Воскресенье, 19.05.2024, 15:07
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы » 5. Организация практического обучения в профессиональном образовании

Организация практико-ориентированного обучения на кафедре инженерного образования ливенского филиала огу им. и.с. тургенева

УДК 377.1

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА КАФЕДРЕ ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИВЕНСКОГО ФИЛИАЛА ОГУ ИМ. И.С. ТУРГЕНЕВА

 

Е.А. Звягина, доцент кафедры,

Д.А. Тупикин, доцент кафедры,

Ливенский филиал ОГУ им. И.С. Тургенева, г. Ливны

 

Аннотация. В статье рассмотрены основные направления организации практико-ориентированного обучения на кафедре инженерного образования филиала.

В условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов преподавателям образовательных организаций пришлось столкнуться с понятием «компетенция» и «компетентностный подход». Реализация компетентностного подхода предполагает, что студент-выпускник должен обладать не только знаниями, но и применять данные знания на практике, в конкретных профессиональных ситуациях. Для реализации такого подхода преподавателям спецдисциплин необходимо выбирать такие методы обучения, которые позволят сформировать у выпускника профессиональные компетенции и приобрести навыки практической работы по специальности, в связи, с чем профессиональное образование становится практико-ориентированным [1], [2].

На кафедре инженерного образования в рамках реализации компетентностного подхода используются и активные и интерактивные формы обучения, такие как лекция-визуализация, лекция-диалог, кейс-метод, метод проектов, компьютерная симуляция и др. На пример, при изучении нового материала по дисциплине «Гидромашиностроение» (специальность 15.02.08 «Технология машиностроения») применяются лекция-визуализация, на которой передача информации студентам сопровождается показом различных рисунков, структурно-логических схем, диаграмм с помощью ТСО и ЭВМ (слайды, видеозапись); лекция-диалог, в ходе которой производится разбор конкретных производственных ситуаций. По дисциплине «Машиностроительное производство» при проведении лекционных занятий в виде проблемной лекции обучающиеся приобретают новые знания в ходе решения проблемных ситуаций по направлениям «Организация инструментального хозяйства», «Организация ремонтного хозяйства» и др.

Для развития навыков анализа и критического мышления, соединения теории и практики, формирования навыков оценки альтернативных вариантов в условиях неопределенности на практических занятиях дисциплины «Машиностроительное производство» применяется кейс-метод. Разбор конкретных ситуаций с постановкой задачи, решение ситуационных задач, выполнение ситуационных заданий на занятиях по темам: «Технико-экономическое обоснование выбора варианта изготовления изделия на этапе технической подготовки производства», «Организация многостаночного обслуживания», «Организация рабочего места станочника» проводится в аудитории, при этом в процессе подготовительной работы, перед разбором конкретных ситуаций, студенты предварительно изучают описание ситуации. Анализ ситуации проводится фронтально с участием преподавателя.

Для самостоятельного приобретения студентами знаний и умений в процессе обучения на занятиях «Гидромашиностроение» применяется метод проектов. Тематика проектов выбирается с учетом выпускаемой продукции на предприятиях АО «ГМС Ливгидромаш», АО «Ливнынасос». Лучшие студенческие проекты представлялись на научно-практических конференциях и других открытых мероприятиях.

Приобретению общепрофессиональных и профессиональных компетенций выпускника способствуют практические и лабораторные работы. Как уже отмечалось, на данных видах занятий рассматриваются конкретные практические ситуации, обсуждаются производственные задачи. Лабораторные работы по дисциплинам «Технология гидромашиностроения», «Технологические методы восстановления и повышения износостойкости деталей машин», «CALS-технологии в машиностроении» непосредственно выполняются студентами, обучающимися по направлению 15.03.05, на ведущих предприятиях города. В ходе работ студенты изучают технологические процессы изготовления изделий насосостроения, современные методы повышения износостойкости деталей, принципы работы технологического оборудования, получают навыки работы с контрольно-измерительными средствами, применяемыми на производстве.

  

  

Рисунок 1 – Выполнение лабораторных работ на предприятиях города

Основная роль при формировании, развитии практических навыков и компетенций, связанных с будущей профессиональной деятельностью отводится производственной практике, которая состоит из двух этапов: практики по профилю специальности и преддипломной практики [1]. Базой для прохождения практики являются предприятия-партнеры филиала: АО «ГМС Ливгидромаш», ОАО «Промприбор», АО «Ливнынасос», ОАО «Автоагрегат», а также предприятия и организации города по выбору студентов. По итогам производственной практики студенты оформляют отчеты, где не только рассматривают историю, структуру предприятия, анализируют назначение его основных подразделений, но и представляют информацию о продукции завода, в разработке и производстве которой принимают участие, находясь на практике. Собранные материалы студенты используют при выполнении курсовых и дипломных проектов, выпускных квалификационных работ.

В последнее время при подборе тематики выпускных квалификационных работ приоритет отдается заявкам промышленных предприятий города с привлечением к совместному руководству ВКР  их ведущих специалистов. Студентам предлагается проектировать процессы механической обработки деталей новых перспективных изделий с учетом производственных условий, применения имеющегося на заводе технологического оборудования и оснастки. Совместное руководство проектами позволяет обучающимся подкреплять теоретические знания, получаемые на занятиях, практическим опытом и навыками высококвалифицированных специалистов заводов и более ответственно подходить к выполняемой работе.

Основная ответственность в реализации практико-ориентированного обучения возлагается на преподавателей, которые стремятся развить у студентов интерес к выбранной профессии, подготовить к осознанной трудовой деятельности. Но стоит отметить, что в практическом обучении участвуют и работодатели. Уже не один год в филиале при поддержке Ливенских заводов развиваются элементы дуальной системы образования. Данная система образования предусматривает сочетание обучения в учебном учреждении с периодами производственной деятельности. Учебный процесс организуется следующим образом: параллельно с обычными занятиями в учебном учреждении учащиеся работают на конкретном предприятии, где приобретают практический опыт. Такая форма подготовки работников технического профиля позволяет гибко совмещать прохождение теоретического курса и профессиональной подготовки специалистов непосредственно на рабочих местах и облегчить процесс профессиональной адаптации выпускников и их трудоустройство [3].

Сегодня практически 80% студентов 4 курса специальности 15.02.08 по приглашению АО «ГМС Ливгидромаш» работают в отделе главного технолога и конструкторских бюро завода. Сочетание обучения в филиале с производственной деятельностью способствует качественному усвоению теоретического материала по спецдисциплинам: «Гидромашиностроение», «Технологические процессы изготовления деталей машин», «Машиностроительное производство», «Организация и планирование процессов производства» и др. В целом, итогом совместной деятельности филиала и предприятия является высокий процент трудоустроившихся выпускников и подготовка специалистов, соответствующих потребностям завода, их быстрой адаптации к трудовой деятельности.

Одним из направлений дуальной системы образования является привлечение к процессу обучения специалистов, имеющих опыт профессиональной деятельности в соответствующих отраслях экономики. В настоящий момент на кафедре работают представители АО «ГМС Ливгидромаш», ОАО «Промприбор» и АО «Ливнынасос». Ежегодно эксперты от данных предприятий участвуют в организации контроля над качеством подготовки специалистов при проведении текущей и итоговой аттестации обучающихся.

На основе договоров о социальном партнерстве с предприятиями города с целью повышения профессионального уровня преподаватели кафедры периодически проходят стажировки на данных заводах. При стажировках определяется тематика научно-исследовательских работ с участием студентов СПО и ВО, реализуемых по запросу и на базе предприятий.

Вывод: Взаимодействие образовательных организаций с производством – это одна из составляющих современной модели профессионального обучения, поэтому должна быть продолжена работа по тесному взаимодействию кафедры с промышленными предприятиями города, заинтересованными в развитии качественного практико-ориентированного образования.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. среднего профессионального образования по специальности 15.02.08 Технология машиностроения, ПРИКАЗ от 18 апреля стандартФедеральный государственный образовательный 2014 г. N 350
  2. Еременко Л. Е. Особенности организации практического обучения в колледже [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 267-269. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6306/ (дата обращения: 06.12.2018)
  3. Шарипова А.Ж. «Дуальное обучение – перспективная система обучения» — URL https://infourok.ru/dualnoe-obuchenie-perspektivnaya-sistema-obucheniya-494953.html (дата обращения: 06.12.2018)
Категория: 5. Организация практического обучения в профессиональном образовании | Добавил: Kofanov (14.12.2018)
Просмотров: 360 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика