УДК 37.013(082)
ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
В.В. Грязнова, преподаватель,
факультет среднего профессионального образования
Политехнический институт им. Н.Н. Поликарпова
ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет
имени И.С. Тургенева», г. Орел,
e-mail: fspo-gend@rambler.ru
Аннотация. В данной статье говорится оформировании соответствующего поведения к праву и практике его реализации, умении использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности.
Воспитание – это целенаправленный и организованный процесс формирования личности, передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.
Правовое воспитание в системе профессионального образования представляет собой процесс целенаправленной передачи правовых знаний, которые не только дают представления о законодательстве страны, но и позволяют применять их в профессиональной деятельности.
К.Д. Ушинский, выдающийся русский педагог, юрист по образованию и воспитатель по призванию, указывал на необходимость изучения народных юридических понятий, в связи со всеми вообще условиями местной жизни – то есть, уже тогда в ученой среде признавалась необходимость наряду с общим воспитанием уделять внимание и время и правовому воспитанию человека.
В современной России правовое воспитание становится общегосударственной задачей, так как это напрямую влияет на развитие страны, на строительство правового государства, о чем прямо указывается в 1 ст. Конституции страны.
Для раскрытия понятия правового воспитания необходимо обратиться к определениям, которые приводят различные авторы.
Акимова полагает, что правовое воспитание представляет собой целенаправленное, организованное и систематическое воздействие на личность формирующее правосознание, правовые установки, навыки и привычки активного правомерного поведения, правовую культуру.
По мнению Алексеева правовое воспитание - это процесс формирования правового сознания и правовой культуры личности, позволяющих человеку ощущать себя юридически дееспособным.
Кваша А.А. определяет правовое воспитание через его составные элементы: «правовое воспитание состоит в передаче, накоплении и усвоении знаний принципов и норм права, а также в формировании соответствующего отношения к праву и практике его реализации, умении использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности».
Науменкова считает, что «Правовое воспитание можно определить, как систему мер, направленных на формирование правовых идей, норм, принципов, представляющих ценности мировой и национальной правовой культуры».
Каждое из этих определений несет в себе субъективное видение автора, но все они объединены общим пониманием необходимости формирования в человеке идеи права, воспитания уважения к закону, порядку.
Правоведы-практики указывают на юридический аспект понятия «правовое воспитание» как особой разновидности юридической практики, связанной со становлением в России правовой государственности. В современную действительность входят такие понятия как «правовоспитательная деятельность» государства, «институт правового воспитания», что говорит о том, что правовое воспитание рассматривается как вид государственной деятельности.
Таким образом, главная цель правового воспитания – воспитание активной гражданской позиции у молодых людей. Будущие специалисты должны уметь анализировать сложившуюся ситуацию, отстаивать свое мнение, уметь принимать решение и нести ответственность за него.
Правовое воспитание неразрывно связано с воспитанием нравственности у подростков, так как право и мораль неразрывны, они регулируют взаимоотношения между всеми членами общества. Право - это, по сути, технические нормы человеческого поведения, которые определяются законодательной базой государства. А мораль – это социально-нравственные нормы поведения людей.
Соотношение морали и права – одна из главных проблем нашего общества. Выполнение правовых норм контролирует специальный государственный аппарат, а соблюдение правовых норм и правил – общественное мнение. Золотое правило общечеловеческого содержания морали лучше всего выражает общеизвестная истина «Поступай с людьми так, как хочешь, чтобы они поступали с тобой».
Такое понимание формирует у молодых людей позитивное правосознание, основанное на личном опыте, что формирует способность анализировать свои и чужие действия, отстаивать собственную позицию, воспитывает чувство ответственности.
Одной из главных задач правового воспитание является воспитание будущих специалистов на основе историко-правовых традиций своего народа, примерах жизни и служения Отечеству выдающихся людей государства. Осмысление исторических событий, их правовой анализ является связующим звеном поколений, воспитывает чувство патриотизма и национальной гордости у молодого поколения. Это крайне важно для сегодняшней России, поскольку помогает молодым людям приобретать опыт активного гражданского поведения.
Правовая активность, предполагает не просто правомерное поведение граждан, а более высокую, чем просто соблюдение и исполнение правовых обязанностей, степень интенсивной деятельности граждан в социально-правовой сфере.
Содержание такого уровня правосознания подразумевает приобретение субъектами правового воспитания должного уровня правовой подготовки, владение умениями и навыками реализации права.
Таким образом, правовое воспитание и образование состоит в передаче, накоплении и усвоении знаний принципов и норм права, а также в формировании соответствующего поведения к праву и практике его реализации, умении использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности. Необходимо воспитывать осознанное усвоение основных положений законодательства, уважение к праву. Полученные знания должны превратиться в личное убеждение, во внутреннюю потребность и привычку соблюдать закон и проявлять правовую профессионально-юридическую активность.
В заключение можно сказать, что правовое воспитание есть формирование уважительного отношения к закону, видение закона большой социальной ценностью, относящейся непосредственно к каждому индивиду; развитие чувства ответственности, непримиримости к произволу.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. - 25 декабря - 1993 г.
- ФЗ РФ «Об образовании» от 29.12.2012 N 273-ФЗ
- Алекссеев С.С. Теория государства и права. –НОРМА, 2005 г., 458 с.
- Баранов, В. Н. Правосознание, правовая культура и правовое воспитание / В. Н. Баранов // Теория государства и права; под ред. В. К. Бабаева. - М.: изд. «Лань», 2013. - С.301-319.
- Васильев, Ф. П., Булатова Л. А. Современное правовое воспитание как необходимый фактор в образовательной политике России / Ф.П. Васильев, Л.А. Булатова //Административное право и процесс.2013.-№
- Певцова Е. А. Правовое воспитание как средство формирования правовой культуры / Е. А. Певцова // Современное право. - 2009. - №8. - С.2-23.
|