Воскресенье, 19.05.2024, 16:27
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы » 7. Воспитательный компонент в профессиональном становлении обучающихся

Профессиональное воспитание личности будущего специалиста в условиях образовательного процесса

УДК 377

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

 

В.М. Големинова, преподаватель,

факультет среднего профессионального образования

Политехнический институт им. Н.Н. Поликарпова

ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет

имени И.С. Тургенева», г. Орел,

e-mail: V.Goleminova1409@yandex.ru

 

Аннотация. В данной статье обсуждаются актуальные проблемы профессионального воспитания специалиста в системе СПО.

         Профессиональное воспитание, здесьвидна игра слов, ив начале статьи я хотела бы акцентировать внимание на двух аспектах, на первый взгляд это воспитание в плане получения специальности, воспитание профессионала, а на второй - воспитание будущих специалистов профессионально, профессионалами своего дела преподавателями.

Улучшение качества образования является одним из важнейших направлений реализации государственной политики, бессмысленная растрата ресурсов не нужна никому.

Посмотрите на выступления руководителя страны несмотря на трудности в экономике, посыл один, нужен рывок, экономический, технологический, демографический и т.д. Как и кем этого добиваться, рассчитывать, что приедут добрые дяди и нам все устроят, судя по внешнеполитической обстановке, вряд ли. Только сами опираясь на свой опыт и не чуждаясь чужого. Сегодня в обществе усилена потребность в высококвалифицированных кадрах как в общем во все времена, которые имеют прочные знания, уважительно относятся к своему делу, ориентируются на профессионально значимые и культурные ценности.

Большая часть наших студентов, пришедшая на обучение, имеет базовое образование 9 классов и возраст 15-16 лет, это говорит о том,что они находятсясобственно в стадии детства.Увеличивается продолжительность жизни, нет конфликтов похожих на период Второй мировой войны, когда детство заканчивалось в 14 лет, а у многих детей и ранее, теперь во всем мире стадия детства длится до 21года. Это периодформирования и становления мировоззренияличности. Упустив данный этап развития человека, подменив полноценное воспитание семьи, учебного заведения и коллектива, той среды учебного заведения в которой обитает молодой человек, общества в целом, можно получить то, что в семье из-за подросткового возраста с «ребенком» не могут найти общий язык, собственно интересы взрослых могут не совпадать с интересами их ребенка, а окружающее общество может быть совсем не идеальным, как подчас говорят «плохая компания», и все обучение будет потрачено в пустую. Из нормального подростка вырастет здоровый тунеядец, с корочкой, но без знаний и умений. А это потраченное время, бюджетные деньги ушедшие на содержание учебного заведения, зарплату преподавателей, стипендию студента и собственно самое плохое - отсутствие конечного результата, нет того специалиста на которого рассчитывали, а зачем тогда все это. Заинтересовать подростка, перенаправить его на совершение общественно полезных дел, включая будущую работу, пусть за деньги, желательно за достойную оплату труда, но для блага людей и общества вцелом.

Сегодняшний студент представляет собой весьма противоречивую личность с одной стороны, он под влиянием демократизации общества стал намного свободнее и независимее с одной стороны, а с другой его общеобразовательная подготовка и культурный уровень резко снизились.В процессе обучения могут быть реализованы практически все направления воспитательного воздействия. Блоки дисциплин, достаточно полно представленных в учебных планах специальности, дают возможность получения:

• нравственного, эстетического, физического, правового, гражданского, экономического воспитания (гуманитарный блок);

• умственного, экологического воспитания (блок естественнонаучных дисциплин);

• трудового - во время производственной практики и непосредственно в учебном процессе, как в аудитории, так и при выполнении самостоятельной работы.

Важнейшая задача учебного заведения помочь человеку адаптироваться в новых условиях, найти свое место в сложной системе, осмыслить и принять ответственность за свое профессиональное становление и развитие.

