Вторник, 07.05.2024, 23:25
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы » 7. Воспитательный компонент в профессиональном становлении обучающихся

Роль воспитательной работы в образовательных учреждениях спо

УДК 378

РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ СПО

 

А.В. Дорофеева, преподаватель,

Ливенский филиал ОГУ им И.С. Тургенева, г. Ливны

 

Аннотация. Статья посвящена вопросам воспитательной работы студентов в Ливенском филиале ОГУ им И.С. Тургенева.

 

Ведущая роль в воспитании, помимо семьи, принадлежит школе, детским дошкольным учреждениям, поэтому воспитательный процесс должен совершенствоваться, обновляться с учетом

современного опыта и существующих традиций. Стратегия будет основой для формирования программ по всестороннему воспитанию и должна использоваться при разработке образовательных стандартов.

Д.А. Медведев

В настоящее время общим из ведущих направлений развития системы СПО признаётся совершенствование воспитания как неотъемлемой части целостного образовательного процесса на основе следующих принципов: гуманистической направленности воспитания, эффективности социального воздействия, концентрации воспитания на развитии социальной и культурной личности.

Воспитательная система учреждения СПО – это ядро педагогической деятельности образовательного учреждения, которая рассматривается как целостная динамическая система, целями которой являются:

  • воспитание творческой индивидуальности студента;
  • воспитание члена коллектива, готового реализовывать и защищать свои права и интересы в среде сверстников и взрослых, способного к сотрудничеству, к проявлению заботы и милосердия к другим людям.
  • воспитание профессионала специалиста высокой квалификации;
  • воспитание семьянина - носителя, хранителя и создателя семейных традиций;
  • воспитание гражданина,  знающего и поддерживающего исторические и культурные традиции своей страны.

Для достижения этих целей, мы, педагогический коллектив, должны вести работу по следующим направлениям: нравственно-этическое, патриотическое, спортивно-оздоровительное и трудовое, которое реализуются через учебный процесс и внеурочную деятельность.

 

Важное место в современном профессиональном образовании занимает исследовательская деятельность обучающихся. Участвуя в ней, обучающийся приобретает умение работать с научной литературой, собирать, обрабатывать и анализировать статистические и другие материалы, учится критически оценивать изучаемые явления, связывает теорию с практикой.

В рамках подготовки индивидуальных проектов по учебным дисциплинам, при подготовке к предметным неделям у обучающихся формируется современное техническое, экономическое мышление и научное сознание. Это лишь один из этапов работы в данном направлении, второй этап предполагает выход со своими работами на более высокий уровень, и на сегодняшний день, я могу сказать, что растет число участников городских, региональных и федеральных конкурсов научной направленности. Этот вид внеаудиторной деятельности обучающихся требует особой организации и ответственности прежде всего со стороны педагогов.

Целью гражданско-правового образования и воспитания является формирование у обучающихся их правосознания и обеспечение на этой основе сознательного и активного правомерного поведения.

Таким образом, идет процесс вовлечения подрастающего поколения в демократический процесс преобразования жизни, осознания своей причастности к этим изменениям, у них формируется политическая культура, гражданская зрелость, повышается интерес к решению актуальных проблем российского общества. Важное место в системе воспитательной работы занимает и патриотическое воспитание.

Следующим направлением воспитательной деятельности, на мой взгляд, является и проблема воспитания здорового образа жизни обучающихся. Практически все обучающиеся охвачены различными формами физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы. Они имеют возможность заниматься физической культурой и посещать спортивные секции: по волейболу, баскетболу, настольному теннису. Для этого в техникуме оборудованы спортивный зал, открытая спортивная площадка и тренажерный зал. В традиционные недели здорового образа жизни, спортивные соревнования среди учебных групп, призовое участие в городской и областной олимпиаде среди учреждений СПО, вовлекается все большее количество обучающихся.

Одним из важнейших направлений воспитательной деятельности является художественно-эстетическое воспитание, способствующее развитию потребности в прекрасном, реализующего индивидуальные задатки и способности личности - это направление работы реализуется через участие обучающихся в творческих конкурсах федерального, регионального и городского уровня, через подготовку и проведение праздничных концертных программ и другие мероприятия.

Воспитательный процесс предусматривает включение в него каждого студента. При решении конкретной воспитательной задачи необходимо осуществлять выбор сочетания форм взаимодействия преподавателей и обучающихся в их совместной деятельности.

На мой взгляд, основным критерием оценки эффективности воспитательной системы являются:

  • владения педагогами современными технологиями воспитания;
  • доминирование демократического стиля в отношениях со студентом;
  • развитее студенческого самоуправления;
  • включённость студентов в подготовку и проведение массовых мероприятий;
  • познавательна ценность воспитательных мероприятий.

Сегодня каждое образовательное учреждение должно искать свой путь в решении поставленных временем задач обновления содержания, методов и форм развития личности, оптимизации системы воспитательной работы с учетом конкретных условий и возможностей учебного заведения. Воспитательная система, сложившаяся в нашем учебном заведении, дает положительные результаты и способствует реализации воспитательного компонента ФГОС СПО. В ходе проведения воспитательных мероприятий у обучающихся активизируется созидательная деятельность, прививаются навыки аналитического осмысливания жизненных ситуаций, на основе которых они делают самостоятельные правильные выводы, появляется заметный интерес к выбранной профессии, идет формирование активной гражданской позиции.

Конечный результат системы воспитания ОУСПО – это выпускник, умеющий продуктивно мыслить, быстро обучаться, заниматься самообразованием, применять полученные знания в различных жизненных условиях и ситуациях, осваивать новые знания и виды деятельности.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 №751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. –URL: http:// base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=97368;div=LAW;dst=100004 (дата обращения 01.12.2018)

2. Чухров, А. С. Принципы организации воспитательного процесса в техническом университете [Текст] / А. С. Чухров // Мир науки, культуры, образования. -2013. -№5 [42]. – C. 209-211

Категория: 7. Воспитательный компонент в профессиональном становлении обучающихся | Добавил: Kofanov (17.12.2018)
Просмотров: 498 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика