Среда, 08.05.2024, 04:59
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы » 7. Воспитательный компонент в профессиональном становлении обучающихся

Создание условий для реализации воспитательного компонента ФГОС

УДК 371

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ФГОС

 

Е.М. Харькова, преподаватель,

Ливенский филиал ОГУ им. И.С. Тургенева, г.Ливны,

e-mail: anс68@mail.ru

 

Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы создания условий для реализации воспитательного компонента ФГОС, определяются ценностные приоритеты воспитательной компоненты образования, в равной мере касающиеся преподавателей и студентов.

Законом РФ «Об образовании в РФ» определено, что содержание образования является одним из основных факторов экономического и социального прогресса общества.  Оно должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности и создание условий для ее самореализации. Образование должно обеспечивать формирование у обучающегося целостной, адекватной современному уровню знаний картины мира; интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование себя и этого общества. Воспитание, обучение и развитие являются равноценными составляющими образования, в результате чего воспитываются новые личностные качества обучаемых, но на практике все сферы образования тесно связаны между собой. В настоящее время идет реализация основных образовательных программ по Федеральным государственным образовательным стандартам среднего профессионального образования третьего поколения, в которых содержатся общие требования к основным образовательным программам по направлениям подготовки, определена новая терминология, сформулированы определения. Подготовка обучающихся в Ливенском филиале отвечает актуальным задачам реализации нового поколения ФГОС, который включают в себя воспитательный компонент. Воспитательный компонент ФГОС содержит: примерную программу воспитания, социализации и духовно-нравственного развития; характеристику воспитательных ценностей, целей и задач воспитания, его примерное содержание, механизмы, формы и методы, модель выпускника среднего профессионального образования. Основная цель педагогического коллектива Ливенского филиала — способствовать разностороннему формированию и развитию личности обучающихся: его умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию, способствовать возможности раскрыть индивидуальности студента, способствовать выработке осознанной гражданско-правовой позиции, воспитывать осознанную мотивацию к выбору профессии.

Воспитательная работа имеет целью формирование следующих общих компетенций:

1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

2.Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

3.Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

4.Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

5.Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

6.Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

7.Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий

8.Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

9.Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

В плане личностного и профессионального роста студента важно создать ему условия для творческой работы: поддерживать и поощрять любые начинания, любые проявления творческой инициативы. Одной из основных задач научно-исследовательской работы в Ливенском филиале ОГУ им. И С. Тургенева является: создание условий для развития у студентов творческого мышления и самостоятельности, углубление и закрепление полученных при обучении знаний, поддержка научно- технического творчества молодежи.

Для достижения этой цели являются конкурсы профессионального мастерства; научно-практические конференции. Конкурсы — это индикатор уровня профессиональной деятельности обучающихся и педагогов  и эффективный способ совершенствования профессионального мастерства и творчества, включения механизмов саморазвития в системе образования.

Включаясь в исследовательскую деятельность, обучающийся приобретает умение работать с научной литературой, собирать, обрабатывать и анализировать статистические и другие материалы, учится критически оценивать изучаемые явления, связывает теорию с практикой. Такая деятельность основывается на личных интересах, добровольности, инициативе и самостоятельности самих обучающихся, что обеспечивает удовлетворение широкого спектра их разнообразных индивидуальных потребностей и интересов, опирающаяся на все доступные средства, формы и методы приобретения знаний, достаточных для получения успехов в жизни, позволяющих углубить, дополнить и продолжить знания, полученные в учебном процессе, а также развить профессионально-личностные качества будущегоспециалиста.
В ходе подготовки и проведения научно — практических конференций решаются многие воспитательные задачи, происходит формирование у обучающихся современного технического, экономического мышления и правового сознания. Из опыта работы нашего учебного заведения, отмечаем, что научно — практические конференции целесообразно проводить в несколько этапов. Первый этап проводится в рамках Недели науки.

Второй этап предполагает участие обучающихся в областных, региональных конференциях, конкурсах, олимпиадах различного уровня.

 Для обучающихся по специальности «Технология машиностроения» становится традицией проведение конкурса профессионального мастерства. В Ливенском филиале ОГУ им. И.С. Тургенева состоялся конкурс профессионального мастерства «Молодые профессионалы 2017» (WorldSkillsRussia) Орловской области по компетенции «Токарные работы на универсальных станках». В соревнованиях приняли участие 6 команд по 2 студента среднего профессионального образования 2-3 курсов, которые на протяжении трех месяцев проходили подготовку по профессии «Токарь» под руководством преподавателей кафедры инженерного образования. Соревнования были подготовлены и проведены при поддержке предприятий города Ливны: АО «ГМС Ливгидромаш», АО «Промприбор», АО «Ливнынасос», которые предоставили инструментальное обеспечение и расходные материалы для тренировки участников и проведения конкурса, а также направили своих представителей в качестве экспертов для оценки работ участников. По итогам работы эксперты определили победителей по методике WorldSkills. Совместно с конкурсом проходила выставка технического творчества школьников и студентов. Экспонаты и модели на выставку были предоставлены: Станцией Юных техников им Н.Н. Поликарпова, школой №1 , кафедрой информационных технологий и экономики и кафедрой инженерного образования филиала. На выставке были представлены стенды ведущих предприятий города Ливны: АО «ГМС Ливгидромаш», АО «Промприбор», АО «Ливнынасос», которые вызвали высокий интерес у посетителей и участников конкурса. В ходе проведения таких мероприятий у обучающихся активизируется созидательная деятельность, прививаются навыки аналитического осмысливания жизненных ситуаций, на основе которых они делают самостоятельные правильные выводы, появляется заметный интерес к выбранной специальности или профессии, и как следствие этого, повышается успеваемость. Вдумчивая работа обучающихся развивает способность к творческому мышлению и осуществлению поиска, осознанию границ личных возможностей, способность планировать и организовывать свою деятельность при формировании своей профессиональной карьеры. Необходимыми условиями социально-экономических преобразований в российском обществе, соответствующих общим тенденциям мирового развития, является социальная активность граждан, их высокая правовая культура, новая система ценностей, призванная стать основой современного гражданского общества. Главный результат воспитательного процесса каждого образовательного учреждения — формирование гармонично развитой, общественно активной личности. Сегодня каждое образовательное учреждение ищет свой путь в решении поставленных временем задач. Условия и возможности нашего образовательного учреждения, создают систему взаимодействия педагогического коллектива с обучающимися, которая дает положительные результаты и способствует реализации воспитательного компонента ФГОС.

В заключение представляется целесообразным уточнить ценностные приоритеты воспитательной компоненты образования, в равной мере касающиеся преподавателей и студентов:

• ориентированность личности на общечеловеческие гуманистические ценности;

• демократизм и толерантность;

• сочетание космизма и национальной идеи;

• раскрытие сущностных креативных способностей личности;

• региональный аспект воспитания, направленный на формирование потребностей реализовать свой творческий потенциал в "обустройстве" малой родины.

 

Список литературы

1. Семушина, Л.Г., Ярошенко, Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: Учеб.пособие для преп. учреждений сред. проф. образования / Л.Г. Семушина, Н.Г. Ярошенко. - М.: Мастерство, 2011.-272с.

2. Модернизация  профессионального образования [Электронный ресурс]:  http://www.vfmgiu.ru/sovremennie_tendencii_v_visshem_ obrazovanii_506/perechen_specialnostey_srednego_obrazovania_557/Modernizaciya_professionalnogo_obrazovaniya_792/index.htm

3.Формы организации процесса обучения: традиции и новации [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://works.tarefer.ru/64/100140/index.html.

4. Проблемы роста качества среднего профессионального образования в условиях модернизации образовательного  [Электронный ресурс]:  http://edu.rosuprava.ru/tezis/450

5. Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования.

Категория: 7. Воспитательный компонент в профессиональном становлении обучающихся | Добавил: Kofanov (17.12.2018)
Просмотров: 404 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика