Воскресенье, 19.05.2024, 21:16
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы » 5. Организация практического обучения в профессиональном образовании

Организация производственной практики и практического обучения студентов на примере сотрудничества с профильной организацией

УДК 377.1

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ И ПРАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ НА ПРИМЕРЕ СОТРУДНИЧЕСТВА С ПРОФИЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

 

П.И. Кофанов, преподаватель,

 Ливенский филиал ОГУ им И.С. Тургенева, г. Ливны,

e-mail: pavel.kofanov@bk.ru

 

Аннотация. В данной статье рассматривается подход к самостоятельной практической деятельности студентов на основе междисциплинарного модуля «Разработка и администрирования баз данных» и организации учебного процесса в период прохождений производственной практики студентами 4 курса специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах.

На базе Ливенского филиала ОГУ им. И.С. Тургенева реализуется обучение по следующим рабочим специальностям СПО: программист, технолог, строитель, экономист. Студенты во время прохождения производственной практики имеют возможность трудоустраиваться преимущественно на предприятиях города Ливны и Ливенского района. Ливны является промышленным городом Орловской области, население которого не превышает 50 тыс. человек. На территории города функционируют несколько крупных предприятий, работающих в отрасли машиностроения таких как: АО ГМС «Ливгидромаш», ОАО «Промприбор», AО «Автоагрегат» и др. Также в городе функционируют филиалы компаний банков и крупных торговых сетей.

Основная часть студентов обучающаяся по специальности 15.02.08 Технология машиностроения уже в процессе обучения трудоустроены на предприятия города, преимущественно в АО ГМС «Ливгидромаш». Студенты, получающие профессию технолога уже с первого курса могут быть уверены, что будут трудоустроены на предприятиях города.  Также город Ливны постоянно преображается и облагораживается, поэтому студенты, осваивающие профессию техник-строитель уже к моменту прохождения производственной практики трудоустраиваются.

Ситуация с будущими техниками-программистами кардинально отличается. Студенты уверены, что они не востребованы, так как нет в городе фирм, специализирующихся на разработке программного продукта. Все предыдущие годы студенты во время прохождения производственной практики трудоустраивались в организации, в которых программист нужен был как побочный сотрудник, например, для разработки структуры базы данных для школы, органов местного самоуправления, малых частные предприятий, в большинстве случаев работа студентов не оплачивалась. Комплексная разработка специализированного программного обеспечения обычно заказывалась у сторонних организаций.

С недавнего времени к сотрудничеству с филиалом, кроме заводов, присоединилась фирма индивидуального предпринимателя Минаева К.О. Данная фирма разрабатывает программный продукт (база данных, сайт, приложение) для частных организаций в городе, а также обслуживает компьютерное оборудование мелких фирм, где отсутствует свой IT-отдел. В штате организации находятся несколько человек: руководитель организации, административный персонал (юрист-делопроизводитель, бухгалтер), оставшиеся часть сотрудников привлекается по мере необходимости путем заключения договора на выполнение определенного вида деятельности. В организации применяется соревновательная система при выполнении каждого заказа, т.е. при поступлении заказа задача и сроки ставятся не одному сотруднику (или группе сотрудников), а трем и более.  Для того чтобы исполнители представили свои версии продукта независимо друг от друга. Договор на выполнение работ заключается с тем исполнителем, чей вариант более всего подходит заказчику. Таким образом, в данную систему легко внедрить новых работников (к примеру - студентов), так как вносить в штат и выделять им какую-либо обособленную задачу необходимости не возникает.

При трудоустройстве на базу практики с каждым студентом в индивидуальном порядке проводилось собеседование, в ходе которого студент высказывается о своих предпочтениях: в применяемых для разработки кода языках программирования (PHP, Java, C++ и т.д.); в определенном виде деятельности (системное администрирование, разработка баз данных, создание программного приложения, верстка веб-сайта и т.д.). Кроме того, на собеседовании выявляется уровень знаний и умений в данной сфере. Предпочтения в IT-сфере студента сопоставляются с планом практики, на основе этого, предлагаются определенные проекты или задачи.

В ходе практики студенту предоставляются все условия для успешного освоения всех видов профессиональной деятельности. К примеру, студент может работать в офисе организации, удаленно (к примеру – дома), или на территории образовательного учреждения. Студент может в любой момент времени проконсультироваться с руководителем организации или компетентным в определенной сфере сотрудником, выбрав один из способов общения: личная встреча, звонок по телефону, мессенджеры.

Разработка программного продукта - специфичный вид деятельности, который позволяет удаленно проверять процесс выполнения работы. Студент может пересылать программные модули код файловые сервисы, электронную почту, облачные технологии, предоставить руководителю удаленный доступ к своему рабочему месту для проверки результатов работы, используя специализированные приложения (к примеру, TeamViewer).

При данном подходе к производственной практике успешно разрешаются следующие проблемы.

- Узкая специализация предприятия – места прохождения практики. Теперь студенту предоставлена возможность выбора проекта, в котором он будет участвовать. Ограничение осталось только одно - учебный план производственной практики в соответствии с ФГОС специальности 09.02.03, который устанавливает рамки производственной деятельности;

- «Жесткая привязка» к руководству организации (базы практики), руководство ИП предоставляет только задачу и некоторые пожелания клиента, предоставляя студенту, право самому выбрать каким средством разработки он выполнит данную задачу;

- Знакомство с рынком IT-технологий - студент участвует в проектах, конкурируя с другими разработчиками на общих условиях;

- Реальный опыт общения с клиентом - разработанный проект необходимо презентовать клиенту, в большинстве случаев некомпетентному человеку, «далекому» от специфики сферы IT-технологий.

Кроме всего вышеперечисленного нельзя упускать тот факт, что современную молодежь интересует финансовая сторона вопроса, и данный вид сотрудничества с организацией дает возможность студенту заработать реальные деньги. Пройдя реальный путь, почувствовав конкуренцию на рынке IT-услуг, презентовав свой продукт, продав его клиенту, студент получает заработную плату. Заинтересованность студента в последующем обучении, несомненно, возрастает. Студенты «отличники» уже знают свои ошибки и пробелы в знаниях, применив их в реальном проекте. Работая над проектом, студенты более ответственно начинают относиться к процессу обучения. Любая группа в образовательной организации - это ячейка общества, где студенты делятся своими достижениями, обращают внимание на достижения и успехи других, соревнуются между собой. Поэтому, после того как некоторые студенты начали успешно справляться с реальными заказами и получать за это плату, другие студенты, нейтрально-пассивно относившиеся к учебе, начали проявлять повышенный интерес к профессиональным дисциплинам.

 

 

Категория: 5. Организация практического обучения в профессиональном образовании | Добавил: Kofanov (14.12.2018)
Просмотров: 275 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика