Воскресенье, 19.05.2024, 18:30
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы » 6. Профориентация как одно основных направлений развития профессионального образования

Взаимосвязь проблем внедрени фгос спо по топ-50 и профориентации как условия эффективного внедрения топовых фгос спо

УДК 37.47

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОБЛЕМ ВНЕДРЕНИ ФГОС СПО ПО ТОП-50 И ПРОФОРИЕНТАЦИИ КАК УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ВНЕДРЕНИЯ ТОПОВЫХ ФГОС СПО

 

И.Н. Смагина, преподаватель,

Ливенский филиал ОГУ имени И.С. Тургенева, г. Ливны,

е – mail: incm22@yandex.ru

 

Аннотация: В статье рассматриваются проблемы внедрения ФГОС СПО по ТОП-50 и описывается опыт Ливенского филиала ОГУ имени И.С. Тургенева по привлечению к обучению мотивированных абитуриентов, способных эффективно осваивать топовые стандарты среднего профессионального образования

Система среднего профессионального образования сегодня претерпевает революционные изменения.

Президентом Российской Федерации В.В. Путиным поставлена задача подготовки кадров по стандартам ТОП-50. ТОП-50 – это перечень наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования [1]. К сожалению, сегодня на предприятиях на должностях квалифицированных рабочих трудятся выпускники вузов, потому что выпускники СПО не обладают нужными компетенциями. Этот разрыв и будет преодолен за счет внедрения топовых стандартов, которые в современных условиях являются эффективным механизмом обновления содержания среднего профессионального образования. К обучающимся по ТОП-50 предъявляются высокие требования. При подготовке специалистов среднего звена по образовательным программам, предусматривающим получение нескольких квалификаций специалиста среднего звена, например, техник-мехатроник и специалист по мобильной робототехнике, также срок обучения увеличен на 1 год. Существенно трансформируется содержание традиционных профессий, оно становится все более сложным и постоянно меняющимся. 154 Обучающиеся по топовым специальностям должны владеть иностранным языком на уровне профессионального общения, а итоговая аттестация проводится в виде демонстрационного экзамена практически на рабочем месте в специализированных центрах компетенций независимыми сертифицированными экспертами WorldSkills. Основной акцент в топовых стандартах сделан на приоритетном направлении модернизации СПО – повышении качества профессионального образования через обеспечение соответствия квалификаций выпускников требованиям современной экономики и перспективам ее развития. При реализации этой задачи учреждения СПО столкнулись с явным противоречием между высокими требованиями к обучающимся, и в особенности, осваивающим стандарты ТОП-50, и реальной ситуацией, сложившейся в РФ и Орловской области. В обществе имеется четкая установка: рабочие профессии – удел слабых выпускников. Ситуация обостряется демографическим кризисом и общедоступностью высшего образования. В результате в системе СПО не только слабый контингент – но во многих техникумах недоборы на бюджетные места в особенности по рабочим профессиям, в том числе и по топовым. В 2016 – 2019 г. г. в нашем учебном заведении Ливенском филиале ОГУ имени И.С. Тургенева был выполнен бюджетный набор, а на некоторые направления набора нет, поэтому ситуация остается очень сложной. Вот и получается, что техникумы рады любому абитуриенту. Как в таких условиях внедрять ТОП-50 и готовить квалифицированных специалистов, способных работать на высокотехнологичном оборудовании? При анализе результатов регионального чемпионата WSR были обозначены две основные проблемы слабой подготовки даже победителей чемпионата: отсутствие современного оборудования и недостаточная профессиональная компетентность мастеров производственного обучения. На наш взгляд, первостепенной проблемой является слабость самого контингента, который и при новейшем оборудовании под руководством высокопрофессиональных кадров не сможет добиться желаемого результата. Складывается ситуация, когда известны ответы на вопросы чему учить (в техникуме полностью обновлено содержание образования с ориентацией на потребности предприятий, профстандарты и стандарты WorldSkills), как учить (внедряются современные технологии, в том числе модель дуальной подготовки кадров), кто будет учить (в техникуме проведено обновление кадрового состава, так, подготовку именно по рабочим профессиям ведут 3 кандидата наук, педагоги профессионального цикла являются экспертами WS и работниками ведущих предприятий, то есть это специалисты-практики). Открытым остается вопрос контингента – кого учить. Нужно менять подходы к профориентации. Поэтому мы поставили себе цель – не простое выполнение плана набора, а привлечение мотивированных на освоение той или иной профессии абитуриентов, способных эффективно обучаться по стандартам ТОП-50.

С целью проведения эффективной работы по профориентации абитуриентов Ливенский филиал ОГУ имени И.С. Тургенева сотрудничает со школами и колледжами г. Ливны.

Преподаватели со студентами Ливенского филиала ОГУ имени И.С. Тургенева проводят мастер классы на ежегодном мероприятии «День занимательной науки», посвященному профориентационной работе.

Среди участников посещающих данное мероприятие был проведен опрос: 35% опрошенных определились с выбором профессии, причём большинство сделало это уже в 7 классе. Ещё 43% остались верны выбору, однако, были и такие школьники которые, подстрахо­вались выбором дополнительной «профессии будущего». Среди участников «Дня занимательной науки» 11% ребят однозначно изменили свою профессию на «профессию будущего» и лишь 11% затруднились с выбором профессии (рисунок 1).

Рисунок 1 – Диаграмма опрошенных

Сотрудники Ливенский филиал ОГУ имени И.С. Тургенева успешно проводят олимпиады, конференции со школьниками 8 - 10 классов.

Также реализуются подготовительные курсы и на территории колледжа со старшеклассниками с целью повышения уровня знаний по профильным предметам для успешной сдачи ЕГЭ и последующего поступления в ОГУ им. И. С. Тургенева.

Ежегодно проводится комплексное информирование среди населения нашего города о порядке поступления, обучения и возможностях трудоустройства после выпуска из колледжа.

Такие мероприятия - прекрасная возможность разобраться в себе, всесторонне оценить свои способности и профессиональный потенциал, выявить реальные мотивы и потребности, а также соотнести эту информацию с ситуацией на рынке труда.

Убеждены, что грамотное внедрение принципов ранней профессионализации позволит выстроить эффективную систему действенной профориентации во благо интересам организаций профессионального образования, интересам школ, региона в целом и интересам каждого школьника.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Приказ министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 2 ноября 2015 г. N 831 «Об утверждении списка 50 156 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования».
  2. Современным школьникам нужна обновленная система образования.// krasnoforum.ru: КЭФ-2018 Красноярский экономический форум. URL: http://www.krasnoforum.ru/news/845

 

Категория: 6. Профориентация как одно основных направлений развития профессионального образования | Добавил: Kofanov (14.12.2018)
Просмотров: 437 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика