Воскресенье, 19.05.2024, 11:39
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы » 4. Информационные технологии в системе профессионального образования

Использование информационных технологий в практикоориентированной подготовке как фактор эффективного повышения компетентности специалистов

УДК 377.6

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ  В ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКЕ КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОГО ПОВЫШЕНИЯ  КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ

Т. А. Ноздрачева, Ю. К. Сотников, преподаватели,

 факультет среднего профессионального образования

Политехнический институт им. Н.Н. Поликарпова

ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет

имени И.С. Тургенева», г. Орел,

е-mail: tan9102031739@yandex.ru

Аннотация. В статье описываются направления развития коммуникативно-информационной  культуры на факультете СПО по специальности «Автоматизация технологических процессов и производств»

Новые информационные технологии и расширение компьютерной базы позволяют модернизировать и интенсифицировать учебный процесс, он становится более эффективным за счет реализации дидактических возможностей и активизации учебно-познавательной деятельности, более интересным, интерактивным, позволяющим включать различные каналы восприятия информации, что, несомненно, повышает качество знаний студентов, тем более что уровень  общей и профессиональной компетентности молодых специалистов оценивается способностью самостоятельно приобретать новые знания и применять их на практике. Наряду с этим  внедрение  в учебный процесс компьютерной техники, особенно с включением ее в активную зону формирования квалификационно­го потенциала участников социального взаимодей­ствия (как студентов, так и преподавателей) происходит активный процесс  дальнейшего развития  ин­формационной культуры.       

Развитие коммуникативно-информационной  культуры на факультете СПО ОГУ имени И.С. Тургенева по специальности «Автоматизация технологических процессов и производств» происходит  по двум направлениям: первое   использование ПЭВМ для получения  дополнительной информации при самостоятельной подготовке, обработки и применения   ее в конкретной технической области; второе - автоматизация разнообразных процессов в широчайшем спектре, на верхнем уровне которого — станки с программным управлением, автоматические линии по изготовлению устройств сложной техники, системы контроля и управления ком­плексными процессами или устройствами; нижний уровень — встраиваемые контроллеры, находящие применение в  системах автоматизации, бытовой технике и транспорте и др..

Первое направление дает возможность знакомиться со структурой и работой устройств на базе микроконтроллера и таким образом способствует изучению основ построения цифровой техники и средств автоматизации. Кроме того, происходит знакомство с основами алгоритмизации и методикой написания простейших программ и их отладкой.

Второе направление позволяет знакомиться с работой в среде прикладных программ. Постоянное совершенствование электронных устройств, в частности внедрение БИС-микросхем и многослойных плат, привело к тому, что их конструирование стало практически невозможным без средств автоматизации (САПР). Эти задачи успешно решаются на персональных компьютерах с применением специализированного программного обеспечения.

Так как теперь возникла необходимость готовить не просто молодого конкурентоспособного профессионала, а адаптированного к современным реалиям специалиста, готового работать бок о бок с умными аппаратами и робототехникой, постоянно расширять свои знания. Важную роль в процессе трудовой социализации личности будущего специалиста играют различные виды практик. По итогам освоения рабочей профессии по профилю специальности ежегодно на факультете проводится конкурс профессионального мастерства. Победители этого конкурса являются участниками регионального соревнования рабочих профессий  по программе «WorldSkills Russia», связанного с  применением вычислительной техники в сфере профессиональной деятельности.

Анализ процессов интенсивного внедрения информационных технологий в учебный процесс по специальности 15.02.07 на факультете СПО  имеет положительные результаты: возросла личная заинтересованность студентов в уровне профессиональной компетентности, в том числе на уровне самооценки; преподаватели факультета получили возможность через проектную деятельность студентов иллюстрировать возможности практического применения получаемых студентами знаний;    при формировании заданий по дипломному проектированию для студентов ФСПО по специальности 15.02.07 выпускающая кафедра «Технология машиностроения, автоматизация и электрооборудование» получила дополнительную возможность подбора тематики проектов с реальным техническим подтверждением, при разработке которых применяется прикладное программное обеспечение (разработка электронных схем устройств, их рисование, получение топологии печатной платы); студенты более подробно знакомятся с требованиями    российских    стандартов,    (ЕСКД, ГОСТов, ОСТов), касающихся разработки и выпуска конструкторской документации.

Компьютерная грамотность и навыки компьютерно-опосредованного общения молодых специалистов, выпускников средний специальных учебных заведений, владение ими современными информационными технологиями, получение дополнительного образования или рабочей профессии, связанной с  применением вычислительной техники в сфере профессиональной деятельности, повышают уровень профессиональной компетентности выпускников средних профессиональных заведений в современный рынок труда, делают более качественным их социализационный потенциал, а также формируется потенциал человеческого взаимодействия в условиях компьютерно-опосредованного общения.

 

 

Категория: 4. Информационные технологии в системе профессионального образования | Добавил: Kofanov (14.12.2018)
Просмотров: 325 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика