Воскресенье, 19.05.2024, 18:04
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы » 7. Воспитательный компонент в профессиональном становлении обучающихся

Реализация воспитательного компонента фгос спо

УДК 371

РЕАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ФГОС СПО

 

Л.Ю. Гаврилова, преподаватель,

Ливенский филиал ОГУ им И.С. Тургенева, г.Ливны,

e-mail: lytasik@mail.ru

 

Аннотация. В статье уделяется внимание тому, что каждое, в том числе и наше, образовательное учреждение целенаправленно реализует не только образовательную, но и воспитательную функцию, связанную с профессионально-личностным развитием обучающихся и имеют свою воспитательную систему.

Новый федеральный государственный образовательный стандарт предусматривает в учреждениях среднего профессионального образования осуществление деятельности, которая будет направлена на то, чтобы были достигнуты результаты освоения основной профессиональной образовательной программы. Но, прежде всего, цель воспитательной работы - это необходимость достигнуть результата профессионального и личностного развития студентов. Данный вид деятельности является важнейшей составляющей процесса образования, который обеспечивает формирование нравственных, культурных, гражданских и профессиональных качеств личности. В Ливенском филиале ОГУ им. И. С. Тургенева готовят студентов отвечающих современным вызовам внедрения СПО ФГОС нового поколения. Они включают образовательную составляющую, которая содержит концепцию и программу образования, социализацию и духовно-нравственное развитие; характеристику образовательных целей и задач образования. Основной целью педагогического коллектива филиала является содействие тому, чтобы разносторонне формировалась и развивалась личность студента: психическое, нравственное, эмоциональное и физическое развитие. Также стараются содействовать раскрытию индивидуальности каждого студента, способствуют развитию сознательной гражданской позиции, способствуют осознанному выбору профессии.

Проблема личности всегда была одной из центральных в педагогике и проблема воспитания личности можно назвать основной проблемой педагогической теории и практики образования. Она обратила внимание на прогрессивных мыслителей, выдающихся педагогов. Понятие "подрастающее поколение" - вечно, поэтому проблема его воспитания так же всегда будет стоять перед педагогом, независимо от продолжительности его работы, степени мастерства. Независимо от того, устанавливает преподаватель цель занятия или нет, оно называется образовательным.

Начинается все с того момента, когда педагог сказал обычное "Здравствуйте", а воспитание уже началось: безупречная внешность приносит вкус и опрятность, открытая приветливая улыбка вызывает доверие, а выжидательная пауза и спокойный тихий голос требуют внимания. Как мало и как это порой требует большой выдержки, терпения... и есть целое занятие. Одобрение "молодцы, сегодня лучше" порой приносит больше пользы, чем час упорного труда, а злость "опять без домашней работы" убивает не только последнюю надежду на успех, но и желание прийти на следующий урок. Отсутствие дисциплины на занятиях, неприязнь к предмету, личные конфликты, неуважение к педагогу все это, к сожалению, имеет место на практике и не способствует ни творческому росту преподавателя, ни его желанию преподавать. Нельзя учить без обоюдного желания учиться.

Вышесказанное было сказано и будет сказано. Это главное в образовании, самое главное и самое сложное. Конечно, преподавателю нужна серьезная подготовка: развитая культура мышления и большой потенциал знаний. Но есть и другие не менее важные составляющие успеха и успешности на занятии: характер отношений, которые преподаватель устанавливает в процессе обучения, его речь. Атмосфера доверия, доброжелательности, сопереживания, взаимоуважения способствуют тому, что образовательные и познавательные задачи студенты решали охотно и с удовольствием. Яркая и выразительная речь педагога стимулируют создание эмоциональных ситуаций на занятии, помощь учащимся в учебной деятельности. Эмоциональность преподавания физики необходима для решения образовательных задач.

Чтобы достичь на занятии любой образовательной цели можно использовать множество различных образовательных моментов, методических приемов, которые доступны каждому преподавателю. Все они преследуют разные цели, вызывают разные чувства и человеческие качества. Их много, но как выбрать лучшее из этого многообразия для образования? В работе преподавателя главное умело применить методы воспитания, но это невозможно без глубокого знания предмета. Правильно определить цели обучения – это первый шаг к выбору наиболее эффективных методик обучения. В жизни педагога меняются образовательные стандарты, учебные планы. Меняются приоритеты. Поэтому, решая одни и те же воспитательные задачи, но в разное время и с другими учащимися, на своем новом занятии преподаватель ставит новые цели воспитания

Важно обеспечить чтобы в учебном процессе положительные эмоции у студентов были и по отношению к учебной деятельности, ее содержанию и методам реализации. Это все, несомненно, помогает лучше усваивать новые знания. Процесс получения знаний должен сопровождаться положительными эмоциями. Это также должно происходить при рассмотрении отдельных примеров, которыми так богата наука о природе - физика. Не случайно Эйнштейн советовал:" где возможно, исследование должно стать опытом."

Важное место в современном профессиональном образовании является исследовательская деятельность студентов. Студенты, участвующие в ней, приобретают способность работать с научной литературой, заниматься сбором, обработкой и анализом статистических и других материалов. Также они учатся критически оценивать изучаемые явления, связывают теорию с практикой. В рамках подготовки индивидуальных проектов по учебным дисциплинам к ежегодным научно-практическим конференциям, предметным олимпиадам в студенческой среде формируется современное техническое, экономическое мышление и научное сознание. Это только первый этап работы в данном направлении, второй этап предполагает выход на более высокий уровень с их работой, и сегодня можно сказать, что растет число участников городских, региональных, например, Майские чтения им. Р. В. Хохлова, и федеральных конкурсов научной направленности. Данный вид деятельности студентов требует особой организации и ответственности, прежде всего со стороны преподавателей.

Одним из важных направлений образовательной деятельности является художественное, эстетическое воспитание. Оно способствует развитию потребности в красоте, есть возможность реализовать индивидуальные задатки и способности личности. Такое направление работы реализуется через участие наших студентов в творческих конкурсах разного уровня: федерального, регионального и городского, а также в подготовке и проведении праздничных программ, концертов и других мероприятий.

Для педагогического коллектива филиала главной является проблема воспитания здорового образа жизни студентов. Практически все студенты охвачены различными формами физкультурной, оздоровительной и спортивной работы. Они имеют возможность заниматься физической культурой, для этого имеется специально оборудованный ФОК, и посещать спортивные секции, а в дальнейшем принимать участие в соревнованиях различного уровня.

На сегодняшний день каждое учебное заведение вынуждено искать свой путь в решении задач обновления содержания, методов и форм личностного развития, а также оптимизации системы воспитательной работы, учитывая конкретные условия и возможности образовательного учреждения. Система образования, которая сложилась, дает положительные результаты и способствует реализации образовательной составляющей ФГОС СПО. В нашем филиале в процессе учебной деятельности студенты активизируются в творческой деятельности, что прививает навыки аналитического осмысления жизненных ситуаций. На их основе учащиеся делают самостоятельные правильные выводы, проявляют заметный интерес к выбранной профессии, у них формируется активная гражданская позиции.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Черемушкина Т. Б. Создание условий для реализации воспитательного компонента ФГОС [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы III международной науч. конференции (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань: Бук. - 2015. — С. 153-155. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/183/8817/ (дата обращения: 12.12.2018)

2. Мартыненко Н. Ю. Воспитание на уроке физики [Электронный ресурс] / Н. Ю. Мартыненко // Интернет-ресурсы: EduContest.Net: интернет-библиотека учебно-методических материалов - Режим доступа https://educontest.net/ru/97979/воспитание-на-уроке-физики/– Загл. с экрана

 

 

Категория: 7. Воспитательный компонент в профессиональном становлении обучающихся | Добавил: Kofanov (14.12.2018)
Просмотров: 1129 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика