УДК 377.1
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ - НЕОТЪЕМЛЕМАЯ
ЧАСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Н.М. Снедкова, преподаватель,
Ливенский филиал ОГУ им И.С. Тургенева, г.Ливны,
e-mail: anc64@mail.ru
Аннотация. В данной статье рассматривается применение здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности, как совершенно необходимый ее компонент. Делается акцент на «физкультпаузы» для снижения гиподинамии и на уменьшение так называемой ,,школьной тревожности: повышение стрессоустойчивости обучающихся. Большое внимание уделяется формированию позитивного мировоззрения, мироощущения и привычке к здоровому образу жизни.
На современном этапе развития цивилизованного общества совершенно необходимы специальные меры по сохранению и укреплению здоровья подрастающего поколения. Статистические данные говорят о том, что большинство детей, школьников, студентов, имеют те или иные отклонения в здоровье, иногда очень значительные. Многочасовые сидения за партой, за компьютером способствуют нарушению работы многих функциональных систем организма. Наиболее заметны проявления - это искривление позвоночного столба, нарушение зрения, нарушение опорно-двигательного аппарата, дыхания, тревожности, т.е недостатка эмоциональной поддержки в семье и аудитории. Положения по созданию здоровьесберегающих условий обучения в последнее время вошли в важнейшие государственные документы, определяющие стратегию развития образования. «Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года» наряду с другими положениями обязывает создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, в том числе за счет:
- реальной разгрузки содержания общего образования;
- повышение удельного веса и качества занятий физкультурой;
- формирование мировоззрения направленного на здоровый образ жизни и многое другое.
Так что же такое здоровьесберегающие технологии? Их можно рассматривать как технологическую основу педагогики 21 века, а так же, как совокупность приёмов, форм и методов организации обучения учащихся без ущерба для их здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической деятельности по критерию её воздействие на здоровье учащихся и педагогов
Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» не должен восприниматься, как аналог санитарно-гигиенических мероприятий иначе всё это трактуется как искажённое, упрощённое понимание проблемы образования 21 века.
В.А. Сухомлинский писал: «Забота о здоровье-это важнейший труд воспитания. От жизнерадости, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умстевенное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»
Здоровьесберегающие технологии можно разделить на следующие виды:
-физкультурно-оздоровительные;
-методико-профилактические;
-валеологическое просвещение детей и родителей
и некоторые другие.
Технология - это прежде всего системный подход к множеству требований и проблем в работе с детьми. Очень важным в педагогическом процессе является формирование ценностно-ориентированных установок на здоровьесбережние, как основу счастливой, полноценной жизни индивида.
Хочется сказать, что не только занятия физкультурой должны быть ориентированы на здоровьесбережение. В наш век настоящей гиподинамии обязательными элементами любого занятия должны быть динамичные физкультурные паузы, не долгие, но включающие в себя:
-упражнения для расслабления глаз, она нужна для предупреждения утомления глаз, укрепления глазных мышц;
-упражнения для разгрузки мышц шейно-воротниковой зоны, снятие их зажимов и спазмов;
-дыхательная гимнастика, и другие.
Физкультпаузы создают благоприятную атмосферу, снимают напряжение физическое и психоэмоциональное, вызванное усталостью и стрессовыми ситуациями в течении учебного дня.
Один из важнейших факторов эффективности учебного процесса-организация психологически благоприятной атмосферы в аудитории. Он не мыслим без освоения методов снижения тревожности учащихся. Тревожность оказывает разрушительное воздействие на все сферы жизни ребёнка. Тревожность обучающегося специфична. Она проявляется во взаимодействии индивида с различными компонентами образовательной среды: с преподавателями, однокурсниками (одноклассниками), самим процессом обучения и т.д.
Эффективность обучения иногда напрямую связана с умением педагога воспрепятствовать усилению тревожности или способствовать ее снижению.
Существуют методы и приёмы, позволяющие снизить уровень тревожности обучающихся:
-отсутствие сравнений ребёнка с другими;
-стимуляция хорошей самооценки;
-при оценивании высокой тревожности учащихся по возможности избежать низких оценок. Целенаправленное усилие по повторению позитивных утверждений ,концентрация на них-очень действенный способ помощи молодому человеку
-физиологические-вдох-выдох, напряжение-расслабление
-физкультурная пауза
С древних времён предки наши предпочитали бегать или стоять. На этой основе эволюционно формировался наш антропологический ,,каркас’’ В 20 и 21 веках изменился образ жизни человека. Теперь это не просто Homo sapiens - человек разумный, а образно выражаясь Homo sedens-человек сидящий
В связи с этим страдает наш антропологический ,,каркас’’-зажимаются нервные окончания, что ведёт к всевозможным болезням, позвоночник искривляется, изгибается, возникают его грыжи и т.д.
Обучающихся надо самих вовлекать в процесс формирования ЗОЖ.
Мультимедиа-это использование педагогом мультимедийных, аудиовизуальных обзоров в процессе обучения. Очень действенный метод, т.к. предполагает включение всех возможных способностей восприятия. Но надо отметить, что мультимедийных материалов на тему ЗОЖ не так много. Целесообразно привлекать самих ребят к самостоятельному изготовлению таких видеороликов, мини-фильмов, слайдовых презентаций и.т.д. Далее можно провести конкурс видеороликов в рамках темы «Здоровый образ жизни - наша цель».
На занятиях по биологии, валеологии можно проводить практические занятия на тему «Как бросить курить?». Разумеется должно быть разработано качественное методическое пособие с исследованием американских, европейских и российских учёных, психоаналитиков, врачей и.т.д.
Мой личный опыт работы по такой методике показал хорошую эффективность таких практических занятий.
Главное в этих занятиях, чтобы замысел педагога отражал не только проблему, но и заставлял задуматься, побуждать к положительным действиям.
Педагоги должны помнить, что здоровье и талант, получает каждый от природы кто-то больше, кто-то меньше. И мы с вами несём большую ответственность за здоровье нашего молодого поколения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Басов, А.В. Требования к программам <<Здоровья>> образовательных учреждений [Текст] / А.В. Басов, Л.Ф. Тихомирова //Здоровье наших детей.-2002.- №1. - С. 17
- Морозов, С.Н. Здоровьесберегающие технологии. Учебн. пособие/ С.Н. Морозов. – М.: Изд-во СПбГУЭФ, 2014
- Цибульникова,В.Е Педагогические технологии. Учеб. пособие (с практикумом) / В.Е. Цибульникова. - М.: МПГУ, 2017. - 93с.
|