УДК 377:004
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
О.А. Анцупова, преподаватель,
Ливенский филиал ОГУ им. И.С. Тургенева, г. Ливны,
e-mail: olga-stroitel@mail.ru
Аннотация. В данной статье обсуждается внедрение информационных технологий в образовательный процесс. Рассмотрены основные направления внедрения компьютерных технологий в образование и основные задачи. Сделаны выводы о применении информационных технологий в современном обществе.
В современных условиях существенно возрастает роль образования, растут потребности общества в образовательных услугах. Спрос в современном обществе на качественные образовательные услуги сегодня превышает предложение. Ограничение предложения образовательных услуг во многом определяется нехваткой высококвалифицированных преподавательских кадров. Среди других проблем образования выявляется потребность обучаемых в новых образовательных ресурсах.
Чтобы система образования была готова принять вызовы XXI века, необходимы определенные преобразования системы на базе использования современных информационных технологий. Основные надежды возлагаются на создание и сопровождение информационно-образовательных сред открытого обучения, на развитие новых объектных технологий создания баз учебных материалов, наряду с развитием традиционных технологий разработки электронных учебников.
Вопрос о роли современных информационных и коммуникационных технологий в процессе совершенствования сложившейся образовательной системы является актуальным на протяжении последних двух десятилетий. Однако, наибольшую «остроту» он получил в ходе внедрения в практику учебного процесса относительно недорогих и поэтому доступных персональных компьютеров, объеденных как в локальные сети, так и имеющих выход в глобальную сеть Internet . Для успешной реализации программы модернизации среднего профессионального образования, во многом базирующегося на компьютеризации и «интернетизации», потребуется не только современное техническое оснащение учебных заведений, но и соответствующая подготовка педагогов и организация системы образования.
В связи с вышеизложенным, в сфере образования начинает формироваться новая перспективная предметная область — "Информационные технологии в образовании". К этой области относится проблематика интеллектуальных обучающих систем, информационных образовательных сред. Эта область тесно соприкасается, с одной стороны, с педагогическими и психологическими проблемами; с другой стороны, с результатами, достигнутыми в таких научно-технических направлениях, как телекоммуникационные технологии и сети; компьютерные системы обработки информации и многие другие. Неотъемлемой и важной частью развития среднего профессионального образования является компьютеризация образования.
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением изменений в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению обучающихся в информационное общество. Компьютерные технологии призваны стать не просто дополнением в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.
В настоящее время принято выделять следующие основные направления внедрения информационных систем в образовании:
- использование компьютерной техники в качестве средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его качество и эффективность;
- рассмотрение компьютера и других современных средств информационных технологий в качестве объектов изучения;
- уклон в сторону практико-ориентированного обучения для подготовки специалистов, востребованных на рынке труда;
- организация коммуникаций на основе использования средств компьютерных технологий с целью передачи и приобретения педагогического опыта, методической и учебной литературы;
- совершенствование управления учебным процессом на основе использования системы современных информационных технологий.
Проникновение современных информационных технологий в сферу образования позволяет преподавателям качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения.
Информационные технологии призваны выполнять следующие основные задачи:
1. Совершенствование всех уровней учебно-воспитательного процесса за счет применения средств современных компьютерных технологий: повышение эффективности и качества процесса обучения; повышение активности познавательной деятельности; углубление межпредметных связей; увеличение объема и оптимизация поиска нужной информации.
2. Формирование личности студента, его подготовка к комфортной жизни в условиях современного информационного общества: развитие различных видов мышления; развитие коммуникативных способностей; формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации; формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации; формирование умений осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность.
3. Работа на выполнение социального заказа общества: подготовка информационно грамотной личности; подготовка специалистов в определенной предметной области, востребованных на рынке труда.
Информатизация образования ведет к изменению существенных сторон процесса обучения. Изменяется деятельность преподавателя и обучающегося. Студент может владеть большим количеством разнообразной информации, обрабатывать ее, имеет возможность влиять на образовательные процессы. Преподаватель также освобождается от рутинной работы и получает возможность анализировать процесс обучения, отслеживать развитие обучающегося. Однако следует отметить, что подавляющая масса преподавателей не готова к переходу от традиционных методов обучения к использованию информационных технологий в процессе образования. Компьютеры пока используется в основном как вспомогательное средство обучения, а не основное. Использование информационных технологий способствует улучшению образовательной деятельности, расширению границ процесса обучения, повышению эффективности индивидуальной деятельности обучающихся. Помимо основной образовательной функции, компьютерные технологии помогают развить и творческие навыки студента, а также значительно расширить его кругозор. Также информационные технологии в значительной мере повышают мотивацию людей к обучению, проведению различных научно-исследовательских работ, экспериментов, созданию инновационных проектов и статей. Я считаю, что в наш XXI век компьютеров, применение информационных технологий в образовании является необходимостью, способной подготовить учащихся к жизни и работе в современном информационном обществе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Информатизация общего среднего образования: пособие / под ред. Д.Ш. Матроса - Москва: Педагогическое общество России, 2010.
- Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании [Текст]: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / И.Г. Захарова - Москва: Академия, 2003. – 112 с.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / под ред. Е.С. Полат. - Москва: «Академия», 2010.
- Башмаков, А.И. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем [Текст]: учебник /А.И. Башмаков, И.А. Башмаков — Москва: “Филинъ”, 2003.
- Норенков, И.П. Информационные технологии в образовании [Текст]: учебник /И.П Норенков, А.М. Зимин — Москва: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2004.
|