УДК 37.048.4; 621.3.049
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ОСНОВАМ ЭЛЕКТРОНИКИ
П. Н. Рязанцев, старший преподаватель,
e-mail: 89200862541@bk.ru,
А.А. Муравьев, аспирант,
e-mail: andrei-20101@yandex.ru,
Н.С. Маркова, студент,
e-mail: maggotps@gmail.com,
О.А. Грачева, студент
e-mail: gracheva-o.98@yandex.ru.
Политехнический институт им. Н.Н. Поликарпова
ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет
имени И.С. Тургенева», г. Орел
Аннотация. В статье рассматривается процесс внедрение в систему образования ВУЗов новых учебных проектов, направленных на помощь в выборе будущей профессии. Основной задачей, таких проектов является формирование у детей школьного возраста базовых навыков, необходимых для освоения будущей профессии. Такая профессиональная ориентация дает возможность школьнику разобраться, в какой именно сфере профессиональной деятельности он может занять свое место.
В последнее время уровень качества образования напрямую зависит от профессиональных мероприятий, нацеленных на формирование профессиональных компетенций у детей школьного возраста. Для данной цели разрабатываются проекты, внедренные в систему образования ВУЗов. Каждый такой проект ориентирован на конкретные направления подготовки, для того, что бы будущий абитуриент мог легко поступить по данному направлению и более эффективно его освоить.
Освоение профессиональных компетенций напрямую зависит от приобретения навыков и умений в рамках выбранного направления подготовки. В нашей стране остро стоит вопрос в области формирования профессиональных компетенций. Нехватка специалистов, приводит к тому, что сами работодатели готовы вкладывать свои ресурсы для обучения будущих профессионалов. Особо ощутима нехватка в тяжелой и электронной промышленности, поэтому направления подготовки, ориентированные на эти области, приоритетнее остальных.
Опыт прошлых лет, когда на базе домов творчества создавались, так называемые радиокружки, являются не пережитком давнего, а инновационным решением для выше поставленной задачи.
На сегодняшний день в ФГБОУ ВО «ОГУ имени И.С. Тургенева» реализован проект «Школа будущих профессий», приоритетной задачей которой является формирование у школьников базовых навыков, необходимых для освоения востребованных в будущем профессий. Не смотря на широкий охват специальностей, особое место занимают те школы, которые имеют техническое направление
«Школа электроники» базируется в Институте приборостроения, автоматизации и информационных технологий на Кафедре электроники, радиотехники и систем связи. Стоит отметить, что данная кафедра готовит инженеров, навыки и умения которых востребованы в области электронной промышленности. Инженеры, которые проектируют и конструируют от компонентов до сложных технических систем, специалисты в области эксплуатации и обслуживания систем передачи данных.
Нужно понимать, что большой объём теоретического и практического материала не подвластны ребенку особенно в младших классах, однако существуют простые практики, которые позволяют, развить не только интеллектуальный потенциал ребёнка, но и закалить его моторные функции под конкретные типовые технические задачи. Ни для кого не секрет, что любой даже самый сложный технологический процесс можно легко разделить на ряд, простейших операций. Что позволяет в дальнейшем составить дополнительную образовательную программу для освоения конкретно этих процедур. Эти технологические операции бывают настолько типовыми, что делает их универсальными, освоение которых повышает эффективность наработанных практических навыков.
Если говорить конкретно о «Школе электроники», можно рассмотреть одно практическое занятие, на котором учащиеся конструируют типовой функциональный узел, который используется в системах передачи данных. Этим устройством является симметричный мультивибратор, который является базовой частью для генерирующего сигналы устройства, рисунок 1 (а).
а б
Рисунок 1 – Симметричный мультивибратор: а) схема электрическая принципиальная [2]; б) собранные устройства учениками «Школы электроники»
Если представить ситуацию, что это совершенно новое устройство, что собственно для ребенка таковым и является, нарабатываются такие умения и навыки: реверсивный инжиниринг, поиск аналогов и прототипов, а также уже известные типовые технические решения, не только самого устройства, но и различные реализации опытного образца. Стоит отметить, что важным является навык прототипирования, когда школьник с набором уже имеющихся компонентов и представляющий их соединение, может собрать по схеме функциональное устройство, рисунок 1 (б).
К каждому техническому решению прилагается набор операций уникального технологического процесса. Например, простое соединение элементов проводами, является реализацией навесного монтажа, который может иметь варианты как скручивания контактов между собой, так и пайку.
Дальше начинаются вопросы по повышению качества изделий, а также аспектов надежности и безопасности, дизайна и эргономичности. К примеру, если обучающемуся предложить собрать устройство на картонке, то есть на твердом основании, то уже сам ученик понимает, что надёжность монтажа, а соответственно и работа устройства повышается. Таким образом, развиваются конструкторские способности, а так же практические умения и навыки ребенка.
Макетное моделирование позволяет применить теоретические знания в практической работе. Юный проектировщик сам даёт предложения по улучшению и модернизации устройства. Расширение технологических решений позволяет разрабатывать креативность мышления и формировать аналитический склад ума. Занятиях должны быть приближены к производственным, например проектирование и изготовление печатной платы. Именно в эти моменты ученик приближается к профессии инженера электронщика. Уже имея базу теоретических знаний, школьник, может произвести разводку контактных дорожек на печатной плате. Здесь в полной мере реализуется творческий подход, и развиваются интеллектуальные способности ребенка. Происходить не какое-то абстрактное проектирование, а на физическом уровне, когда результат конструкторской деятельности виден на прямую. У ребенка появляется стремление сделать что-то своё в области электроники. Интерес выходит на личностный уровень, возрастает самомотивация и в большей мере начинается познание электроники.
На практических занятиях, ученики изготавливают простейшие устройства. В ходе изготовления осваивают важнейшие этапы производственного процесса: проектирование, моделирование, макетирование, разводка печатной платы, перенос защитного слоя на рабочую поверхность, травление, сверление, металлизация, облуживание, установка и пайка электронных компонентов.
Отдельно стоит отметить, что для учеников школ проводятся всевозможные техническо-творческие конкурсы, что дает возможность не только проявить себя, но и реализовать свою работу в команде, повысить конкурентоспособные навыки.
Таким образом, «Школа электроники» становится полноценным дополнительным образовательным проектом для школьников, в котором реализуется наработка навыков, необходимых в освоение будущей профессии.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Борисов, В.Г. Кружок радиотехнического конструирования [Текст]: Пособие для руководителей кружков. – 2-е изд., перераб. и доп. / В.Г. Борисов – М.: Просвещение, 1990. – 224 с.
2. Симметричный мультивибратор. Расчёт мультивибратора /Meanders.ru - практическая электроника. [Электронный ресурс]. – URL: https://meanders.ru/multivibrator.shtml (дата обращения: 03.12.2018)
|