УДК: 377(004)
ГЛОБАЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
А.К.Джавадов, доцент, доктор биологических наук,
Мценский филиал ОГУ им. И.С. Тургенева, г. Мценск,
e-mail: abulfat@inbox.ru
Аннотация. В данной работе изложены причины глобальных тенденций использования информационных и коммуникационных технологий в образовании, а также о роли и необходимости педагогам учебных заведений обучении и выбора наиболее подходящие способы эффективного включения информационных и коммуникационных технологий в процесс образования.
Информационные и коммуникационные технологии являются одним из основных факторов формирования новой глобальной экономики и быстрых изменений в обществе.
За последние десять лет новые средства информационных и коммуникационных технологий коренным образом изменили способы деловой деятельности и общения между людьми. Их появление привело к серьезным преобразованиям в промышленности, сельском хозяйстве, медицине, коммерческой деятельности, машиностроении и других областях. ИКТ обладают потенциалом для изменения характера образования – меняются как модели учебного процесса, так и роли учащихся и преподавателей в нем.
Учреждения, ведущие подготовку преподавательских кадров, стоят перед выбором – либо выступить с инициативой реорганизации обучения, либо смириться с отставанием от процессов быстрых технологических преобразований.
Чтобы работники образования смогли в полной мере воспользоваться преимуществами, которые обеспечивает применение информационных и коммуникационных технологий, необходимо готовить к этому как студентов учебных заведений, так и практикующих преподавателей. Вся инфраструктура, обеспечивающая подготовку преподавателей, должна занять лидирующие позиции в перестройке образования; необходима разработка новых педагогических моделей и нового инструментария для поддержки учебного процесса.
Педагоги должны научиться самостоятельно определять наиболее подходящие способы эффективного включения информационных и коммуникационных технологий в процесс образования с учетом присущих их стране специфических условий (содержания учебного процесса, культурной среды, экономической ситуации и потребностей общества).
Как отмечается во Всемирном докладе ЮНЕСКО по образованию «Учителя, педагогическая деятельность и новые технологии», новое поколение вступает в мир, который претерпевает изменения в научно-технической, политической, экономической, социальной и культурной сферах. Возникновение «общества глобальной компетентности», изменяет как глобальную экономику, так и статус системы образования.
В среде политических деятелей, руководителей деловых кругов и профессионалов, занимающихся подготовкой преподавателей, растет осознание того, что система образования, предназначенная для подготовки специалистов в условиях экономики, основанной на доминировании сельского хозяйства или промышленности, не сможет сформировать у учащихся знания и умения, которые позволят им преуспеть в экономических условиях «общества глобальной компетентности» XXI века.
Новое «общество глобальной компетентности» характеризуется следующими особенностями:
• объем знаний, порождаемых в мировом сообществе, удваивается каждые два-три года;
• ежедневно в мире публикуется 7000 научных и технических статей;
• объем информации, пересылаемой через искусственные спутники Земли в течение двух недель, достаточен для заполнения 19 миллионов томов.
В настоящее время появляются новые возможности, которые уже оказывают мощное воздействие на удовлетворение базовых образовательных потребностей, но совершенно ясно, что потенциал этих новых возможностей в плане образования практически не используется. Эти новые возможности существуют главным образом благодаря действию двух взаимодополняющих факторов, каждый из которых возник недавно в качестве побочного продукта общего процесса развития. Во-первых, объем имеющейся в мире информации (значительная ее часть касается вопросов выживания и благосостояния) растет экспоненциально превышая объем информации, имевшейся всего лишь несколько лет тому назад, и темпы его роста ускоряются. Воздействие этого фактора значительно усиливается, когда оно подкрепляется еще одним современным достижением – новыми возможностями коммуникации между жителями нашей планеты. Существует возможность поставить этот фактор под контроль и позитивно, сознательно и целенаправленно использовать его для того, чтобы содействовать удовлетворению выявленных образовательных потребностей.
Главная проблема, с которой столкнулись системы образования, заключается в том, что необходимо определить, каким образом следует преобразовать учебную программу и процесс подготовки преподавателей, чтобы сформировать у учащихся навыки, которые позволят им эффективно работать в новой динамичной, информационно насыщенной и постоянно изменяющейся среде.
Глобальная экономика, основанная на технологиях, также ставит новые задачи перед отдельными странами по мере того, как национальные экономики во все большей степени приобретают транснациональный характер, а обмен информацией, технологиями, продуктами, капиталом и человеческими ресурсами между странами увеличивается. Новые экономические условия благоприятствуют наступлению новой эры глобальной конкуренции на рынке товаров, услуг и профессионального опыта. Все эти перемены приводят к серьезным изменениям в политических, экономических и социальных структурах во многих странах мира. В индустриально развитых странах основой экономики становятся информационные ресурсы, а не промышленность. Такая перемена обуславливает необходимость в обучении рабочих и служащих новым знаниям и умениям.
Информационные и коммуникационные технологии изменили характер работы и виды навыков, которые нужны в большинстве областей профессиональной деятельности. Распространение ИКТ, с одной стороны, способствовало появлению широкого спектра новых профессий (многих из них не было всего десять лет назад), но с другой стороны, исключило потребность во многих видах неквалифицированного или малоквалифицированного труда. Так, новая «интеллектуальная» сельскохозяйственная техника, основанная на передовых цифровых и промышленных технологиях, способна заменить большое количество низко квалифицированных сельскохозяйственных работников. Кроме того, новым производственным предприятиям требуется все меньше рабочих с низкой квалификацией. Как показало исследование, проведенное в Канаде, в высокотехнологичных компаниях низко квалифицированные кадры составляют лишь 10% от общей численности персонала.
В свете этих тенденций перед системами образования встают новые задачи по формированию у учащихся знаний и умений, необходимых для того, чтобы преуспеть в новой динамичной среде, характеризующейся быстрыми технологическими изменениями и возрастающими темпами создания новых знаний. К образованию привлечено внимание тех новых сил в области образования, технологий и политики, которые будут определять структуру систем образования в мире в наступившем веке. Многие страны направляют свои усилия на перестройку процессов преподавания и обучения с тем, чтобы подготовить учащихся к жизни в «обществе глобальной компетентности», основанном на информации и технологиях. В докладе ЮНЕСКО по образованию «Учителя, педагогическая деятельность и новые технологии» также отмечается, что новые технологии бросают вызов традиционным концепциям преподавания и обучения.
Информационные и коммуникационные технологии предоставляют в распоряжение общества мощные средства для преобразования нынешней классно-урочной модели образования, в которой центральная роль принадлежит преподавателю и основной является работа с текстами, в богатую, ориентированную на учащегося, интерактивную среду для работы со знаниями. Чтобы справиться с такими задачами, учебные заведения должны освоить новые технологии и приспособить инструментарий ИКТ для использования в учебном процессе. Конечной целью становится переход к новой парадигме обучения. Эта цель не будет достигнута, если не изменить традиционный подход к процессу обучения и не осознать возможности новых цифровых технологий, которые позволяют создавать новые, более привлекательные для учащихся, учебные среды. Работа в изменившихся условиях позволит школьникам и студентам принимать на себя большую долю ответственности за результаты учебы и формирование собственной системы знаний.
Широко распространено мнение, согласно которому методы преподавания, практикуемые во многих учебных заведениях, недостаточно эффективны для того, чтобы подготовить учащихся к будущей жизни. Многие из тех, кто занимается подготовкой преподавателей, а также руководители предпринимательских и государственных структур полагают, что в соответствии с целями обучения «смена парадигмы», наряду с применением информационных и коммуникационных технологий, может сыграть важную роль в приведении систем образования в соответствие с требованиями информационно насыщенного «общества глобальной компетентности».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Иформационные и коммуникационные технологии в образовании: монография / Под. редакцией Бадарча Дендева. – М.: ИИТО ЮНЕСКО, 2013. – 320 с.
2.Полат Е.С. Проблемы образования в канун XXI века // Эйдос: журнал центра дистанционного образования «Эйдос». – М.: Эйдос. -1998. - № 1
3.Роберт, И.В. Современные информационные технологии в образовании:
дидактические проблемы, перспективы использования / И.В. Роберт. – М.: Школа-Пресс, 1994
|