Воспитание профессионалов не ограничивается усвоением специальных знаний и умений. Большое значение имеет его мировоззренческое мышление, система ценностей, которые определяют его отношение к назначению выбранной профессии, к требованиям, специфике и условиям профессиональной деятельности.

Все это достаточно успешно развивается на основе общей культуры человека. Профессиональное воспитание неразрывно связано с общим культурным развитием личности.

Поскольку представление о будущей профессии является самым устойчивым мотивом всей деятельности обучаемого как на занятии, так и вне его, осведомленность преподавателя в области практических интересов студентов позволяет стимулировать их интерес к изучению специальных дисциплин.

Поэтому одна из главных задач преподавателя – поддерживать интерес к предмету. В наше время очень сложно поддерживать интерес студентов посредством проведения традиционных занятий. Для этого преподаватель должен не только знать свой предмет, но и искать новые методические приемы, позволяющие развивать познавательный интерес студентов к учебе.

Какой бы способ ни избрал преподаватель, от него в любом случае требуется владение определенными знаниями в данной профессиональной области, желание усовершенствовать процесс преподавания, заинтересованность в практическом применении студентами знаний, профессионализм, творческий подход к осуществлению учебного процесса.

Профессиональное воспитание –это последовательное движение студента как личности к выбранной им же самим цели. Результатом данного движения является получение системы профессиональных ценностей и идеалов будущим специалистом, наращивание его духовных потребностей, мотивов, ценностей в социальном плане, формирующих будущего специалиста.

Профессиональное воспитание как сознательная и целенаправленная деятельность специалиста по совершенствованию своей личности должно рассматриваться, прежде всего, с точки зрения содержания того, что должно совершенствоваться. Будущий специалист ставит перед собой цель как можно лучше подготовиться к предстоящей профессиональной деятельности. Следовательно, задачей профессионального воспитания личности будущего специалиста должно быть формирование профессионально значимых качеств его личности, включая как мировоззрение, так и физическое здоровье. Профессиональное самовоспитание является следствием, продолжением, условием и результатом эффективного профессионального воспитания.

Оторвать профессиональное самовоспитание от объективных социальных условий немыслимо. Оно связано с нравственными, трудовыми задачами и социально-педагогическими требованиями. Особое значение в профессиональном самовоспитании имеет высокая требовательность к себе, стремление осознать недостатки своей профессиональной деятельности. Научно-теоретический анализ и экспериментальные данные свидетельствуют о том, что систематическое и последовательное профессиональное самовоспитание начинается после того, как будущий специалист получает основательную подготовку, ближе знакомится с требованиями, своеобразными особенностями своей специальности и т. д.

Содержание профессионального воспитания не исчерпывается задачами практического освоения профессии. Получивший определенную профессиональную квалификацию специалист только в том случае сможет пройти путь к профессионалу, если его профессиональное становление включало в себя не только приобретение навыков и умений, но и формирование духовных качеств и установок, позволяющих ему решать актуальную личностную проблему перехода к активной, самостоятельной, творческой и ответственной профессиональной роли.

Профессиональное воспитание достигает своего апогея тогда, когда личностные качества человека переплетаются с профессионально значимыми качествами специалиста.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Скакун, В.А. Организация и методика профессионального обучения: Учебное пособие / В.А. Скакун. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007. – 336 с.: ил.- (Профессиональное образование).
  2. Голендухин, Н.И. Организация и методика производственного обучения. Курс лекций / Н.И. Голендухин. – Челябинск, 2008
  3. Кузнецов, В.В. Методика профессионального обучения как фактор развития деятельности и личности педагога [Текст] /  В.В. Кузнецов //  Вестник Оренбургского государственного университета. – 2011. - № 2(121) февраль

 

Категория: 7. Воспитательный компонент в профессиональном становлении обучающихся | Добавил: Kofanov (14.12.2018)
Просмотров: 1965 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика