Понедельник, 20.05.2024, 00:29
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы » 5. Организация практического обучения в профессиональном образовании

Практическое обучение студентов колледжа на занятиях по специальнымдисциплинам

УДК 371.1

ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА НА ЗАНЯТИЯХ ПО СПЕЦИАЛЬНЫМДИСЦИПЛИНАМ

 

Т.А. Пучкова, преподаватель,

Ливенский филиал ОГУ им. И.С.Тургенева, г.Ливны.

 

Аннотация. В данной статье описаны преимущества лабораторно-практических занятий в сравнении с другими видами аудиторной учебной работы студентов. В том, что они интегрируют теоретико-методологические знания и практические умения студентов в едином процессе деятельности учебно-исследовательского характера.

Основная задача колледжа - подготовка студентов к предстоящей профессиональной деятельности. Сейчас большое  значение для специалиста имеет способность использовать сформированные профессиональные компетенции в условиях производства. Профессионал  должен  обладать  и  общими  компетенциями: уметь планировать свою деятельность, принимать оперативные  решения  на  основе  анализа  ситуации,  контролировать ход  результатов  труда. Профессия  требует овладения  специфическими  умениями. У студентов эти умения формируются  в процессе неоднократного  выполнения  соответствующих  заданий, с помощью  активных методов обучения. Перед  ними  ставится  комплекс задач: технических, экономических, организаторских.  Студенты должны видеть смысл изучения учебной дисциплины в контексте своей будущей профессиональной деятельности.

Лабораторные и практические занятия  –  один из основных информационных компонентов учебного процесса подготовки специалистов различного профиля. Они придают практическую направленность знаниям, полученным на занятиях теоретического обучения. Выполняя на таких занятиях практическую, лабораторную  работу, студенты тем самым могут самостоятельно усвоить информацию, закрепить теоретические знания практикой. Характерной чертой лабораторных и практических занятий по сравнению с занятиями теоретического обучения является то, что преподавателю предоставляется возможность  индивидуальной работы с каждым студентом. И эту возможность обязательно необходимо использовать. Так как видно, насколько студент усвоил теоретический материал, может ли он применять полученные знания на практике. Хорошо, если работа проводится в малых группах, когда 2-4 студента выполняют один вариант совместно. Группы лучше формировать смешанными, чтобы сильные дети могли помогать тем, кто послабее. Выполняя лабораторные, практические работы студент учиться обобщать, систематизировать, углублять и закреплять полученные теоретические знания. Также такие работы должны формировать умения применять теорию на практике. Я во время лабораторной работы при повторении пройденного материала на лекциях, даю дополнительные теоретические знания, которые в дальнейшем подтвердятся в ходе выполнения работы. Такие знания подкрепляю демонстрацией различных действующих моделей. Структура заданий должна быть спланирована с расчетом, чтобы за отведенное время эти задания могли быть выполнены качественно большинством студентов.  Целью лабораторных и практических работ является экспериментальное подтверждение и проверка существующих теоретических положений (законов, зависимостей, закономерностей),  экспериментальная проверка формул, методик расчета, ознакомление с методиками проведения экспериментов, установление свойств, их качественных и количественных характеристик. В ходе выполнения заданий у студентов формируются практические умения. Которые будут составлять часть профессиональной практической подготовки будущих специалистов. Для примера представлю методику проведения лабораторной работы  по предмету «Технологическая оснастка»

Технологическая карта учебного занятия

Дисциплина: Технологическая оснастка.

Тема занятия: «Программный расчет погрешности базирования на один цилиндрический палец».

Форма проведения урока: лабораторная работа ( фронтальная форма организации занятий – все учащиеся выполняют одну и ту же работу)

Участники: студенты группы Т31.

Время: 90 мин.

Цель занятия:

  • ознакомиться с основными схемами базирования заготовок в    приспособлении;
  • ознакомиться с методикой расчета погрешности базирования на цилиндрический палец;
  • ознакомиться с методикой расчета погрешности базирования на основе данных чертежа;
  • приобрести навыки чтения чертежей;
  • приобрести навыки расчета погрешности базирования с применением программы Excel и таблиц Excel.
  • по одному из вариантов  задания  произвести расчет погрешности базирования на один цилиндрический палец, с оформлением в таблице Excel.

По окончании занятия студент должен

иметь представление:

- о применяемых схемах базирования в приспособлениях;

- видах погрешностей приспособлений;

- методе расчета погрешности базирования;

- применении программы Excel в конструкторских расчетах;

Знать:

- о связи дисциплины «Технологическая оснастка» с другими дисциплинами общепрофессионального и специального цикла.

Уметь:

- работать с конструкторской документацией;

- работать в программе Excel;

- работать с информацией.

Задачи:

Воспитательная:

- способствовать воспитанию творческой активности студента;

- мотивировать профессиональный интерес студентов к изучению дисциплины;

- мотивировать умение работать в команде;

- способствовать формированию добросовестного отношения к получению знаний по своей специальности.

Образовательная:

- формировать знания у студентов о дисциплине «Технологическая оснастка»

Развивающая:

- содействовать развитию речи, умению технически грамотно выражать свои мысли, быть наблюдательным, активным;

- выделять главное, анализировать, делать выводы в полученной информации;

- ориентироваться в учебном материале, справочной литературе;

- привить навыки  работать в коллективе, команде, самостоятельно.

Методическая цель:

- показать возможность использования на занятиях развивающих технологий;

- продемонстрировать возможность использования развивающих методик; работа в команде, техническое мышление, индивидуально- рефлексивного обучения.

Методы и приемы:

-методы словесной передачи информации, слухового восприятия( приемы: информационный рассказ);

-методы наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации( приемы: мультимедийное сопровождение, демонстрация действующих моделей);

- методы передачи информации с помощью практической деятельности студентов( приемы: решение профессиональных задач);

- методы контроля( приемы; самооценка, взаимопроверка);

- методика концентрации внимания.

Принципы: последовательность, доступность, развитие коммуникативной личности, командного  духа.

Форма организации работы на занятии: командная, индивидуальная.

Межпредметные связи:

обеспечивающие дисциплины:

- инженерная графика;

- допуски, посадки и технические измерения;

- технология машиностроения;

- информатика.

обеспечиваемые дисциплины:

- технологическое оборудование;

- технологические процессы изготовления деталей машин;

- реализация технологических процессов изготовления деталей;

- технология выполнения токарных работ.

Учебно - методическое обеспечение: мультимедийное сопровождение урока, действующие демонстрационные модели приспособлений, ПК.

Дидактический материал: методические указания к лабораторной работе, таблицы ГОСТ, конструкторская документация.

Технические средства обучения: компьютеры, проектор, экран, доска и мел, модели приспособлений.

Ход работы учебного занятия

Этапы работы

Содержание работы

Время работы

 

Проверить  готовность к уроку: лабораторный комплект, письменные принадлежности.

2 мин

Организационный вопрос

Приветствие  студентов, проверка готовности к уроку.

Объявление темы: «Программный расчет погрешности базирования на один цилиндрический палец»

Цель урока: ознакомиться с основными схемами базирования заготовок в    приспособлении;

ознакомиться с методикой расчета погрешности базирования на цилиндрический палец; ознакомиться с методикой расчета погрешности базирования на основе данных чертежа; приобрести навыки чтения чертежей  приобрести навыки расчета погрешности базирования с применением программы Excel и таблиц Excel, по одному из вариантов  задания  произвести расчет погрешности базирования на один цилиндрический палец, с оформлением в таблице Excel.

Записать тему и цель занятия.

3 мин

Слайд 1

Теоретические сведения

Фронтальный опрос:

Что мы называем базированием.

Правило шести точек.

Что такое база, какие виды баз вы знаете?

Виды установочных элементов, применяемые в приспособлении.

10 мин

Лекция:

Определение суммарной погрешности.

Дать понятие из чего состоит погрешность установки.

Схемы базирования применяемые при проектировании приспособлений.

Демонстрация образцов приспособлений.

Формула расчета погрешности базирования на палец.

Слайд 2

20мин

Слайд 3

Слайды4,5,6,7

Образцы 1,2,3,4.

На доске.

Решение задачи у доски

Определить погрешность базирования детали на оправку. Решение в лекционных тетрадях.

Решает студент у доски. Таблицы ГОСТ

10 мин

Определение этапов проведения лабораторной работы.

Определение задания для рабочей группы из 2-х человек. Объяснение, как работать с программой ПК

 

5-мин

Экспериментальная часть

Командная работа с конструкторской документацией, таблицами ГОСТ, получение нужных параметров с чертежей. Работа с ПК в программе Excel ввод полученных данных и расчет. Проверка расчета, выполнения условий базирования.

30мин

Подведение итогов

Проверка знаний: контрольное тестирование.

10мин

По окончании практической части работы на учебных местах студенты  сдают лабораторную тетрадь  преподавателю для проверки. Оценка выставляется с учетом правильности  практического выполнения работы, а также ответов на тестовые вопросы.  На уроках «Технологическая оснастка» практические  и лабораторные работы помогают закрепить пройденный теоретический материал и подготовиться к выполнению курсового проекта. В представленной работе студенты научились определять схему базирования детали в приспособлении, установочные элементы приспособления, находить обозначения посадочных размеров детали и установочных элементов. Научились читать сборочный чертеж приспособления, разбираться в чертежах деталировки. Произвели расчет погрешности базирования для приспособления, данного по варианту задания. В курсовом проекте важной частью является определение схемы базирования в проектируемом приспособлении, расчет погрешности базирования, проверка правильности выбранной схемы базирования. Чему студенты и научились, выполняя лабораторную работу. Важно и то, что ребята в процессе работы пользовались знаниями, умениями, полученными на других дисциплинах инженерная графика, допуски, посадки и технические измерения; технология машиностроения, информатика. Итак, можно сделать вывод, что  одно из преимуществ лабораторно-практических занятий в сравнении с другими видами аудиторной учебной работы студентов состоит в том, что они интегрируют теоретико-методологические знания и практические умения студентов в едином процессе деятельности учебно-исследовательского характера.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аксенова, Л.Н. Развитие практической направленности обучения студентов в контексте будущей профессиональной деятельности [Электронный ресурс] / Л.Н. Аксенова // Успехи современной науки. -2017. -Т. 1. № 2.- С. 18-21.- Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=28830042

2. Вилигура, А.В. Особенности практического обучения в профессиональном обучении [Электронный ресурс] / А.В. Вилигура // Историческая и социально-образовательная мысль.- 2016.- № S1. С. 27-28. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=25862689

Категория: 5. Организация практического обучения в профессиональном образовании | Добавил: Kofanov (14.12.2018)
Просмотров: 384 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика