Воскресенье, 19.05.2024, 19:41
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы » 6. Профориентация как одно основных направлений развития профессионального образования

Участие студенческого волонтёрского клуба в профориентационной работе

УДК 377.4

УЧАСТИЕ СТУДЕНЧЕСКОГО ВОЛОНТЁРСКОГО КЛУБА В ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЕ

Е.А.Мацнева, преподаватель кафедры информационных технологий и экономики, Ливенский филиал ОГУ им. И.С. Тургенева, г. Ливны
 
e-mail: aleks-elena07@rambler.ru

 Аннотация. В данной статье изложен опыт привлечения добровольцев студенческого волонтерского клуба «ДАНКО» для проведения мероприятий профориентационной направленности с целью популяризации профессии программиста.

 Профориентация (выбор профессии) – это одно из самых важных и наиболее сложных решений в жизни человека. Вопрос «Кем быть?» ставится уже в достаточно молодом возрасте. Современное образование чем дальше, тем больше ориентирует человека на узкую специализацию. Уже на этапе получения базового среднего образования создаются профильные классы. На школьнике 10-12 лет уже зиждется ответственность за выбранную специализацию (математический профиль, гуманитарный и т.д.). Но чаще всего выбор за него делают все же взрослые. Не исключена ситуация, когда после получения базового среднего образования выбор учебного заведения и будущей профессии за молодого человека осуществляет кто-либо из взрослых, исходя из своего видения жизненной ситуации и материальных возможностей семьи. Как правило, сам абитуриент становится ведомым в данной ситуации.

Специфика малого города не дает большой свободы выбора. За высшим образованием молодежь в основном уезжает из города. Среднее профессиональное образование пока востребовано в силу юного возраста выпускника 9-го класса средней школы. В Ливнах на сегодняшний день перечень возможных профессий можно разместить в списке из не более чем десятка специальностей среднего профессионального образования, предлагаемых к выбору местными учебными заведениями. Но и в этом списке необходимо делать выбор. С целью повышения эффективности данного процесса и организуются мероприятия профориентационной направленности для школьников – потенциальных абитуриентов.

В Ливенском филиале ОГУ имени И.С. Тургенева традиционными направлениями профориентационной работы являются научно практическая и  просветительская деятельность. Ежегодно в стенах филиала проводятся студенческие научно-практические конференции. В работе секций принимают участие не только студенты, обучающиеся на данный период времени в филиале, но и ученики сельских и городских школ, студенты Строительного техникума. Для школьников представители кафедр филиала организуют олимпиады по учебным дисциплинам, входящим в перечень ГИА и ЕГЭ. Соревновательный момент олимпиад и конференций дает возможность школьнику попробовать свои силы в той или иной области знаний, сравнить свой уровень подготовки с другими, оценить свои возможности на перспективу. Кроме самой процедуры выступления с докладом или выполнения олимпиадных заданий школьники получают опыт знакомства с новой образовательной средой, рассматривают возможные варианты на дальнейшее обучение.

Помимо конференций и олимпиад, для участия в которых требуется специальная подготовка, в нашем филиале организуются мероприятия научно-просветительского направления, на которые может прийти любой желающий без предварительной подготовки. Примерами таких мероприятий являются «Географический диктант» и «День занимательной науки».  Первое из них является общероссийской акцией и филиал выступает здесь в роли организатора, предоставляя административный и материальный ресурс (аудитории и оборудование) для его проведения. «День занимательной науки» - это целиком и полностью авторское мероприятие, проводимое с целью популяризации специальностей и профессий, которые можно освоить в рамках обучения в нашем учебном заведении.

Говоря об открытых мероприятиях нельзя не затронуть тот фактор, что проводятся они не только для внешней аудитории, но и для своих же студентов. Помимо основного времени, которое студент непосредственно находится в рамках учебного процесса, есть еще много дополнительных возможностей его обучения и воспитания. Открытые мероприятия – наглядный пример тому. Планирование, подготовка и проведение самого мероприятия проходят при непосредственном участии студентов, и здесь уже из сферы обязательной (учебный процесс), мы переходим в сферу добровольную, иначе говоря, в мероприятии студент участвует как доброволец (волонтер).

В Ливенском филиале волонтерство как отдельное организованное направление деятельности сформировалось в 2006 году, когда и было придумано название волонтерскому клубу – «ДАНКО». Волонтерский клуб на сегодняшний день объединяет студентов всех специальностей и форм обучения, и в том числе выпускников филиала. Традиционно студенческое волонтерство было направлено на социальную работу – улучшение экологической ситуации, помощь людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации. До недавнего времени волонтерство предполагала наличие деятельности, напрямую не связанной со своей профессией. Ситуация стала меняться последние два-три года. Планирование, подготовка и проведение мероприятий профориентационной направленности мотивируют студента-добровольца показать свою будущую профессию ярко, интересно, и даже весело. Опыт показывает, что это вполне осуществимо.

С октября 2017 года в филиале действует студенческое объединение «Школа программирования на Arduino». Arduino - это эффективное средство разработки программируемых электронных устройств, которые, в отличие от персональных компьютеров, ориентированы на тесное взаимодействие с окружающим миром. В рамках работы школы создаются проекты различной сложности. Изначально школа задумывалась как площадка для научно-практической деятельности студентов обучающихся по специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах. Но проект оказался востребован и студентами других специальностей. Презентация первых проектов состоялась 3 апреля 2018 года на секции «Программная инженерия» в рамках научно-практической конференции «Неделя науки. Ливны – 2018». Начинание получило одобрение администрации филиала. 11 апреля волонтеры проводят выездной мастер класс для школьников города в МБУДО «Станция юных техников имени Н.Н. Поликарпова». Для мастер-класса были подобраны простейшие проекты, на изготовление которых требуется минимум усилий. Целью мастер-класса было продемонстрировать, что профессия программиста в первую очередь творческая и увлекательная.

 

  

Рисунок 1 - Выездной мастер-класс для школьников

 

23 апреля 2018 года в Ливенском филиале ОГУ имени И.С. Тургенева было проведено научно-просветительское мероприятие «День занимательной науки», на котором в рамках секции «Программная инженерия» студенты-волонтеры продемонстрировали для зрителей как готовые сложные проекты, так и весь процесс работы над проектируемым объектом: от проектирования в программной среде к подбору комплектующих для сборки, от сборки до программирования и отладки. 

 

   

Рисунок 2 - День занимательной науки

 

4 июня 2018 года состоялась прямая трансляция с презентацией специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах на официальном сайте Министерства образования и науки России и в группе социальной сети «Одноклассники». В подготовке трансляции и непосредственно в кадре участвовали студенты-добровольцы, демонстрирующие свои проекты в области инженерного программирования и освоения web-технологий. По итогам трансляции курирующий специалист оценил высокий уровень подготовки и сложность постановки, а также отметил, что число просмотров за время трансляции превысило отметку 10000.

 

  

  

Рисунок 3 - Заставка и стоп-кадры трансляции

 

Опыт проведенных совместными усилиями преподавателей кафедры и студентами мероприятий профориентационной направленности показывает, что профориентационной деятельность продуктивна для преподавателей, интересна для студентов и востребована абитуриентами. 

В заключении хотелось бы отметить, что профориентация – это не только выбор профессии, это еще пути реализации в ней. Современные реалии подсказывают, что учиться придется всю профессиональную жизнь, поскольку смена технологий и социальных условий неизбежно приведет к такому варианту развития событий.

 

 

 

Категория: 6. Профориентация как одно основных направлений развития профессионального образования | Добавил: Kofanov (14.12.2018)
Просмотров: 325 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика