Вторник, 07.05.2024, 18:18
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы » 7. Воспитательный компонент в профессиональном становлении обучающихся

Роль воспитательной работы на профессиональное становление будущих специалистов

УДК 378

РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

 

Е. В. Осит, преподаватель,

факультет среднего профессионального образования

Политехнический институт им. Н.Н. Поликарпова

ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет

имени И.С. Тургенева», г.Орел,

е-mail: ev.osit@mail.ru

 

Аннотация. В статье обсуждаются направления воспитательной работы: личностно-развивающие, общественно-ориентированные, профессионально-направленные; формы проведения воспитательной работы, роль педагогического коллектива на развитие личности студента и на результат их профессиональной деятельности.

Воспитательное пространство профессионального учебного заведения во многом определяет, каким будет будущий специалист, какие нравственные установки будут основой его не только профессиональной деятельности, но и социальной позиции.

Все направления воспитательной работы можно разделить на несколько составляющих: личностно-развивающее, общественно-ориентированное, профессионально-направленное.

Личностно-развивающее направление связано с развитием личности студента, выявлением и развитием его индивидуальных склонностей и интересов, развитием его личностной культуры. В рамках данного направления необходимо привлекать и стимулировать участие студентов в работе спортивных секций, художественных клубов и кружков, фестивалей самодеятельного творчества и др. Все это позволяет каждому студенту раскрыться, проявить свою индивидуальность, получить дополнительные умения, которые помогут чувствовать себя более уверенно в трудных жизненных ситуациях.

Общественно-ориентированное направление связано с развитием гражданской позиции молодого человека. Поддержка социальной инициативы студентов, показателем которой является их социальная активность, необходима молодым людям для ощущения своей причастности к проблемам современного общества, осознание личной ответственности за будущее своей страны. Этому способствует участие студентов в общественно направленных делах: в военно-патриотическом, экологическом движениях, за здоровое поколение, за гармонизацию межэтнических отношений, за чистоту и порядок в общем доме.

Профессионально-направленное воспитание связано с реализацией основной функции учебного заведения - подготовкой высококвалифицированного специалиста. Данное направление воспитательной работы призвано расширить представление студентов о профессиональной деятельности, связать теоретическую подготовку с практической деятельностью, пройти профессиональную пробу, начать этап профессиональной самореализации. Эта работа должна не подменять производственную практику, а являться условием проявления социальной инициативы студентов. Студенческая активностьдолжна осуществляться на добровольных началах и стимулироваться как общественными организациями, так и администрацией колледжа. Все эти направления не могут существовать изолированно. Они дополняют и обогащают друг друга, способствуют гармоничному развитию студентов, делают жизнь учебного заведения более разнообразной и полной, связывают повседневную жизнь с реальной социальной действительностью.

К традиционным формам воспитательной работы прежде всего относятся массовые, групповые и индивидуальные. Особо заметны массовые мероприятия, охватывающие студентов всего колледжа. Это различные спортивные соревнования, художественные конкурсы и фестивали, концерты и праздники. Студенты участвуют в общественных молодежных акциях и движениях в рамках города, района, области и страны. Все это способствует развитию культурного общения, формированию социальной активности и корпоративного духа студенчества в целом, чувства патриотизма, любви к Родине, городу и родному университету.

Групповые формы воспитательной работы в основном используются в различных коллективах, в которые входят студенты. Это прежде всего учебные группы, а также творческие клубы и спортивные секции, которые позволяют студентам удовлетворить свои интересы и раскрыть себя с разных сторон.

Воспитание профессионала не ограничивается усвоением специальных знаний и умений. Большое значение имеют его мировоззренческое мышление, система ценностей, которые определяют его отношение к назначению выбранной профессии, к требованиям, специфике и условиям профессиональной деятельности. Все это достаточно успешно развивается на основе общей культуры человека. Профессиональное воспитание неразрывно связано с общим культурным развитием личности.

Воспитательное пространство учебного заведения формируется прежде всего педагогическим коллективом, но отношение преподавателей к формированию профессиональной позиции студентов весьма неоднозначно. Есть категория преподавателей, которые считают, что их главная задача - это передача знаний, воспитание студентов должно проходить во внеучебное время. Такая позиция, как правило, характеризует преподавателей, не представляющих собой интересную личность, которая привлекала бы к ним молодежь. Настоящий преподаватель воспитывает каждой минутой своего общения со студентами и коллегами, воспитывает своим отношением к людям, науке, общественным явлениям и проблемам. Активное участие преподавателейв самых разных сферах деятельности колледжа и города являются прекрасным примером для студентов.

Чтобы влиять на профессиональное становление студентов, направлять их социальную инициативу, педагогический коллектив вуза должен быть сплоченной высококвалифицированной командой, в которой доминирует ориентация на развитие личности студента как на результат их профессиональной деятельности.

Важным показателем такой команды является высокий уровень педагогической культуры преподавателей, компонентами которой выступают ярко выраженная устойчивая педагогическая направленность интересов и потребностей; гармоничное умственное, нравственное и эстетическое развитие; педагогическое мастерство; установка на постоянное самосовершенствование; культура поведения и общения, педагогический такт; личностная самостоятельность; общая и педагогическая эрудиция и компетентность; доброжелательность, общительность, увлеченность работой.Для педагогического коллектива важно не только самим проявлять высокую культуру, но и достаточно ясно представлять, что является актуальным в воспитании молодого поколения.

Соблюдение учебной дисциплины преподавателями, неукоснительное выполнение ими своего педагогического долга, ненавязчивая демонстрация ими своей преданности науке и заинтересованности в успехах обучающихся, правильная речь, приверженность преподавателей здоровому образу жизни, их хорошие манеры, привлекательный внешний вид и приличный стиль одежды - все это имеет положительное воспитательное значение, формируя у студентов добросовестность, трудолюбие, исполнительность, ответственность и другие положительные качества. Отношение преподавателей к своему профессиональному долгу, студентам, людям, друг к другу служит моделью, которую студенты бессознательно перенимают и кладут в основу своего собственного стиля жизни и деятельности.

Воспитательная составляющая учебного процесса - это воздействие содержания учебной дисциплины на становление качеств студентов. В процессе преподавания любой дисциплины четкие логические обоснования, правильные способы доказательств, эффективный показ практической значимости научных результатов формируют у студентов любовь к знаниям, вкус к научному поиску, романтическое отношение к науке, умение аргументировать и самостоятельно мыслить.

Выявление каждым преподавателем воспитательных компонентов содержания своих дисциплин должно иметь системный целенаправленный характер. Сделано это может быть путем сопоставления содержания учебной дисциплины со всеми направлениями и формами воспитательной деятельности, предусмотренными программой воспитания колледжа. Подготовка конкурентоспособного специалиста предполагает не только получение им качественного образования, но и воспитание у него самостоятельности, инициативности как формы выражения своих профессиональных потребностей.

В настоящее время единая цель профессионального образования состоит в подготовке профессионала на таком уровне мастерства, который, с одной стороны, соответствует уровню сложности выполняемых задач, предусмотренных моделью специалиста, с другой - является необходимым для включения выпускника в процесс его дальнейшего непрерывного образования как профессионала и современного человека.

Студенчество - это ближайшее будущее нашей страны, ее опора и кадровый ресурс. Организация воспитательного пространства должна основываться на научном фундаменте и осуществляться системно, затрагивая все стороны жизни и деятельности колледжа. Студенты должны иметь возможность реализации себя в этом пространстве, только тогда их профессиональное становление будет более успешным и полным.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Средин, Г.В. Основы воспитательного компонента при формировании специалистов [Текст] /  Г.В. Средин // Учебное пособие. - 2015

2.Чухров, А.С. Влияние воспитательного пространства ВУЗа на профессиональное становление будущих специалистов [Текст] / А.С. Чухров // Вестник Томского государственного педагогического университета.- 2016. - №4. - С. 34-37.

3. Киселев, Н. Н., Киселева, Е. В. Воспитание в вузе: исторические традиции, современные тенденции: исторические традиции, современные тенденции [Текст] / Н. Н. Киселев, Е. В.  Киселева // Сибирский педагогический журнал. - 2014. - № 2. - С. 28-32.

4. Чухров, А. С. Принципы организации воспитательного процесса в техническом университете [Текст] / А. С. Чухров // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - №5. - С. 209-211.

 

Категория: 7. Воспитательный компонент в профессиональном становлении обучающихся | Добавил: Kofanov (17.12.2018)
Просмотров: 379 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика