Вторник, 07.05.2024, 19:39
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы » 6. Профориентация как одно основных направлений развития профессионального образования

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ  В ОБЛАСТИ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

УДК 37.047

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ  В ОБЛАСТИ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ИССЛЕДОВАТЕЛЬ» КАК ОДИН ИЗ АСПЕКТОВ ПРОФОРИЕНТАЦИИ

 

Е.В. Плясова, заместитель директора по УВР, учитель иностранного языка

МБОУ "Лицей им. С.Н. Булгакова" г. Ливны,

e-mail: plyasova-e.v@mail.ru

 

Аннотация: статья посвящена вопросам организации образовательного пространства, создающего условия для развития проектной, исследовательской  деятельности обучающихся.  Актуальность темы  заключается в том, что   одной из главных задач российского образования является раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка, развитие его самостоятельности, инициативы, стремления к самореализации и самоопределению.

В МБОУ "Лицей им. С.Н. Булгакова" г. Ливны реализуется программа формирования компетенций обучающихся в области учебно-исследовательской и проектной деятельности «Исследователь». Поисковая и учебно-исследовательская деятельность способствует формированию личностных и предметных  результатов, установленных стандартом нового поколения.  

Одним из важных направлений программы является совершенствование  условий для проектной деятельности лицеистов. Тактическими задачами реализации данного направления являются мотивация учебной деятельности, развитие познавательной самостоятельности, формирование и развитие творческих способностей, усвоение обобщенных и рациональных способов деятельности, формирование опыта самообразования, определение сферы профильных интересов.

 Проектная деятельность - одна из ведущих форм организации образовательной и внеурочной деятельности, способствующая повышению качества образования, демократизации отношений участников образовательных отношений,  выбору будущей профессии.

Создание индивидуального проекта является обязательным в рамках реализации ФГОС нового поколения, в учебный план среднего общего образования (10-11 классов) включен учебный предмет «Индивидуальный проект».

На уровне основного общего образования также реализуются программы курсов внеурочной деятельности, курсов по выбору обучающихся, направленные на создание условий для проектной деятельности обучающихся. Так, в 7 классе в лицее введен курс «Основы проектной деятельности», задачей которого является подготовить лицеистов к созданию и презентации индивидуального проекта.

 Индивидуальный проект может иметь предметную, метапредметную, межпредметную направленность.

Педагог-руководитель индивидуального проекта осуществляет контроль соблюдения сроков, классный руководитель производит общий контроль охвата обучающихся проектной деятельностью.

Педагог-руководитель индивидуального проекта помогает обучающемуся в определении темы, цели и задач индивидуального проекта,  проводит совместную разработку программы выполнения индивидуального проекта, мониторинг хода работы над проектом.

Руководитель индивидуального проекта организует текущие консультации, производит  анализ полученной обучающимся информации,  корректировку общего хода работы,  оценку результатов наиболее важных этапов работы над индивидуальным проектом, осуществляет подготовку обучающегося к процедуре итоговой публичной защиты индивидуального проекта.

В ходе работы над проектом в качестве консультантов, рецензентов, могут быть привлечены специалисты предприятий, высших учебных заведений, учреждений культуры и т.д. Такое сотрудничество способствует получению лицеистами практических навыков в выбранной области,  профориентации обучающихся.

 Можно выделить следующие этапы  работы над индивидуальным проектом:  подготовительный этап (выбор темы и руководителя индивидуального проекта), основной этап (совместно с руководителем разрабатывается план реализации проекта, осуществляется сбор и изучение литературы, отбор и анализ информации,  выбор способа представления результатов, производится  оформление работы, предварительная проверка индивидуального проекта руководителем); заключительный этап (защита индивидуального проекта, оценивание работы).

Индивидуальный проект может быть разных видов:  информационным (поисковым),   исследовательским,  социальным,  творческим, конструкторским, прикладным (практико-ориентированным),  игровым (ролевым),  инженерным,  инновационным (предполагающим организационно-экономический механизм внедрения).

Тему индивидуального проекта обучающийся как может выбирать   самостоятельно в соответствии со своими учебными интересами, так и может ориентироваться на примерный перечень тем индивидуального проектирования, которые являются  актуальными для образовательной деятельности.

Результат выполнения индивидуального проекта должен иметь практическую ценность. Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ:

- материальный объект, макет, иное конструкторское изделие с аналитическими описаниями модели;

- печатная работа (стендовый доклад, эссе, реферат, аналитические материалы, отчёты о проведённых исследованиях,  обзорные материалы, мультимедийные формы и др.);

- художественная творческая работа (в области изобразительного искусства, музыки, литературы, экранных искусств), представленная в виде, например, музыкального произведения, компьютерной анимации, прозаического или стихотворного произведения, инсценировки;

- отчетные материалы по проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.

Индивидуальные проекты проходят в лицее предварительную независимую экспертизу на этапе завершения разработки.

Публичная защита индивидуального проекта проводится по мере формирования проектных групп в течение всего учебного года.  Публичная защита оценивается в соответствии с утвержденными в лицее критериями, оценивание осуществляется в баллах.

По итогам защиты индивидуальный проект может быть рекомендован к участию во внелицейских конференциях и конкурсах различных уровней.

Во внеурочное время научно-исследовательская, проектная работа организуется индивидуально или путем участия лицеистов в работе предметных кружков, олимпиадах, научно-практических конференциях, чтениях, конкурсах, где каждый может сравнить, как его работа выглядит на общем уровне и сделать соответствующие выводы.

В лицее  действуют восемь секций научно-исследовательского общества лицеистов (НИОЛ). Направленность работы секций – «Цифровое образование», естественнонаучная секция, эколого-краеведческая, лингвистическая, физико-математическая, гуманитарная, историческая, культурологическая секция «В мире искусства», «Проектная лаборатория по технологии». Проводится конференция «Старт в науку», она традиционно включена в Дни науки и искусства в лицее.

Лицей является организатором   муниципальных Булгаковских чтений, муниципальной научно-практической конференции "В мир науки, в мир творчества" (естественнонаучная миссия).

В 2020 году в лицее пройдут четвертые муниципальные Феофановские образовательные чтения. Чтения посвящены памяти епископа Русской Православной Церкви святителя Феофана Затворника, обучавшегося в период с 1823 по 1829 г.г. в Ливенском духовном училище, правопреемником которого является лицей. На Поместном Соборе Русской Православной Церкви, посвященном 1000-летию Крещения Руси, Феофан Затворник был причислен к лику святых. Чтения  проводятся  с целью создания условий для  интеллектуального, творческого и духовно-нравственного  развития обучающихся.  приобщения обучающихся к традициям Российской научной школы,  сохранения культурного, исторического наследия родного края.

Впервые в 2020 году планируется проведение  конкурса на лучшую молодежную учебно-исследовательскую работу в области права «Государство. Право. Молодежь» при научно-методической поддержке  Института государства и права Российской Академии  наук.

В лицее действует сайт научно-исследовательского общества лицеистов «Путь в науку», адрес сайта - www.l-researcher.com. Разработчик сайта   - Плясов Никита, ученик 10 класса. Задача сайта – предоставлять  актуальную информацию о конференциях, чтениях, проводимых в МБОУ «Лицей им. С.Н. Булгакова» г. Ливны, о деятельности НИОЛ «Путь в науку», размещать  рекомендации о ведении проектной, исследовательской деятельности.

Действует лицейский пресс-центр «Исследователь», в выпусках газеты лицеисты имеют возможность представить результаты своих исследовательских, проектных, творческих работ.

Большую роль в профессиональном самоопределении обучающихся играет взаимодействие МБОУ "Лицей им. С.Н. Булгакова" Г. Ливны с вузами: у лицея заключены договора о сотрудничестве с Ливенским филиалом Орловского государственного университета имени И. С. Тургенева, Московским физико-техническим институтом (государственным университетом), лицеисты активно участвуют в проведении олимпиад и конференций вузов.

Таким образом, создание условий для развития проектной деятельности лицеистов способствует формированию у обучающихся  устойчивого интереса к проектированию на основе широкой познавательной активности, определению сферы профильных интересов.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Лазарев, В.С. Проектная деятельность в школе [Текст]: учеб. пособие  для учащихся 7-11 классов / В.С. Лазарев. - Сургут, РИО СурГПУ, 2014.-135с.
  2. Пахомова,  Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении / Н.Ю. Пахомова. – М.: Аркти, 2003.
  3. Поливанова,  К.Н. Проектная деятельность школьников [Текст]: Пособие для учителя/ К.Н.Поливанова. – М.: Просвещение, 2008.

 

Категория: 6. Профориентация как одно основных направлений развития профессионального образования | Добавил: Tupikin (17.12.2018)
Просмотров: 360 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика