Воскресенье, 19.05.2024, 13:15
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы » 4. Информационные технологии в системе профессионального образования

Глобальные тенденции применение информационных технологий в профессиональном образовании

УДК:  377(004)

ГЛОБАЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

 

А.К.Джавадов, доцент, доктор биологических наук,

Мценский филиал ОГУ им. И.С. Тургенева, г. Мценск,

e-mail: abulfat@inbox.ru

 

Аннотация. В данной работе изложены причины глобальных тенденций использования информационных и коммуникационных технологий в образовании, а также о роли и необходимости педагогам учебных заведений обучении и выбора наиболее подходящие способы  эффективного включения   информационных   и   коммуникационных   технологий в процесс образования.

Информационные и коммуникационные технологии являются одним из основных факторов формирования новой глобальной экономики и быстрых изменений в обществе.

За последние десять  лет  новые средства  информационных и коммуникационных технологий коренным образом изменили способы деловой деятельности и общения между людьми. Их появление привело к серьезным преобразованиям в промышленности, сельском хозяйстве, медицине, коммерческой деятельности, машиностроении и других областях. ИКТ обладают потенциалом для изменения характера образования – меняются как модели учебного процесса, так и роли учащихся и преподавателей в нем.

Учреждения, ведущие подготовку преподавательских кадров, стоят перед выбором – либо выступить с инициативой реорганизации обучения, либо смириться с отставанием от процессов быстрых технологических преобразований.

Чтобы работники образования смогли в полной мере воспользоваться преимуществами, которые обеспечивает применение информационных и коммуникационных технологий, необходимо готовить к этому как студентов учебных заведений, так и практикующих преподавателей. Вся инфраструктура, обеспечивающая подготовку преподавателей, должна занять лидирующие позиции в перестройке образования; необходима разработка новых педагогических моделей и нового инструментария для поддержки учебного процесса.

Педагоги должны научиться самостоятельно  определять  наиболее подходящие  способы  эффективного включения   информационных   и   коммуникационных   технологий в процесс образования с учетом присущих их стране специфических условий (содержания учебного процесса, культурной среды, экономической ситуации и потребностей общества).

Как отмечается во Всемирном докладе ЮНЕСКО по образованию  «Учителя, педагогическая деятельность и новые технологии», новое поколение вступает в мир, который претерпевает изменения в научно-технической,  политической, экономической, социальной и культурной сферах. Возникновение «общества глобальной компетентности», изменяет как глобальную экономику, так и статус системы образования.

В среде политических деятелей, руководителей деловых кругов и профессионалов, занимающихся подготовкой преподавателей, растет осознание того, что система   образования, предназначенная для подготовки специалистов в условиях экономики, основанной на доминировании сельского хозяйства или  промышленности, не сможет сформировать у учащихся знания и умения, которые позволят им преуспеть в экономических условиях «общества глобальной компетентности» XXI века.

Новое «общество глобальной компетентности» характеризуется следующими особенностями:

• объем знаний, порождаемых в мировом сообществе, удваивается каждые два-три года;

• ежедневно в мире публикуется 7000 научных и технических статей;

• объем информации, пересылаемой через искусственные спутники Земли в  течение двух недель, достаточен для заполнения 19  миллионов томов.

В настоящее время появляются новые возможности, которые уже оказывают мощное воздействие на удовлетворение базовых образовательных потребностей, но совершенно ясно, что потенциал этих новых возможностей в плане образования практически не используется. Эти новые возможности существуют главным образом благодаря действию двух взаимодополняющих факторов, каждый из которых возник недавно в качестве побочного продукта общего процесса развития. Во-первых, объем имеющейся в мире информации (значительная ее часть касается вопросов выживания и благосостояния) растет экспоненциально превышая объем информации, имевшейся всего лишь несколько лет тому назад, и темпы его роста ускоряются. Воздействие этого фактора значительно усиливается, когда оно подкрепляется еще одним современным достижением – новыми возможностями коммуникации между жителями нашей планеты. Существует возможность поставить этот фактор под контроль и позитивно, сознательно и целенаправленно использовать его для того, чтобы содействовать удовлетворению выявленных образовательных потребностей.

Главная проблема, с которой столкнулись системы образования, заключается в том, что необходимо определить, каким образом следует преобразовать учебную программу и процесс подготовки преподавателей, чтобы сформировать у учащихся навыки, которые позволят им эффективно работать в новой динамичной, информационно насыщенной и постоянно изменяющейся среде.

Глобальная экономика, основанная на технологиях, также ставит новые задачи перед отдельными странами по мере того, как национальные экономики во все большей степени приобретают транснациональный характер, а обмен информацией, технологиями, продуктами, капиталом и человеческими ресурсами между странами увеличивается. Новые экономические условия  благоприятствуют наступлению новой эры глобальной конкуренции на рынке товаров, услуг и профессионального опыта. Все эти перемены приводят к серьезным изменениям в политических, экономических и социальных структурах во многих странах мира. В индустриально развитых странах основой экономики становятся информационные ресурсы, а не промышленность. Такая перемена обуславливает необходимость в обучении рабочих и служащих новым знаниям и умениям.

Информационные и коммуникационные технологии изменили характер работы и виды навыков, которые нужны в большинстве областей профессиональной деятельности. Распространение ИКТ, с одной стороны, способствовало появлению широкого спектра новых профессий (многих из них не было всего десять лет назад), но с другой стороны, исключило потребность во многих видах неквалифицированного или малоквалифицированного труда. Так, новая «интеллектуальная» сельскохозяйственная техника, основанная на передовых цифровых и промышленных технологиях, способна заменить большое количество низко квалифицированных сельскохозяйственных работников. Кроме того, новым производственным предприятиям требуется все меньше рабочих с низкой квалификацией. Как показало исследование, проведенное в Канаде, в высокотехнологичных компаниях низко квалифицированные кадры составляют лишь 10% от общей численности персонала.

В свете этих тенденций перед системами образования встают новые задачи по формированию у учащихся знаний и умений, необходимых для того,  чтобы преуспеть в новой динамичной среде, характеризующейся быстрыми технологическими изменениями и возрастающими темпами создания  новых знаний. К образованию привлечено внимание тех новых сил в области образования, технологий и политики, которые будут определять структуру систем образования в мире в наступившем веке. Многие страны направляют свои усилия на перестройку процессов преподавания и обучения с тем, чтобы подготовить учащихся  к жизни в «обществе глобальной компетентности», основанном на информации и технологиях. В докладе ЮНЕСКО по образованию «Учителя, педагогическая деятельность и новые технологии» также отмечается, что новые технологии бросают вызов традиционным концепциям преподавания  и  обучения.

Информационные и коммуникационные технологии предоставляют в распоряжение общества мощные средства для преобразования нынешней классно-урочной модели образования, в которой центральная роль принадлежит преподавателю и основной является работа с текстами, в богатую, ориентированную на учащегося, интерактивную среду для работы со знаниями. Чтобы справиться с такими задачами, учебные заведения должны освоить новые технологии и приспособить инструментарий ИКТ для использования в учебном процессе. Конечной целью становится переход к новой парадигме обучения. Эта цель не будет достигнута, если не изменить традиционный подход к процессу обучения и не осознать возможности новых цифровых технологий, которые позволяют создавать новые, более привлекательные для учащихся, учебные среды. Работа в изменившихся условиях позволит школьникам и студентам принимать на себя большую долю ответственности за результаты учебы и  формирование собственной системы знаний.

Широко распространено мнение, согласно которому методы преподавания, практикуемые во многих учебных заведениях, недостаточно эффективны для того, чтобы подготовить учащихся к будущей жизни. Многие из тех, кто занимается подготовкой преподавателей,    а    также    руководители    предпринимательских и государственных структур полагают, что в соответствии с целями обучения «смена парадигмы», наряду с применением информационных и коммуникационных технологий, может сыграть важную роль в приведении систем образования в соответствие с требованиями информационно насыщенного «общества глобальной компетентности».

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Иформационные и коммуникационные технологии в образовании: монография / Под. редакцией Бадарча Дендева. – М.: ИИТО ЮНЕСКО, 2013. – 320 с.

2.Полат Е.С. Проблемы образования в канун XXI века // Эйдос: журнал центра дистанционного образования «Эйдос». – М.: Эйдос. -1998. - № 1

3.Роберт, И.В. Современные информационные технологии в образовании:

дидактические проблемы, перспективы использования / И.В. Роберт. – М.: Школа-Пресс, 1994

 

Категория: 4. Информационные технологии в системе профессионального образования | Добавил: Kofanov (14.12.2018)
Просмотров: 2441 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика