Воскресенье, 19.05.2024, 12:11
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы » 4. Информационные технологии в системе профессионального образования

Применение в учебном процессе программы «компас-3d» для подготовки квалифицированных специалистов технических специальностей

УДК 378.147

ПРИМЕНЕНИЕ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ПРОГРАММЫ

«КОМПАС-3D» ДЛЯ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

 

Н.В. Заприкута, А.А. Заприкута, преподаватели,

 Мценский филиал ОГУ им. И.С. Тургенева,  г. Мценск,

e-mail: zapric@yandex.ru

 

Аннотация. В данной статье рассмотрены положительные моменты применения в учебном процессе системы автоматизированного проектирования «Компас-3D» при подготовке специалистов технических специальностей. Это позволит формировать профессиональные навыки и умения будущих специалистов, способных более эффективно решать профессиональные задачи на рабочем месте.

Потребность в высококвалифицированных кадрах на сегодняшний день стоит наиболее остро. В соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов выпускники должны владеть не только набором профессиональных знаний, умений, навыков и компетенций, но и быть готовыми к освоению новых знаний, обеспечивающих профессиональную конкурентоспособность. Внедрение информационных технологий в учебный процесс позволяет более эффективно решать поставленные задачи, повышая качество обучения и уровень подготовки будущих специалистов, умеющих использовать современные компьютерные технологии и программное обеспечение в своей профессиональной деятельности.

Процесс автоматизации затронул практически все сферы современного производства. На промышленных предприятиях широко используются автоматизированные системы проектирования для проектирования различной продукции и разработки конструкторской документации. Поэтому при подготовке выпускников технических специальностей большое внимание следует уделять обучению работы с программным обеспечением профессиональной направленности. 

Данные задачи реализовываются на дисциплинах: «Информационные технологии в профессиональной деятельности», «Компьютерная графика», которым предшествует традиционное изучение инженерной графики с использованием чертежных инструментов и которых явно недостаточно для разработки конструкторской документации с помощью ПК.

 На сегодняшний день существует большое число разработок в сфере систем автоматизированного проектирования (САПР), среди которых семейство программ Российской компания ЗАО «АСКОН»: Компас-График, Компас-3D, Компас-Электрик, Компас-Строитель. Они нашли широкое применение в машиностроении, строительстве, электротехнике, электронике для автоматизации процесса проектирования.

Внедрение САПР Компас-3D в учебный процесс обусловлено тем, что эта программа является бесплатной и доступной для обучения студентов. Применение Компас-3D позволяет научить будущих выпускников технических специальностей создавать чертежи, сборочные единицы и трехмерные модели.

Умение создавать трехмерные объекты является одним из требований современных работодателей промышленных предприятий, если речь идет о конструкторской работе. Процесс моделирования способствует развитию навыков грамотного проектирования любого объекта. Модель, выполненная в трехмерном пространстве, является цифровым аналогом проектируемого объекта. Студент при этом овладевает тонкостями конструирования, а сама модель может быть использована в учебном процессе.

Обучение идет по принципу от простого к сложному.

Сначала студенты знакомятся с интерфейсом программы Компас-3D, осваивают приемы настройки, учатся создавать двумерные чертежи: изучают геометрические построения и приемы вычерчивания контуров технических деталей, простановку размеров, при этом приобретают навыки построения перпендикулярных и параллельных линий, сопряжений, многоугольников и т.д., осваивают основные команды и операции построения пространственных чертежей.

В отличии от традиционных методов создания чертежей, использование САПР «Компас-3D» сокращает время выполнения чертежа, улучшает его качество. Чертеж, выполненный с помощью САПР, проще корректировать: исправлять в нем ошибки и неточности. Недостатком двумерного проектирования является то, что чертежи не дают полного визуального представления об изучаемых технических деталях и механизмах, а изучить их в реальных условиях не всегда представляется возможным. Сложность еще появляется тогда, когда нет наглядных пособий (макетов) различных деталей и механизмов. Поэтому в процессе обучения достаточное внимание уделяется построению трехмерных моделей деталей. Трехмерный редактор, входящий в систему «Компас-3D», позволяет создавать 3-х мерный объект на основе чертежа, с использованием простейших геометрических фигур, а также мгновенно сделать необходимые разрезы и увидеть детали и механизмы в разных проекциях. Это способствует развитию образного мышления, формированию умения преобразовывать форму предметов, изменять их положение и ориентацию в пространстве.

Значительно облегчают конструкторскую деятельность прикладные библиотеки, встроенные в программу «Компас-3D». Входящее в систему огромное количество библиотек объектов, автоматизирует выполнение всевозможных специализированных задач. Студенты учатся подключать и использовать их в своих проектах.

На основе полученных умений и навыков работы в САПР «Компас-3D» происходит дальнейшее углубленное изучение возможностей программы, что позволяет осуществить переход к построению сборочных единиц, которое комплексно сочетает в себе все изученные ранее умения: построение плоскостных чертежей, построение трехмерных моделей деталей, работа с библиотеками.

Также студенты электротехнической специальности приобретают навыки построения электрических схем, используя Компас-Электрик, который позволяет вставлять условные графические обозначения (УГО) из библиотеки в схему, обрабатывать и выполнять операции; автоматически расставлять УГО на схеме электрических соединений, схеме подключений и схеме общей; строить и редактировать линии электрической связи, групповых линий связи, электрических шин;  полуавтоматически формировать технологическую карту раскладки проводов; вручную и автоматически расставлять маркировку проводов; экспортировать документы проекта в Компас-График; вставлять спецсимволы линий связи; добавлять в проект 3D-модели и текстовые документы системы Компас; централизованно производить корректировки электрических связей в изделии.

Использование САПР «Компас-3D» в учебном процессе приводит к следующим положительным моментам: повышается скорость создания и автоматического формирования документации проекта; повышается качество оформления конструкторской и технологической документации, т.к. элементы оформления чертежей полностью соответствуют требованиям ЕСКД.

Успешное освоение приемов работы в САПР «Компас-3D» способствует выполнению студентами выпускной квалификационной работы и в дальнейшем позволяет выпускникам легче адаптироваться на рабочем месте.

Таким образом, постоянное применение компьютерных технологий, расширяющих сферу профессиональной деятельности, приводит к необходимости освоения выпускниками технических специальностей соответствующего программного обеспечения.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бабенцева, О.Д., Вотякова, Л.Р. Особенности применения САПР в учебном процессе / О.Д. Бабенцева, Л.Р. Вотякова // Будущее науки – 2018: сборник научных статей 6-й Международной молодежной научной конференции. В 4-х томах. – Курск, 2018. – С.143-145.
  2. Овтов, В.А. Использование Компас в инженерно-графическом образовании Аграрного вуза / В.А. Овтов // Современные тенденции развития науки и образования: материалы международной (заочной) научно-практической конференции. Научно-издательский центр «Мир науки». – Прага, 2016. – С.642-645.
  3. Савельев, А.Н. Организация проектной деятельности студентов / А.Н.  Савельев // Организация проектной деятельности обучающихся с использованием дистанционных образовательных технологий: сборник материалов Регионального научно-практического семинара. – Орехово-Зуево, 2016. – С.192-199.
Категория: 4. Информационные технологии в системе профессионального образования | Добавил: Kofanov (14.12.2018)
Просмотров: 371 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика