Воскресенье, 19.05.2024, 16:27
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы » 6. Профориентация как одно основных направлений развития профессионального образования

Вопросы и проблемы организации профориентационной работы в спо

УДК 377

 ВОПРОСЫ И ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ

ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ  РАБОТЫ В СПО

 

О.В. Псарева, преподаватель, канд. экон. наук,

Ливенский филиал ОГУ им. И. С. Тургенева, г. Ливны,

e-mail:Olga.psareva@bk.ru

 

Аннотация. В настоящей статье рассматриваются актуальные вопросы организации, проведения профориентационной работы со студентами СПО, а также проблемы и пути их решения.

Актуальность вопросов профессиональной ориентации основывается на понимании того, что на рынке труда действуют не абстрактные человеческие ресурсы, а вполне конкретные люди, со своими представлениями о трудовой жизни, мечтами, интересами, чувствами, мыслями, мотивами, ценностными ориентациями и др.

Профориентация - это обобщенное понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимальной формы занятий с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда.

Это, в свою очередь, означает, что системные действия государственной власти, направленные на социально-экономическое развитие, должны включать меры по оказанию помощи трудоспособному населению в правильном выборе профессии, переориентации на профессии, востребованные на рынке труда, оказание услуг по психологическому сопровождению профессиональной карьеры на всех этапах ее реализации. Эти мероприятия особенно актуальны для молодежи, готовящейся к вступлению в трудовую жизнь (учащиеся 9-11 классов общеобразовательных школ) или вступающие в трудовую жизнь (учащиеся и выпускники средних профессиональных учебных заведений). Исследования показывают, что взгляды большинства молодых людей не соответствуют реальным потребностям экономики в рабочей силе. Поэтому можно предположить, что без активных, скоординированных и системных действий по исправлению ситуации со стороны государства, а также общественных объединений работодателей и работников это несоответствие будет увеличиваться.

Различные изменения в обществе затрагивают все системы, в том числе систему образования. Одна из важнейших задач Российской системы образования является развитие и распространение новых образовательных технологий, методов, моделей и форм организации образовательного процесса в системе среднего профессионального и высшего образования. К таким формам относится организация и осуществление профориентационной работы со студентами СПО. В настоящее время особое внимание следует уделить внедрению изменений в подходах к организации профориентационной работы со студентами.

Проведение специальных занятий по профориентации студентов СПО, их участие в тематических семинарах, круглых столах, экскурсиях по предприятиям, организациям и учреждениям города поможет снизить уровень безработицы среди молодежи, снизить затраты на обучение и станет основой для профессионального психологического отбора.

Профориентация студентов  содержит в себе характеристики, представленные на рисунке 1.

Рисунок 1- Характеристики профориентации

 

Согласно положениям рисунка 1, профориентация включает в себя комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих мероприятий, таких как -информационная, пропагандистская, образовательная, консультативная. В рамках профориентационной программы может быть предусмотрена специальная система психолого - педагогических воздействий, направленная на адаптацию и активизацию личности в процессе самовосстановления и самосовершенствования, развитие интеллектуальных и физиологических качеств, определяющих успешность в конкретной профессии.

Профориентация выполняет социальную, экономическую, психологическую, педагогическую, медицинскую и физиологическую функции.

В рамках профессиональной ориентации принимаются различные меры по установлению профессиональной пригодности учащихся. В настоящее время профориентация является важной общегосударственной задачей, поэтому требует активного участия как непосредственных субъектов образовательного процесса (преподавателей, кураторов, мастеров и студентов), так и других участников (органов государственной власти, органов субъектов и муниципальных образований, работодателей, представителей научной среды) и др.

Преподаватели и организаторы профориентационной работы должны учитывать ряд обстоятельств для эффективного результата своей деятельности в данной сфере:

- потребности региона в соответствующем персонале;

- требования, предъявляемые конкретной профессией к личностным качествам человека;

- образовательные способности и возможности;

- перспективы дальнейшего профессионального роста, карьерного роста, повышения квалификации;

- особенности выбираемой профессии (условия труда, уровень заработной платы);

- противопоказания и ограничения по полу и возрасту.

На разных этапах развития личности одни и те же задачи профессионального самоопределения решаются по-разному.

Задачи:

1. Понимание своей профессиональной роли;

2. Отношение к работе, коллективу;

3. Отношение к себе как к профессионалу.

Профессиональное самоопределение не ограничивается одним актом выбора профессии и не заканчивается с образованием. Оно продолжается в течение срока пригодности.

Профессиональная ориентация осуществляется с целью:

1.Обеспечение социальных гарантий в сфере свободного выбора профессии, формы занятости и путей самореализации личности в условиях рыночных отношений;

2.Достижение сбалансированности между профессиональными интересами человека, его психофизиологическими особенностями и возможностями рынка труда;

3.Прогнозирование профессиональных успехов в любой сфере занятости;

4.Содействие непрерывному росту профессионализма личности как важнейшего условия ее удовлетворенности трудом и собственным социальным статусом, реализации индивидуального потенциала, формирования здорового образа жизни и достойного благосостояния.

Основными направлениями профориентационной работы являются:

1. Профессиональное образование (информирование) – его формы (массовые, групповые, индивидуальные). Профессиональная информация-ознакомление различных групп населения с современными видами производства, состоянием рынка труда, потребностями хозяйственного комплекса в квалифицированных кадрах, содержанием и перспективами рынка профессий, формами и условиями их освоения, требованиями профессий к человеку, возможностях профессионального и квалифицированного роста и самосовершенствования в ходе деятельности.

2. Профессиональное консультирование как психолого-педагогическая помощь личности в профессиональном самоопределении. Для оказания помощи человеку в профессиональном самоопределении с целью принятия осознанного решения о выборе профессионального пути с учетом его психологических особенностей и возможностей, а также потребностей общества.

3. Профессиональный подбор - предоставление рекомендаций человеку о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики.

4. Профессиональный отбор-определение степени профессиональной пригодности человека к конкретной профессии (рабочему месту, должности) в соответствии с нормативными требованиями. Профессиональная, промышленная и социальная адаптация – система мер, способствующих профессиональному развитию работника, формированию у него соответствующих социальных и профессиональных качеств, установок и потребностей к активному творческому труду, достижению высшего уровня профессионализма.

Основным методом работы является профессиональная консультация. Профессиональная консультация как форма лидерства профессионального самоопределения - это процесс творческого взаимодействия профессионального консультанта и клиента (субъект профессионального самоопределения сознательно участвует в профориентации, формировании его личного профессионального плана и его реализации).

Можно выделить следующие виды профессиональных консультаций:

1. Справочная информация. Целью, которой, является предоставление информации о содержании и характере профессий, образовательном учреждении, значении рынка труда. Средствами информации выступают: справочники, информационные издания, компьютерные базы данных, справочники учебных заведений.

2. Медицинская информация - определение состояния здоровья и противопоказаний к профессии.

3. Диагностическая информация, т.е. изучаются требования профессии; сопоставляется с идентичностью человека и требованиями профессии.

4. Эволюционная информация. Развитие - активизация процесса формирования психологической готовности личности к профессиональному выбору.

Профессиональное самоопределение - это длительный период жизни человека в 35-40 лет. За это время меняются жизненные и профессиональные планы. Изменилась социальная ситуация, ведущая деятельность. Происходит перестройка личностных структур.

Факторы, определяющие профессиональное самоопределение.

1.Мотивация - это то, ради чего осуществляется деятельность, чем интенсивнее, значительнее мотивы, тем выше уровень функциональных состояний. Качественное своеобразие функционального состояния зависит от направленности и интенсивности мотивов.

2. Содержание работы, характер задач, условия труда, степень сложности. Устанавливает требования к формированию определенных функциональных состояний. Определяет уровень активности.

3. Величина сенсорной нагрузки - это факторы, связанные не только с непосредственной деятельностью, но и с окружающей средой. Оно может измениться от чувственной сытости к сенсорной депривации.

4. Начальный фоновый уровень, т. е. след от предыдущей активности.

5. Индивидуальные особенности субъекта трудовых ресурсов, баланс.

Еще одним важным понятием, которое следует рассматривать в рамках данной проблемы, является понятие профессиональной карьеры, успешного продвижения сотрудника в сферах общественной, служебной, профессиональной, научной деятельности.

Этапы развития профессиональной карьеры:

- согласование целей развития организации и сотрудника;

- профилактика и устранение «карьерных тупиков», в котором практически не оказывается возможностей для развития сотрудника;

- формирование и устранение критериев профессионального роста, профессионального развития, связанных с карьерой;

- изучение оценки профессионального потенциала сотрудника;

- эффективное использование карьерных путей;

- систематическое ознакомление работника с перспективами на краткосрочный и долгосрочный период;

- установление требуемого уровня профессиональной компетентности для продвижения по службе.

И конечно, любая работа должна основываться на индивидуализации условий труда, к которым относят следующее:

1. Работа должна соответствовать «интеллектуальному запросу»    работника, это повышает его личную заинтересованность.

2. Работа не должна быть слишком утомительной.

3. Вознаграждение за труд должно быть справедливым.

4.Условия труда должны соответствовать физическим потребностям и способствовать достижению трудовых целей.

5.Факторы на рабочем месте должны способствовать повышению важности работы.

Таким образом, профориентационная работа  является одним из важных аспектов организации не только учебного процесса, но и становления личносто - профессиональных качеств выпускников СПО.

 

 

 

Категория: 6. Профориентация как одно основных направлений развития профессионального образования | Добавил: Kofanov (14.12.2018)
Просмотров: 846 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика