Воскресенье, 19.05.2024, 17:18
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы » 7. Воспитательный компонент в профессиональном становлении обучающихся

Патриотическое воспитание студентов средствами иностранного языка

УДК 37.035

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ
СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

О.А. Бородина, преподаватель,

Ливенский филиао ОГУ им. И.С. Тургенева, г. Ливны

 

Аннотация. В данной статье поднимается проблема патриотического воспитания студентов на современном этапе средствами учебной дисциплины «Иностранный язык».

 

Любовь к родине — первое достоинство цивилизованного человека. Наполеон I

 

Патриотизм, как мы понимаем, - моральная позиция, выражающаяся в любви к родине, гордости за ее успехи и достижения, в уважении к ее историческому прошлому, культурным традициям, в готовности прийти на помощь в трудные времена, отстоять ее независимость перед лицом завоевателей…. Вместе с тем патриотизм предполагает и уважительное отношение к другим народам и их культурам, исключающее высокомерие, чувство превосходства над ними, признание прав народов на свою независимость и самостоятельность. Чувство патриотизма помогает человеку осознать свою принадлежность к той или иной культуре, усвоить ее богатства, без чего он не может состояться как личность.

Огромную роль в патриотическом становлении человека играет семья, общество, средства массовой информации и, конечно, образовательные организации. В последнее время мы наблюдаем снижение уровня духовной культуры молодежи. Молодые люди считают примером для подражания человека без определенной культуры, циничного, но преуспевающего финансово, достигающего своей цели любыми способами. Мало внимания уделялось народной культуре, национальным героям, забывались обычаи и традиции, на которых и должны формироваться нравственные ценности народа, без которых невозможно формирование у учащихся правильного отношения к истории своего народа и в целом любви к Родине.

Преподавание иностранного языка в современных российских образовательных организациях предоставляет преподавателю большие возможности по воспитанию чувства патриотизма. Этому способствует особая коммуникативная направленность дисциплины, обращённость к изучению не только иностранного языка, но и культуры другого народа  - носителя языка. Изучение чужой культуры посредством языка становится возможным только на сформированной национально-культурной базе родного языка.

Необходимо помнить, что общение на иностранном языке - это еще и межкультурное взаимодействие. Очень важно донести до студента, что чужая культура не хуже и не лучше нашей - она просто другая, и необходимо научить толерантно относиться к этим различиям, и, прежде всего, научить любить свою Родину, большую и малую, уважать ее людей, историю и культуру.

Межкультурная коммуникация, как диалог культур может быть реализована только на наследии собственного народа, национальной культуре, культуре родного края. Диалог культур является прекрасным средством борьбы против национальной неприязни. При этом необходимо знать чужую культуру, не в смысле “запомнить и воспроизвести», а воспринять, проанализировать, оценить, сопоставить со своим, включить в систему своих знаний, действовать соответственно сложившейся ситуации. Очень важно сформировать умение самостоятельно узнавать и интерпретировать культурные ценности, соотносить существующие стереотипы с собственным опытом и делать адекватные выводы, а не пассивно получать информацию от учителя или из интернета.

На занятиях по иностранному языку целесообразно использовать страноведческий материал, из которого обучающиеся могут узнать о традициях, быте, истории и  людях своей страны и страны изучаемого языка; использовать упражнения, которые способствуют развитию у учащихся умений сопоставлять факты и делать выводы. Так, при изучении тем о государственном устройстве, экономике и символах стран изучаемого языка, учащимся предлагается также найти информацию о России, сравнить данные путем  заполнения таблиц, что  ведет к межкультурному сравнению и  диалогу  иноязычной и национальной культур.

Кроме того, хорошо зарекомендовали себя активные формы внеурочной деятельности, например – праздники с использованием технологии диалога культур: «Празднование Рождества», «Новый год шагает по миру» При проведении праздников особое внимание уделяется сопоставлению культурных традиций различных стран, подчёркивается, что народы создали свои праздники прежде всего для того, чтобы отдать дань уважения своими близким, стране, религиозным и культурным традициям, что сложившиеся веками обряды и ритуалы подчеркивают ценность человека и уважительное отношение к нему.

Применяемая проектная методика обучения иностранным языкам даёт большие возможности для формирования у учащихся таких общечеловеческих ценностей, как уважительное и толерантное отношение друг к другу, другой культуре и более глубокое осознание своей культуры. Этому способствуют такие проекты как: “Я и мое окружение” и «Все что я могу сказать о себе», «Моя Родина - большая и малая», «Добро пожаловать в наш город (колледж)!». В результате происходит своеобразный диалог культур. Сравнивая зарубежного сверстника и самих себя, учащиеся выделяют общее и особенное, что способствует объединению, сближению, развитию понимания и доброго отношения к стране, её людям, традициям.

При изучении таких тем, как: «Наука и ученые», «Культура и искусство», «По городам России и страны изучаемого языка», мы знакомимся с биографиями выдающихся людей страны изучаемого языка и нашей Родины, что способствует формированию чувства гордости за великих людей всего мира, внесших значительный вклад в развитие культурных и научных достижений нашей цивилизации.

Большую роль в патриотическом воспитании играет использование краеведческого материала. Обращение к материалам краеведческого характера приближает иноязычную коммуникацию к личному опыту учащихся, позволяет изучать факты и сведения, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни. При выборе краеведческого материала учитываются: реальность материалов для учащихся, т.е. учащиеся должны точно представлять, о ком или чем идёт речь; заинтересованность учащихся в материале; привязанность материала к программной теме; социализирующая ценность материала. В соответствии с этим на занятиях мы изучаем и обсуждаем такие темы, как: «Географическое положение, климат, природные ресурсы, культура, символика нашей страны», «Mой родной город (деревня)», «Традиции и обычаи»,  «Праздники», «Национальные виды спорта, спортсмены», «Выдающиеся люди моего родного края». Все эти темы изучаются не изолированно, они включены в соответствующие разделы учебной программы дисциплины.

Значительную роль в обучении  самостоятельной поисковой, учебно - исследовательской работе имеет подготовка учащихся к выступлениям на заседаниях секций научно-практических конференций, подготовка и написание статей по темам докладов. В ходе подготовки к ним учащиеся проделывают огромную исследовательскую работу: изучают различные источники, а затем материал переводится на иностранный язык. Так, студенты нашей учебной организации выступали с такими докладами, как: «Праздники в России и Франции» «Движение Сопротивления в странах Европы и партизанское движение в России в годы Второй мировой войны», «Высшее образование во Франции и России»,  «Франция в жизни и творчестве писателей и поэтов - Орловцев» (к 200-тетию со дня рождения И.С. Тургенева).

Таким образом, формирование разносторонне развитой поликультурной личности, с чувством патриотизма и национального достоинства возможно при системном освоении национальной культуры через урочные и внеурочные, исследовательские виды самостоятельной работы обучающихся. Включение поликультурного материала в содержание занятий по иностранному языку будет способствовать реализации воспитания патриотизма молодых граждан России.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Барменкова, О.И. Роль метода проектов в формировании личностных и метапредметных результатов средствами иностранного языка [Текст] // Эксперимент и инновации в школе. - 2011.  - № 6. С. - 50–53.
  2. Боярская, В.В., Ракова, Н.С. Патриотизм в свете задачи формирования гармоничной личности гражданина России [Текст] // Эксперимент и инновации в школе. -  2014.  - № 5.  - С. 58–60.
  3. Евразийская мудрость то А до Я Национальная философская энциклопедия [Электронный ресурс] Режим доступа: http://terme.ru/slovari/-evraziiskaja-mudrost-ot-a-do-ja-tolkovyi-slovar.html
  4. Пелеванюк,  Е.Н. Воспитание патриотизма на уроках английского языка [Текст] // Эксперимент и инновации в школе. – 2015. - № 2. – С. 18-19  - То же [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vospitanie-patriotizma-na-urokah-angliyskogo-yazyka . – Загл.  с экрана. – Дата обращения : 8.12.2018
  5. Шаронова, Н.И. Патриотическое воспитание на уроках английского языка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://infourok.ru/doklad-na-temu-patrioticheskoe-vospitanie-na-urokah-angliyskogo-yazika-305119.html. – Загл.  с экрана. – Дата обращения : 8.12.2018

 

Категория: 7. Воспитательный компонент в профессиональном становлении обучающихся | Добавил: Kofanov (14.12.2018)
Просмотров: 613 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика