Воскресенье, 19.05.2024, 18:04
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы » 3. Современные педагогические методы и технологии в профессиональном образовании

Современные принципы построения образовательной программы в рамках реализации дисциплины физическая культура

УДК 377.1

СОВРЕМЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

 

А.В. Каменев, преподаватель физической культуры,

Мценский филиал ОГУ им. И.С. Тургенева», г. Мценск,

e-mail: a.v.kamenev@bk.ru

 

Аннотация. в данной статье представлены современные принципы построения обучающей программы в рамках реализации дисциплины «Физическая культура» на базе среднего профессионального образования в условиях современного образования ФГОС.

Образование – это основной путь развития цивилизованного общества. Содержание процесса образования должно непрерывно обновляться, взаимодействуя с наукой и практикой, методические и технологические аспекты процесса образования должны постоянно дополняться и совершенствоваться, находя поддержку в практической деятельности человека, соответствуя потребностям государства и социума.

В последнее время в условиях современного образования методика обучения находится в сложном периоде, связанном с постоянным изменением стандартов образования, разработкой Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, среди которых немалое место занимает необходимость повышения качества и доступности образования. Данные обстоятельства требуют новых педагогических исследований в области методики преподавания дисциплин, поиска инновационных средств, форм и методов обучения и воспитания, связанных с разработкой и внедрением в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий. [1]

Для реализации познавательной и творческой активности обучающихся в учебном процессе должны применяться современные образовательные технологии, способные повысить качество образования, более эффективно использовать учебное время и реализовывать потенциал обучающихся. Современные образовательные технологии должны быть ориентированы на индивидуализацию, доступность и вариативность образовательного процесса, приносить результативность, независимо от пола, возраста и уровня образованности.

Основой успешной педагогической деятельности определяет грамотное владение преподавателем методикой проектирования. Основной формой проекта, является образовательная программа. Она является, прежде всего, инструментом организации педагогического процесса, в котором осуществляется реализация замыслов и планов. Создание образовательных программ — творческий процесс, требующий не только логического мышления, но и интуиции. Этот процесс еще изучен недостаточно и не может быть описан с помощью жестких нормативов и предписаний. Даже самый опытный педагог, мастер своего дела, далеко не всегда сможет описать свою деятельность и тем более объяснить каждое свое решение (многие решения принимаются педагогом интуитивно, они не полностью осознаются, и на вопрос, почему принято именно такое, а не иное решение в большинстве случаев отвечают: так подсказал опыт, это известно из практики и т. д.) Кроме того, следует иметь в виду, что разработка образовательных программ — это качественно иная, в сравнении с практической, деятельность педагога. Можно уметь решать задачу, но не уметь составлять алгоритм её решения [2].

Под образовательной программой дисциплины «Физическая культура» принято понимать совокупность профильных компонентов образовательного процесса: учебного, здоровьесберегающего, физкультурно-спортивного, досугового, и других, отвечающих образовательным потребностям обучающихся, направленных на их самореализацию, достижение ими определенного уровня образованности, всестороннего физического развития и социальной адаптации [3].

В связи с этим, на этапе создания и реализации образовательных программ дисциплины «Физическая культура» система обучения должна позволять строить содержание учебной деятельности с учетом основных принципов педагогической психологии и дидактики:

  • допускать реализацию управления учебной деятельностью любым способом, выбор которого обусловлен, с одной стороны, теоретическими воззрениями разработчика образовательной программы, а с другой— целями обучения;
  • стимулировать все виды познавательной активности у обучающихся, которые необходимы для достижения основных учебных целей — как ближайших, так и отдаленных;
  • учитывать в содержании учебного материала и процессе обучения уже приобретенные знания, умения и навыки обучающихся;
  • стимулировать высокую мотивацию обучающихся к самообразованию;
  • активизировать познавательную деятельность учащихся путем включения их в процесс рассуждения;
  • моделировать совместную (субъект-субъектную) деятельность преподавателя и обучающегося;
  • способствовать пониманию изучаемого материала;
  • содержание образовательной дисциплины и сложность учебных задач должны соответствовать возрастным возможностям и строиться с учетом индивидуальных особенностей обучающихся;
  • обратная связь должна быть педагогически оправданной, информировать о допущенных ошибках, содержать информацию, достаточную для самоанализа и последующего устранения;
  • диагностировать обучающегося с целью индивидуализации обучения, а также оказания требуемой помощи;
  • оказывать содействие, при решении учебных задач обеспечивая педагогически обоснованную помощь, достаточную для того, чтобы решить задачу и усвоить способ ее решения;
  • оказывать помощь обучающемуся с учетом характера затруднения и модели обучаемого;
  • информировать обучаемого о целях обучения, сообщать ему, насколько он продвинулся в ее достижении, его основные недочеты, характер повторяющихся ошибок;
  • проявлять дружелюбие, особенно при оказании помощи обучающимся;
  • допускать индивидуализацию обучения, позволять обучающемуся принимать решение о стратегии обучения, характере помощи и т. п.;
  • адекватно использовать все способы предъявления информации в виде устного текста, видео, изображений. Не навязывать темп предъявления информации;
  • вести диалог, заданный не только темой занятия, но и обучающимися, позволять последним задавать вопросы;
  • допускать модификацию, внесение изменений в способы управления учебной деятельностью.

Внедрение в образовательный процесс современных принципов обучения позволит обучающимся отработать глубину и прочность знаний, закрепить умения и навыки в различных областях деятельности; развивать мышление, умения самостоятельно планировать свою учебную, самообразовательную, тренировочную деятельность; воспитывать привычки четкого следования требованиям дисциплины в организации учебных занятий и распорядка дня. Основой образования должны стать не столько учебная дисциплина, сколько деятельностный подход. Необходимо не только выпустить специалиста, получившего подготовку высокого уровня, но и включить его уже на стадии обучения сделать его способным самостоятельно принимать различные решения. Преимущества применения современных принципов обучения в СПО состоят в том, что меняются функции преподавателя и студента, преподаватель становится консультантом, а студентам предоставляется большая самостоятельность в выборе путей усвоения учебного материала. Всё это даёт широкие возможности дифференциации и индивидуализации в учебной деятельности. Результативность, в конечном итоге, зависит от только от мастерства преподавателя, но и определяется совокупностью всех компонентов. Образовательные технологии связаны с повышением эффективности обучения и воспитания и направлены на конечный результат образовательного процесса в СПО — это подготовка высококвалифицированных специалистов [2].


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Зверева Н. А. Применение современных педагогических технологий в среднем профессиональном образовании [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май

 2015г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 161-164. URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/8083/ (дата обращения: 13.10.2018).

2. Вайндорф-Сысоева, М.Е. Педагогика / Л.П. Крившенко, М.Е. Вайндорф-Сысоева. - М.: Проспект, 2015. - 488 c.

3. Кайнова, Э.Б. Общая педагогика физической культуры и спорта: Учебное пособие / Э.Б. Кайнова. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 208 c.

 

 

Категория: 3. Современные педагогические методы и технологии в профессиональном образовании | Добавил: Kofanov (14.12.2018)
Просмотров: 309 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика