Воскресенье, 19.05.2024, 14:03
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы » 4. Информационные технологии в системе профессионального образования

Проектное обучение как современная педагогическая технология

УДК 378.147

ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СОВРЕМЕННАЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

 

Е.Н. Шатохина, преподаватель,

Ливенский филиал ОГУ им И.С. Тургенева, г.Ливны

 

Аннотация. В данной статье рассматривается проектное обучение как одна из инновационных образовательных технологий образования. Умение использовать метод проектов является показателем высокой квалификации педагога, его прогрессивной методики преподавания.

В настоящее время использование информационных технологий для студентов образовательных учреждений определяется основными факторами: повышением качества образования и профессиональной подготовки, адаптацией к социальным изменениям при получении данных технологии.

Учитываются основные области применения информационных технологий. Это технологии, направленные на развитие интеллекта студента или, иначе, комфортной развивающей среды, ориентированной на повышение профессиональных качеств будущего специалиста. Информационные технологии - это содержание образования, то есть качественный показатель профессиональной подготовки, который в будущем покажет профессиональный рост специалиста, совершенствование в своей конкретной области. Так будет формироваться личность в условиях быстрорастущей информатизации. Функциональность современных технологий предлагает образовательному процессу реализацию огромного количества возможностей.

Приоритетной целью современного профессионального образования является воспитание человека, готового учиться, умеющего творчески мыслить и находить нестандартные решения. Стремительно развивающиеся технологии расширяют практику обучения, что требует применения новых технических средств, совершенствования методов обучения. С этой точки зрения проектная деятельность становится наиболее перспективной для приобретения знаний.

Целью проектного обучения является создание среды для студентов, в которой они:

- самостоятельно с желанием могут получить недостающие знания из разных источников;

- способны научиться использовать полученные знания для решения сложных научных проблем;

- самостоятельно приобретают навыки общения, работая в разных группах;

- развивают научно-исследовательские навыки.

Проект формирует у студента выявление интеллектуальных способностей и коммуникативные качества, чтобы показать уровень знаний и умений, а также способность к самообразованию и саморегуляции. В контексте работы над проектом синтезируется информация из смежных дисциплин, интегрируются наиболее эффективные пути решения проблем, к которым стремится проект. Совместная деятельность действительно показывает широкие возможности для совершенствования студентов в постановке целей, определение наилучшего средства достижения этих целей заключается в всесторонней проверке эффективности личности.

Работа по применению проектного метода заключается в следующем. Покажу на примере решения элементарной задачи, для этого необходимо указать интервал от а до в, на котором указывается любое число. Все студенты пытаются отгадать это число.

Можно придумать самые разные вариации этой задачи, и поэтому блок-схема решения этой задачи будет отличаться. Например, на компьютерные вопросы вместо «да» или «нет» отвечают — «равно», «меньше», «больше».

Другой вариант, когда число определяется за конкретное число шагов. Предлагаю сформулировать алгоритм нахождения этого числа. Эту же задачу можно расширить, добавив новые условия по мере возникновения вопросов и разногласий, для лучшей ее реализации. Обсуждая вопрос о привлекательности программы, пришли к результату, что хорошо бы добавить графику, анимацию, тем самым улучшить интерфейс и т. д. Далее этим заданием я уже не пользуюсь, привлекая студентов к более сложным задачам, потому что необходимые знания уже позволяют это делать.

При дальнейшем изучении дисциплины Основы программирования, студенты пробуют создать рабочий макет игры Bashe (тема Циклы), затем реализовать программы-тесты по различным предметам (при изучении тем Массивы, Строковые типы данных и др.). Тестирование программ может быть улучшено и оптимизировано по мере изучения следующих тем по программированию, таких как Подпрограммы, Модули, Файлы  и др., или для реализации проектов больших игр. На первоначальном этапе темой проекта может служить программирование простейших игровых программ на языках программирования Pascal и Delphi. И уже при наработке определенного коэффициента умений навыков и знаний дети могут приступить к решению и реализации любой задачи, поставленной преподавателем.

Студенты, увлеченные программированием, исследуя тему, ценную с их точки зрения для будущей профессии, интересную и необходимую в практическом использовании преподавателями и сокурсниками, моделируют всевозможные ситуации. Примерами таких программ служат интеллектуальные разработки-игры , такие как: «Шахматы», «Морской бой», программа по комплектованию компьютерных составляющих и др. Все эти работы оценены наградами на различных конкурсах и очных конференциях по информатике и информационным технологиям.

В процессе детального усвоения теоретического материала по пути проектов разрабатываются и тестируются блоки занятий по всем возможным дисциплинам.

Проект, основанный на учебном материале, направлен в увеличение и взаимообогащение познаний и умений обучающихся по предмету за счет применения добавочной литературы, а также на повышение навыков в научно-исследовательском процессе и общей эффективности. Завершающей стадией работы над проектом считается защита в виде демонстрации готового программного продукта.

Методика проектов в этом случае дает возможность студентам трудиться в небольших группах. Использование такой тактики обучения, естественно, окажет влияние на повышение качества образования. Интересно, что меняется процедура передачи и приобретения знаний: не учитель ученику, а уровень «равный – равный». Каждый из уровней обогащен новейшими данными, что, конечно же, улучшает качество образовательного процесса.

Следовательно, метод проектов можно считать результативной инноваторской технологией. Правильно организованная работа над проектом оказывает положительное воспитательное воздействие на студентов, способствует самостоятельному приобретению знаний и опыта непосредственных личных контактов с реальной жизнью, развитию самостоятельности, критического мышления, инициативного мышления. Объем знаний, необходимых студентам для обучения, не только значительно увеличивается, но и быстро обновляется, что определяет направление образовательного процесса на овладение новыми навыками и способностями студентов, а также стремление к непрерывным исследованиям и саморазвитию. Это в значительной степени поможет выпускникам достойно проявить себя в рабочей силе по окончании обучения.

Проектное обучение является эффективным инструментом адаптации и развития самостоятельности студентов, вовлеченности в научно-исследовательскую работу и развития творческого потенциала.

Грамотно организованная работа по проекту оказывает позитивное воспитательное воздействие на студентов, содействует независимому получению знаний и опыта непосредственного контакта с реальной жизнью, формированию самодостаточности, критического и инициативного мышления. Размер познаний, требуемых обучающимся для обучения, не только значительно увеличивается, но и быстро обновляется, что определяет ход образовательного процесса на овладение новыми способностями и умениями студентов. Студентом движет желание к непрерывным исследованиям и саморазвитию. Это в значительной степени поможет выпускникам достойно показать себя в рабочей силе по окончании обучения.

Учебный проект является эффективным инструментом в развитии и адаптации с учетом самостоятельности студентов, участия в исследованиях и формировании креативных возможностей.

 

Категория: 4. Информационные технологии в системе профессионального образования | Добавил: Kofanov (14.12.2018)
Просмотров: 296 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика