Воскресенье, 19.05.2024, 16:35
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы » 3. Современные педагогические методы и технологии в профессиональном образовании

Способы повышения учебной и профессиональной мотивации студентов при изучении психологических дисциплин

УДК 159.9

СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

 

И.В. Щекотихина, преподаватель,

ФГБОУ ВО "ОГУ им. И.С. Тургенева", г.Орёл,

e-mail: ira_1305@mail.ru

 

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема учебной мотивации студентов-психологов. Приведен опыт работы по формированию и повышению учебной и профессиональной мотивации обучающихся в рамках преподавания практико-ориентированных психологических дисциплин.

Развитие познавательных мотивов и познавательных возможностей личности является основой успешного обучения и готовности к самообразованию в системе профессиональной подготовки студентов. В период обучения в вузе под влиянием преподавания дисциплин базовой и вариативной части образовательной программы, участия в общественной жизни у обучающихся развивается и формируется профессиональная направленность личности - система доминирующих потребностей и мотивов, отношение личности к профессии, к себе как специалисту и т.д.

Студенты первого курса испытывают определенные трудности, препятствующие формированию учебной и профессиональной мотивации. Ряд особенностей организации образовательного процесса в вузах, таких как форма преподавания (лекции, семинары, лабораторные работы), отсроченный контроль успеваемости, большой удельный вес самостоятельной работы, оказывают негативное воздействие на успешность адаптации студентов-первокурсников к условиям обучения. К сожалению, некоторые из них поступают в высшие учебные заведения не в соответствии со своими способностями и интересами, а исходя из возможностей обучения на бюджетном месте, желания родителей и т.п. Неадекватная мотивация произведенного выбора отрицательно сказывается на эффективности обучения и становления студента как профессионала, создает различные проблемы в выработке важных профессиональных качеств [5]. В связи с этим одно из важных направлений деятельности преподавателей вузов - работа по формированию учебной и профессиональной мотивации студентов. Согласно И.А. Зимней, преподаватель призван формировать познавательные и собственно учебные потребности студента в выработке обобщенных способов действия и приемов усвоения новых знаний, в формировании более развитых умений во всех видах профессионально-ориентированной деятельности [4].

В психологической теории деятельности мотив рассматривается как центральный, системообразующий фактор деятельности. Согласно А.Н. Леонтьеву, деятельность – это процесс, "побуждаемый и направляемый мотивом – тем, в чем опредмечена та или иная потребность"; "за соотношением деятельностей открывается соотношение мотивов" [6].

С.Л. Рубинштейн, решая проблему соотношения обучения и развития, опирался на сформулированный им принцип единства сознания и деятельности: "Формируясь в деятельности, психика, сознание в деятельности, в поведении и проявляется" [8]. Необходимые для процесса обучения психические функции в этом же процессе формируются и развиваются. В связи с этим основная цель обучения - подготовка к будущей самостоятельной трудовой деятельности. Естественное стремление подготовиться к будущей деятельности и интерес к знанию - основные мотивы сознательного учения [8].

В зависимости от направленности обучающегося на различные стороны учебной деятельности различают две основные группы мотивов учения: познавательные, связанные с содержанием и процессом учебной деятельности, и социальные мотивы, связанные с различными формами социального взаимодействия учащихся [7].

К первой группе относятся широкие познавательные мотивы (ориентация на овладение новыми знаниями); учебно-познавательные мотивы (ориентация на усвоение способов добывания знаний); мотивы самообразования (направленность на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний). Вторая группа: широкие социальные мотивы (осознание социальной необходимости образования); узкие социальные мотивы (стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими - позиционные мотивы); мотивы социального сотрудничества (стремление к взаимодействию с окружающими, анализу способов и форм сотрудничества с другими) [7]. В психологической литературе описана большая группа содержательных характеристик мотивов учения, связанных с сущностью реализуемой деятельности.

Исследования показывают, что познавательные и профессиональные мотивы оказывают положительное влияние на эффективность учения студентов (Айсина Г.Х., Кругликов В.Н., Мешков Н.И., Науменко Е.А., Сорокоумова Г.В., Фастовец И.В. и др.). Профессиональные мотивы, интересы и ориентации оптимизируют отдельные компоненты учебной деятельности студентов, способствуют успешной адаптации к познавательной либо иной деятельности в процессе профессиональной подготовки. Учебно-познавательные мотивы выступают источником формирования профессиональных мотивов, первоначальной их формой в обучении профессии. Выраженность познавательных мотивов на начальных этапах обучения студентов способствует формированию положительного отношения к профессии [1].

В психолого-педагогической литературе широко обсуждается проблема факторов, способствующих формированию познавательной мотивации учения. По С.Л. Рубинштейну, эффективность учения определяется следующими факторами: интерес к изучаемому предмету, характер умственной деятельности, требуемой предметом; интерес, подкрепляемый соответствием склонностей изучаемому предмету или успех в изучении дисциплин; опосредованный интерес к предмету, обусловленный связью с будущей практической деятельностью. На развитие интересов в ходе обучения могут влиять появление новых учебных предметов, качество преподавания, развитие способностей обучаемых, овладение системой теоретического знания [8]. А.К. Маркова рассматривает такие факторы, как обновление содержания и укрепление межпредметных связей; совершенствование методов обучения, прежде всего проблемно-развивающего; расширение форм самостоятельной работы; активизация деятельности обучающихся; система работы по воспитанию приемов самообразования. В число приемов самостоятельной работы, положительно влияющих на развитие мотивов учения, входят приемы поиска дополнительной информации, рациональной организации времени, осознание обобщенных способов решения задач и т. п. [7].

Для того чтобы студент по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для студента. Поэтому, на наш взгляд, работа по формированию и повышению мотивации учения студентов, в частности студентов-психологов, должна начинаться с выявления ведущих мотивов выбора профессии. В большинстве случаев выбор профессии психолога не является случайным [2]. Студенты ориентируются на собственное желание и совет родителей. Доминирующие мотивировки поступления на психологические направления подготовки - стремление помочь людям, принять участие в разрешении проблем других людей, "очеловечить" общество; решить собственные психологические проблемы, обеспечить личностный рост и саморазвитие; интерес к профессии; престижность, необычность профессии [2; 3; 9].

Один из способов повышения мотивации учения - демонстрация важности получаемых знаний для самих студентов. Большими возможностями в данном направлении обладает одна из фундаментальных дисциплин "Общая психология". Так, например, при изучении темы, посвященной психологии внимания, обучающиеся знакомятся с факторами, способствующими развитию различных свойств внимания. Знакомясь с психологией памяти, они узнают, как лучше организовать запоминание учебного и любого другого материала, чтобы повысить эффективность данного процесса памяти. Учет известного "эффекта края", гласящего, что при запоминании ряда однородной информации лучше всего по памяти воспроизводится его начало и конец, дает возможность распределить заучиваемый материал по степени сложности: наиболее трудный для запоминания материал необходимо учить первым или последним. Обсуждение проблем психологии индивидуальности личности позволяет студентам понять свои темпераментальные, характерологические особенности.

Другой способ формирования учебной и профессиональной мотивации - профессиональная направленность знаний. Курс "Общепсихологический практикум" напрямую связан с будущей практической деятельностью студентов-психологов. Живой интерес у студентов вызывает двухнедельное нестандартизированное скрытое включенное наблюдение за одним из сокурсников и составление поведенческого портрета с целью последующей идентификации его с наблюдаемым. Процедура организуется таким образом, что обучающиеся не знают, кто за кем наблюдает. В результате происходит отработка важных профессиональных компетенций, в тоже время каждый студент получает возможность увидеть, как он воспринимается со стороны. В рамках практикума студенты овладевают и различными психологическими методиками, обучаясь процедуре их проведения, обработки и интерпретации полученных данных. Одновременно углубляется процесс самопознания, так как первоначально многие задания выполняются на самих себе. Студенты имеют возможность оценить различные методы психологического исследования и свои возможности в их использовании.

Курсы "Общая психология" и "Общепсихологический практикум" являются ярким примером осуществления межпредметных связей в процессе обучения студентов-психологов, что также способствует усилению учебной и профессиональной мотивации. В дальнейшем практически все дисциплины вариативной части в той или иной степени опираются на сформированные в рамках данных курсов общепрофессиональные компетенции.

На старших курсах возрастает доля практико-ориентированного обучения. Само содержание психологических дисциплин предполагает использование интерактивных методов обучения. Интерактивное обучение повышает мотивацию и вовлеченность студентов в решение обсуждаемых проблем, дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности обучающихся, процесс обучения становится более осмысленным. В рамках учебного курса "Тренинговая работа с детьми и подростками" наряду с традиционными методами изложения материала (лекция, семинар) используется метод портфолио, позволяющий продемонстрировать, проанализировать и оценить образовательные результаты освоения дисциплины. Студенты представляют картотеку игр и упражнений для детей разных возрастов, конспект, составленного ими и проведенного в парах на своей учебной группе, тренингового занятия, а также разработанную тренинговую программу. При этом тематика тренинга должна соответствовать той исследовательской проблеме, которой студент занимается в рамках курсовой, а в дальнейшем и выпускной квалификационной работы.

Расширение форм самостоятельной работы способствует формированию внутренней мотивации учения. Достаточно сложный курс "История психологии" предполагает усвоение большого пласта разнообразных сведений, отражающих логику развития психологического знания с древнейших времен по наши дни. Помимо традиционных заданий (заполнение сквозной таблицы о развитии представлений о психике, оформление словаря терминов и т.п.) студентам предлагается выбрать одну из психологических теорий и представить ее в виде творческого проекта. Разрешается совместная работа в парах. Спектр порождаемых студентами продуктов творчества очень широк - это стихотворения, ребусы, кроссворды, загадки, календари памятных дат и др. Так, студенты-старшекурсники преобразовали теорию рефлекса английского врача и священника Давида Гартли (1705 - 1757) в форму небольшой сказки.

Сказка о вибрациях

Лунин Л., Наумов Е.

Вам известен мудрый и добрый сказочник Гартли? Сейчас я Вам расскажу одну из его сказок.

В мире материальных физиологических процессов жили-были вибрации, они ходили в гости к органам чувств, где на них и осуществлялось внешнее воздействие. Вибрации были очень непоседливы и от органов чувств они наведывались к головному мозгу (и всегда приносили Nuts).

В головном мозге от радости встречи с друзьями начинались ответные вибрации в белом веществе, эти вибрации всегда старались наследить, чем и запомнились мозгу. И когда мозг совсем выходил из себя, он отправлял вибрации к органам движения. Таким образом, вибрации совершали свои малый и большой круги похождений. Вибрации настолько сдружились между собой, что их объединили нервные связи и ассоциации.

Вот так, дорогой друг, поживали жители города под названием Психика.

Таким образом, применяемые нами способы повышения профессиональной и учебной мотивации при изучении психологических дисциплин способствуют формированию профессиональных компетенций, позволяют перейти от пассивного усвоения знаний к их активному применению в модельных или реальных ситуациях профессиональной деятельности, что повышает качество подготовки будущих специалистов-психологов.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бакшаева, Н.А. Психология мотивации студентов / Н.А. Бакшаева, А.А. Вербицкий. - М.: Логос, 2006. – 184 с.
  2. Грищенко Д.Ю. Мотивация выбора профессии психолога. - Дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01 / Д.Ю. Грищенко. - Краснодар, 2003.
  3. Донцов А.И. Профессиональные представления студентов-психологов / А.И. Донцов, Г.М. Белокрылова // Вопросы психологии. – 1999. - № 2. - С. 42–49.
  4. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО 'МОДЭК', 2010. – 448 с.
  5. Иконникова, О.М. Взаимосвязь личностных особенностей и выбора профессии у будущих психологов / О.М. Иконникова, Е.Б. Пучкова // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. – 2010. - № 4. – С.87-93.
  6. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 1975. - 304 с.
  7. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. - М.: Просвещение, 1990. - 212с.
  8. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л.Рубинштейн. - СПб.: ПИТЕР, 2002. - 720 с.
  9. Якимова П.Ю. Мотивация обучения и выбора профессии у студентов-психологов, обучающихся на разных психологических специальностях / П.Ю. Якимова // Психологическая наука и образование. – 2008. - № 5. - С.110-119.
Категория: 3. Современные педагогические методы и технологии в профессиональном образовании | Добавил: Kofanov (14.12.2018)
Просмотров: 415 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика