Вторник, 07.05.2024, 09:01
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы » 7. Воспитательный компонент в профессиональном становлении обучающихся

Здоровьесберегающие технологии – неотъемлемая часть образовательного процесса

УДК 377.1

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ - НЕОТЪЕМЛЕМАЯ

ЧАСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

 

Н.М. Снедкова, преподаватель,

Ливенский филиал ОГУ им И.С. Тургенева, г.Ливны,

e-mail: anc64@mail.ru

 

АннотацияВ данной статье рассматривается применение здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности, как совершенно необходимый ее компонент. Делается акцент на «физкультпаузы» для снижения гиподинамии и на уменьшение так называемой ,,школьной тревожности: повышение стрессоустойчивости обучающихся. Большое внимание уделяется формированию позитивного мировоззрения, мироощущения и привычке к здоровому образу жизни.

На современном этапе развития цивилизованного общества совершенно необходимы специальные меры по сохранению и укреплению здоровья подрастающего поколения. Статистические данные говорят о том, что большинство детей, школьников, студентов, имеют те или иные отклонения в здоровье, иногда очень значительные. Многочасовые сидения за партой, за компьютером способствуют нарушению работы многих функциональных систем организма. Наиболее заметны проявления - это искривление позвоночного столба, нарушение зрения, нарушение опорно-двигательного аппарата, дыхания, тревожности, т.е недостатка эмоциональной поддержки в семье и аудитории. Положения по созданию здоровьесберегающих условий обучения в последнее время вошли  в важнейшие государственные документы, определяющие стратегию развития образования. «Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года» наряду с другими положениями обязывает создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, в том числе за счет:

- реальной разгрузки содержания общего образования;

- повышение удельного веса и  качества занятий физкультурой;

 - формирование мировоззрения направленного на здоровый образ жизни и многое другое.

Так что же такое здоровьесберегающие технологии? Их можно рассматривать как технологическую основу педагогики 21 века, а так же, как совокупность приёмов, форм и методов организации обучения учащихся без ущерба для их здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической деятельности по критерию её воздействие на здоровье учащихся и педагогов

Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» не должен восприниматься, как аналог санитарно-гигиенических мероприятий иначе всё это трактуется как искажённое, упрощённое понимание проблемы образования 21 века.

В.А. Сухомлинский писал: «Забота о здоровье-это важнейший труд воспитания. От жизнерадости, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умстевенное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»

Здоровьесберегающие технологии можно разделить на следующие виды:

-физкультурно-оздоровительные;

-методико-профилактические;

-валеологическое просвещение детей и родителей

и некоторые другие.

Технология - это прежде всего системный подход к множеству требований и  проблем в работе с детьми. Очень важным в педагогическом процессе является формирование ценностно-ориентированных установок на здоровьесбережние, как основу счастливой, полноценной жизни индивида.

Хочется сказать, что не только  занятия физкультурой должны быть ориентированы на здоровьесбережение. В наш век настоящей гиподинамии обязательными элементами любого занятия должны быть динамичные физкультурные паузы, не долгие, но включающие в себя:

-упражнения для расслабления глаз, она нужна для предупреждения утомления глаз, укрепления глазных мышц;

-упражнения для разгрузки мышц шейно-воротниковой зоны, снятие их зажимов и спазмов;

-дыхательная гимнастика, и другие.

Физкультпаузы создают благоприятную атмосферу, снимают напряжение физическое и психоэмоциональное, вызванное усталостью и стрессовыми ситуациями в течении учебного дня.

Один из важнейших факторов эффективности учебного процесса-организация психологически благоприятной атмосферы в аудитории. Он не мыслим без освоения методов снижения тревожности учащихся. Тревожность оказывает разрушительное воздействие на все сферы жизни ребёнка. Тревожность обучающегося специфична. Она проявляется во взаимодействии индивида с различными компонентами образовательной среды: с преподавателями, однокурсниками (одноклассниками), самим процессом обучения и т.д.

Эффективность обучения иногда напрямую связана с умением педагога воспрепятствовать усилению тревожности или способствовать ее снижению.

Существуют методы и приёмы, позволяющие снизить уровень тревожности обучающихся:

-отсутствие сравнений ребёнка с другими;

-стимуляция хорошей самооценки;

-при оценивании высокой тревожности учащихся по возможности избежать низких оценок. Целенаправленное усилие по повторению позитивных утверждений ,концентрация на них-очень действенный способ помощи молодому человеку

-физиологические-вдох-выдох, напряжение-расслабление

-физкультурная пауза

С древних времён предки наши предпочитали бегать или стоять. На этой основе эволюционно формировался наш антропологический ,,каркас’’ В 20 и 21 веках изменился образ жизни человека. Теперь это не просто Homo sapiens - человек разумный, а образно выражаясь  Homo sedens-человек сидящий

В связи с этим страдает наш антропологический ,,каркас’’-зажимаются нервные окончания, что ведёт к всевозможным болезням, позвоночник искривляется, изгибается, возникают его грыжи и т.д.

Обучающихся надо самих вовлекать в процесс формирования ЗОЖ.

Мультимедиа-это использование педагогом мультимедийных, аудиовизуальных обзоров в процессе обучения. Очень действенный метод, т.к. предполагает включение всех возможных способностей восприятия. Но надо отметить, что мультимедийных материалов на тему ЗОЖ не так много. Целесообразно привлекать самих ребят к самостоятельному изготовлению таких видеороликов, мини-фильмов, слайдовых презентаций и.т.д. Далее можно провести конкурс видеороликов в рамках темы «Здоровый образ жизни - наша цель».

На занятиях по биологии, валеологии можно проводить практические занятия на тему «Как бросить курить?». Разумеется должно быть разработано качественное методическое пособие с исследованием американских, европейских и российских учёных, психоаналитиков, врачей и.т.д.

Мой  личный опыт работы по такой методике показал хорошую эффективность таких практических занятий.

Главное в этих занятиях, чтобы замысел педагога отражал не только проблему, но и заставлял задуматься, побуждать к положительным действиям.

Педагоги должны помнить, что здоровье и талант, получает каждый от природы кто-то больше, кто-то меньше. И мы с вами несём большую ответственность за здоровье нашего молодого поколения.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Басов, А.В. Требования к программам <<Здоровья>> образовательных учреждений [Текст] / А.В. Басов, Л.Ф. Тихомирова //Здоровье наших детей.-2002.-  №1. - С. 17
  2. Морозов, С.Н. Здоровьесберегающие технологии. Учебн. пособие/ С.Н. Морозов. – М.: Изд-во СПбГУЭФ, 2014
  3. Цибульникова,В.Е Педагогические технологии. Учеб. пособие (с практикумом) / В.Е. Цибульникова. - М.: МПГУ, 2017. - 93с.
Категория: 7. Воспитательный компонент в профессиональном становлении обучающихся | Добавил: Kofanov (17.12.2018)
Просмотров: 415 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика