быть готовым к дальнейшему самообразованию.

Таким образом, анализ и оценка эффективности образовательных программ в СПО являются неотъемлемой частью современной образовательной практики. Они способствуют повышению качества подготовки специалистов и адаптации образования к быстро меняющимся требованиям рынка труда.

 

 

Список источников

 

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Текст с изменениями и дополнениями на 2023 год. – М: Эксмо, 2023.

2. Багова Л.Л. Межпредметная интеграция в образовательном процессе и ее проблемы на этапах становления педагогической науки. – Электронный ресурс, URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhpredmetnaya-integratsiya-v-obrazovatelnom-protsesse-i-ee-problemy-na-etapah-stanovleniya-pedagogicheskoy-nauki/viewer (дата обращения 08.11.2023).

3. Концепция преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования (утв. распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 30.04.2021 № Р-98). – Электронный ресурс, URL: https://rulaws.ru/acts/Rasporyazhenie-Minprosvescheniya-Rossii-ot-30.04.2021-N-R-98/ (дата обращения 08.11.2023).

4. Княжева, В. В. Профессиональная направленность дисциплин социально-гуманитарного профиля в системе СПО: практика и технологии / В. В. Княжева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 2 (136). — С. 590-595. — URL: https://moluch.ru/archive/136/38022/ (дата обращения: 08.11.2023).

5. Профессиональный стандарт «Работник по приему и размещению гостей» (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.09.2017  № 659н). – Электронный ресурс, URL: http://base.garant.ru/71773576/ (дата обращения 08.11.2023).

 

 

References

 

1. Federal'nyj zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii». Tekst s izmeneniyami i dopolneniyami na 2023 god. – M: Eksmo, 2023.

2. Bagova L.L. Mezhpredmetnaya integraciya v obrazovatel'nom processe i ee problemy na etapah stanovleniya pedagogicheskoj nauki. – Elektronnyj resurs, URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhpredmetnaya-integratsiya-v-obrazovatelnom-protsesse-i-ee-problemy-na-etapah-stanovleniya-pedagogicheskoy-nauki/viewer (data obrashcheniya 08.11.2023).

3. Koncepciya prepodavaniya obshcheobrazovatel'nyh disciplin s uchetom professional'noj napravlennosti programm srednego professional'nogo obrazovaniya, realizuemyh na baze osnovnogo obshchego obrazovaniya (utv. rasporyazheniem Ministerstva prosveshcheniya Rossijskoj Federacii ot 30.04.2021 № R-98). – Elektronnyj resurs, URL: https://rulaws.ru/acts/Rasporyazhenie-Minprosvescheniya-Rossii-ot-30.04.2021-N-R-98/ (data obrashcheniya 08.11.2023).

4. Knyazheva, V. V. Professional'naya napravlennost' disciplin social'no-gumanitarnogo profilya v sisteme SPO: praktika i tekhnologii / V. V. Knyazheva. — Tekst : neposredstvennyj // Molodoj uchenyj. — 2017. — № 2 (136). — S. 590-595. — URL: https://moluch.ru/archive/136/38022/ (data obrashcheniya: 08.11.2023).

5. Professional'nyj standart «Rabotnik po priemu i razmeshcheniyu gostej» (utv. prikazom Ministerstva truda i social'noj zashchity Rossijskoj Federacii ot 05.09.2017  № 659n). – Elektronnyj resurs, URL: http://base.garant.ru/71773576/ (data obrashcheniya 08.11.2023).

Категория: 1. Актуальные вопросы современного профессионального образования. | Добавил: Kofanov (14.12.2023)
Просмотров: 156 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика